Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

НЕТЕКСТОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Добранская Л.С. 1 Алексеева О.В. 1
1 Сургутский государственный педагогический университет
Наше время характеризуется резким увеличением объема и плотности информационных потоков, что приводит к изменению приоритетов образования. В связи с этим необходимо не только знать, но и владеть информационными понятиями, новейшими технологиями и методами хранения и передачи информации, ресурсами Интернета, а также использовать в своей деятельности современные методы и приёмы. Это изменение неизбежно отражается на деятельности учителя, формировании структуры его взаимодействия с детьми в условиях нарастающего потока информации. Данная проблема является актуальной и в ФГОС НОО определены планируемые результаты необходимые для освоения ООП, в которых уделяется особое внимание познавательным умениям. Урок занимает важнейшее место образовательном процессе и имеет важнейшее значение для формирования информационной культуры учащихся младших классов в частности. Именно на уроке организовывается познавательная деятельность учащихся, формируются и развиваются предметные и ключевые компетенции, применяются современные образовательные технологии, создается «ситуация успеха», психологического комфорта, обеспечивается сохранение здоровья учеников. Также для формирования информационной грамотности учитель может использовать и другие наглядные методы, такие как графические приемы. Графическая наглядность способствует сохранению зрительной памяти «опорных слов» у обучающихся. Используя графическую наглядность, учитель знакомит детей младшего школьного возраста не только с определенным объемом учебного материала, но и с путем его упорядочения, обобщения и систематизации.
информация
информационная грамотность
информационная культура
нетекстовые формы
1. Горячев, А.В. О понятии «информационная грамотность» // Информатика и образование. – 2001. – №1. – С. 14–17.
2. Громова О.К. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке / О.К. Громова; Курсы повышения квалификации. Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 19 с.
3. Заир-Бек С. Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке / Пособие для учителя. – М., 2004.
4. Мальцева Н.Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/umenie-rabotat-s-informatsiey-kak-planiruemyy-rezultat-obucheniya-mladshego-shkolnika.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт: начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – С. 51.

В современном обществе приходится работать с огромным количеством информации и основной задачей школы является формирование у детей универсальных учебных действий. Люди перестали посещать библиотеки, искать информацию в книгах, не умеют работать с информацией в Интернете. В связи с этим необходимо не только знать, но и владеть информационными понятиями, новейшими технологиями и методами хранения и передачи информации, ресурсами Интернета, а также использовать в своей деятельности современные методы и приёмы. Все это позволит сформировать информационную культуру у ребенка. Но в наше время не все учителя сами являются информационно грамотными, а вследствие этого не применяют в своей деятельности новейшие технологии, методы и приемы для формирования информационной грамотности у детей младшего школьного возраста. Поэтому от того как учитель организует учебную деятельность на уроке ,зависит и формирование всех этих действий.

Данная проблема является актуальной и в ФГОС НОО определены планируемые результаты необходимые для освоения ООП, в которых уделяется особое внимание познавательным умениям [5, с. 9]:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ( в справочных материалах учебника ,в детских энциклопедиях);

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

• использовать знаково-символические средства , в том числе модели схемы для решения языковых задач;

• дополнять готовые информационные объекты (таблицы ,схемы);

• находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи;

• осуществлять синтез составления целого из частей (составление слов, предложений ,текстов);

• классифицировать, обобщать ,систематизировать изученный материал по плану, таблице.

Таким образом, в стандарте представлены умения, которыми должен обладать ребенок в младшем школьном возрасте.

Информация – это совокупность сведений, представленных в различных видах и формах. Если обучающийся научится не только её искать, понимать, но и представлять в различных информационных продуктах её, то смогут видеть причинно-следственные связи между всеми элементами информации, проанализировать её, обобщить [1, с.14].Умение – это способ выполнения действия, основанный на приобретенных знаниях.

У учащихся необходимо формировать четыре группы умений, обеспечивающих:

– поиск информации;

– обработку информации;

– хранение информации;

– рефлексивные умения в сфере работы с информацией.

Если обучающиеся научатся работать с информацией, то можно формировать информационную грамотность.

По мнению Громовой Ольги Константиновны [2], информационная грамотность – это умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее; умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы для фиксации результатов; умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы; умение создавать свои источники информации.

Исходя из определения информационной грамотности и сущности деятельностного подхода, предполагается, что эффективная организация учебного процесса должна:

– содержать постановку учебно-информационных задач;

– быть основана на потребностях обучающихся и учитывать их уровень;

– привлекать обучающихся к информационной деятельности на всех учебных предметах;

– быть основана на активных методах.

