Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Пецкова Л.Г. 1
1 Сургутский государственный педагогический университет
В статье представлена проблема формирования гендерного поведения дошкольников. Современные условия развития общества характеризуются изменениями в сфере ценностно-нравственных отношений между полами. Все больше размывается граница понятий «мужское» и «женское». Недостаточное внимание к проблеме формирования гендерного поведения, начиная с дошкольного периода, приводит к появлению социальных проблем. В связи с этим на государственном уровне перед образовательной системой сформировался социальный заказ – формирование полоролевого поведения у детей дошкольного возраста. В статье раскрыты основные условия, влияющие на эффективность формирования гендерного поведения. Предложены конкретные произведения художественной литературы для формирования гендерного поведения в дошкольном возрасте.
гендерное поведение
дошкольный возраст
1. Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду: Как работать по программе «Детство». – М.: Детство-Пресс, 2010. – 288 с.
2. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – М.: Айрис- Пресс, 2010. – 128 с.
3. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. – М.: Флинта, 2011. – 176 с.
4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному: вопросы психологии. – М.: Учебная литература, 2008. – 160 с.
5. Калишенко В.Д., Козлова С.А., Ледовских Н.К. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
6. Кон И.С. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. – СПб, 1991. – 319 с.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
8. Псарева Л.О. Художественная литература как инструмент гендерного воспитания дошкольников. – URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/06/21/statya-o-detskoy-khudozhestvennoyliterature-v.
9. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – 232 с.
10. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 176 с.
11. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраст. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
12. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3–7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.
13. Самсоненко Л.С., Загайнова Ю.А. Основные условия формирования полоролевого поведения у детей в системе дошкольного образования // Наука, образование, общество. – 2015. – №3. – С. 58–64.

Условия развития современного общества характеризуются изменениями в сфере ценностно-нравственных отношений между полами. Все больше размывается граница понятий «мужское» и «женское», нет четко разделения между социальными и профессиональными ролями мужчин и женщин. Борьба за равенство прав, демократизация общества приводит к перемешиванию половых ролей, омужествлению женщин и феминизации мужчин. Недостаточное внимание к проблеме формирования гендерного поведения, начиная с дошкольного периода, приводит к появлению социальных проблем: мальчики демонстрируют эмоциональную неустойчивость, нерешительность, тревожность, а в поведении девочек наблюдается агрессия, неаккуратность, нетерпимость [4].

В связи с этим на государственном уровне перед образовательной системой сформировался социальный заказ – формирование полоролевого поведения у детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС дошкольного образования [7] среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования заявлено развитие у ребенка позитивного восприятия окружающего мира, других людей и самого себя, обладание чувством собственного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; способность находить компромисс, соотносить собственные интересы с желаниями и чувствами других, проявлять эмпатию к другим, способность выходить из конфликтных ситуаций. Становление конкретно этих качеств определяется формированием представлений о полоролевом поведении.

В этих условиях становится достаточно актуальной задача полоролевого воспитания детей, формирование личностных качеств будущих жен и мужей, матерей и отцов. Исследования И.С. Кона [6] показывают что почти все индивидуальные характеристики при становлении личности ребенка являются половозрастными и первая категория осмысления представлений о самом себе – это половая идентификация. В различных исследованиях представлено описание отличий в развитии темпов физического и психического развития мальчиков и девочек уже с самого раннего возраста, охарактеризованы различия в их игровых интересах, стратегиях мыслительной деятельности, особенности речи. Из практики работы в дошкольной организации видно, что девочки охотнее играют в куклы, кухню, дочки-матери, мальчики больше интересуются машинами, оружием. Мальчики организуют свои игры с предметами, им нравится строить конструктор, девочки в играх проявляют больше вербального общения. В игровой деятельности дошкольники находят свое отражение ы традиционном подходе к роли мужчины и женщины в обществе.

Известно также, что идентификация человека с определенным полом влияет на дальнейшее становление личности, ее представления о себе, интересы и формы поведения [3, 11].

Необходимо понимать, что именно дошкольный возраст – наиболее интенсивный этап формирования полоролевого поведения, сензетивный период становления представлений у ребенка о половой принадлежности [12].