В настоящее время и в образовательных учреждениях встает проблема о формировании информационной грамотности. Обычно большую часть урока учитель объясняет, иллюстрирует, рассказывает, дает репродуктивные задания. Активной познавательной деятельности учащихся отводится очень мало времени, что ведет к недостаточному развитию мышления. Проблемные, практические и исследовательские методы, способствующие формированию мыслительных процессов, используются недостаточно. Отсюда слабое развитие самостоятельного мышления учеников, предпочтение ими стандартных решений, неумение выбирать эффективные приемы работы с учебником.

Мальцева Н.Г. [4] также рассматривала проблему формирования информационной грамотности. В своей статье она рассматривала понятие «информационная грамотность». Подчеркивала необходимость формирования её с помощью нетекстовых форм представления информации (таблиц, диаграмм, схем).

Разнообразие источников и потребителей информации привело к появлению различных форм ее представления: символьной, текстовой, графической и др. Условно все формы можно разделить на текстовые и нетекстовые. К последней группе форм представления информации будут относиться символьная и графическая. Опишем их.

Символьная форма основана на использовании символов – букв, цифр, знаков и т.д. Эта форма представления информации является наиболее простой, но она практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях.

Графические приёмы систематизации материала и этапы их построения

Название приема

Цель

Этапы (правила ) построения

«Дерево предсказаний»

формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти

1 этап – преподаватель предлагает обучающимся высказать предположения по какой-либо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке).

2 этап – обучающиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) преподаватель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи

3 этап – после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения обучающихся.

Кластер

развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит умению проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимых при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.

1 этап – по середине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап – обучающиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.

4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Бортовые журналы

развитие способности фиксировать информацию методом ключевых слов; развитие умения обобщать и систематизировать поток информации;

Учитель объясняет, каким образом необходимо работать с бортовым журналом.

В течение 10—15 мин учитель рассказывает на уроке «новое» для всего класса.

Обучающиеся в течение 5 мин заполняют свои бортовые журналы (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т. д.).

Обучающиеся в парах, а затем в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некоторых случаях обращаются за консультациями (5—8 мин).

Преподаватель обсуждает бортовые журналы со всем классом, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает с обучающимися.

Прием «Общее- уникальное»

способствует развитию важного метапредметного умения – способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов

Проанализируйте представленную форму.

Проанализируйте с двух позиций.

Сделайте вывод.

Выпишите общее.

Можно оформить в виде таблицы.

Стратегия «Фишбоу»

Актуализация имеющихся у обучающихся знаний по изучаемой теме.

1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, учитель записывает формулировку проблемы.

2. Путем анализа источников, возможно, просмотра видеофильмов и т.д. – обучающиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов.

3. Путем анализа связки «причины-аргументы» обучающиеся объединяют все аргументы в вывод, который записывается в конечной части рисунка

 

Наиболее емкой и сложной является графическая форма представления информации. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки, играющие важную роль в деятельности человека.

Нетекстовые формы представления информации – модели, с помощью которых можно представить текст в знаково-символической форме. Графическая наглядность способствует сохранению зрительной памяти «опорных слов» у обучающихся. Используя графическую наглядность, учитель знакомит детей младшего школьного возраста не только с определенным объемом учебного материала, но и с путем его упорядочения, обобщения и систематизации. Отсюда следует,что выполненяя графические работы, учитель, и сам школьник могут оценивать организацию учебной деятельности. Графическая наглядность может быть представлена с помощью текстовых и нетекстовых форм. Существует многообразие нетекстовых форм представления информации: кластеры, таблица «Инсерт», прием «Общее–уникальное», стратегия «Фишбоу», «Бортовой журнал», «Дерево предсказаний» и др.

Опишем вышеперечисленные приемы в таблице.

Обобщая, мы видим, что данные приемы направлены на развитие умения выделять и графически представлять информаицю. Эти приемы выделили и описали С. Заир-Бек И. Муштавинская [3] в технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Анализ литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что уже учебниках 5 класа по разным предметам школьникам предлагется составить, например, кластеры, а в начальной школе они даются обучающимся в готовом виде, что не не позволяет создать условия для формировани у них субъектной позиции, не формируя при этом у них умения составляющие информационную грамотность.

Поэтому необходимо так организовать работу с нетекстовыми формами представления информации для формирования информационной культуры у детей младшего школьного возраста на основе теории учебной деятельности В.В.Давыдова, который считал, что единственным каналом эффективного усваивания внешней информации является собственная учебная деятельность, и поэтому школьников надо обучать целенаправленно способам самостоятельного познания.


Библиографическая ссылка

Добранская Л.С., Алексеева О.В. НЕТЕКСТОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18454 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674