Анализ отечественных (В.Е. Каган, И.С. Кон, Т.А. Репина, Н.Е. Татаринцева и др.) и зарубежных исследований (А. Бандура, Л. Кольберг, Э. Маккоби), посвященных формированию полоролевого поведения, позволяет определять данное понятие как усвоение и активное воспроизведение человеком социальной роли, свойственной представителю определенного пола [13].

В работах Н.К. Ледовских подчеркивается, что воспитание полоролевого поведения нельзя ограничивать только формированием знаний и представлений о социальных ролях мужчин и женщин, о качествах мужественности и женственности [5]. Образовательный процесс дошкольной организации должен быть направлен на формирование позитивного эмоционального восприятие ребенком своего пола, гордости за свою принадлежность к нему и формировать предпочтения и интересы, соответствующие полу.

Также Н.К. Ледовских отмечает, что успешность воспитания полоролевого поведения у дошкольников будет обеспечена тогда, когда в воспитательной работе [5]:

– реализуются ведущие принципы нравственного воспитания

– поддержка активности и самостоятельности ребенка, понимание чувств ребенка, учет его потребностей и интересов, варьирование форм педагогического воз- действия;

– формируются основы нравственных идеалов мужественности и женственности у дошкольников через различные виды детской совместной деятельности (сюжетно-ролевые игры и свободные творческие игры – драматизации, продуктивную деятельность);

– используются механизмы подражания в поведении дошкольника, его эмоциональность в проявлении чувств и активность его образов воображения (особое значение связано с восприятием художественных произведений, где привлекательные для ребенка герои являются эталонами мужественности или женственности, а их поступки вызывают у детей желание быть на них похожими);

– учитывается специфика общей социальной ситуации в развитии до- школьников, особенности их воспитания и положения в семье и группе детского сада.

Т.А. Репина в своих исследованиях подчеркивает, что без грамотно организованного педагогического руководства процесс присвоения детьми социального опыта и процесс формирования полоролевого поведения идет нецеленаправленно, неуправляемо, требует больших затрат времени и оказывается неэффективным [9]. При целенаправленном воздействии педагога на воспитание и обучение данный процесс требует меньше времени и дает хорошие результаты. В итоге становление полоролевого поведения предполагает социально образованную, полноценную личность.

Соответственно, для достижения задачи формирования полоролевого поведения в дошкольном возрасте необходимо создание определенных психолого-педагогических условий:

1. Создание предметной развивающей среды, соответствующей гендерным интересам воспитанников.

Для игровой деятельности мальчикам требуется свобода и большое пространство, так как они, в первую очередь, «исследователи, первопроходцы, осваивающие территорию и преодолевающие трудности». Часто игрушки используются мальчиками как атрибутика героев сказок и мультфильмов, символизирующая романтическое отношение к героизму и мужеству. В группе сверстников мужского пола и при наличие необходимого игрового пространства у мальчиков складываются базовые формы поведения мужчин [1].

Для девочек оказывается более ценным ближнее пространство, в котором осваивается заложенное биологическими предпосылками предназначение: хранительницы семейного очага, создание уюта и комфорта для своих близких и родных, психоэмоциональное общение (девочки ежедневно наводят порядок в доме, ходят в магазин, школу, кафе, больницу, заботятся о детях, превращаются в принцесс). Девочки предпочитаю общаться в небольшом коллективе сверстниц (группа из 3–4 детей). Девочкам важно иметь возможность уединиться, выделить себе в групповом помещении уголок и оборудовать его. Для девочек также важно создавать в пространстве возможности использования мелких игрушек, для которых они создают миниатюрное жилое пространство и своими руками обустраивают быт: мастерят кукол из лоскутов и бумаги, вырезают из бумаги кукольную одежду, готовят аксессуары из бусин, пуговиц, природного материала. Именно при таких условиях формируются жизненные ценности, стили и нормы женского поведения [1, 10].

2. Организация самостоятельной игровой деятельности дошкольников в соответствии с половым поведением.

Очень важно организовать такие игры, в процессе которых дети могли бы взаимодействовать в соответствии с гендерными особенностями. Девочки принимают на себя женские роли, а мальчики – мужские. Так, например, во время игры с конструктором при строительстве дома мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал и мебель на машинах, установить основные крупные детали, девочки же займутся обустройством комнат (украшение дома, сервировка стола, уход за детьми).

3. Организация непосредственной образовательной деятельности или специальных занятий, направленных на формирование представлений о себе как о представителе определенного пола.

Можем провести занятие на тему: «Из чего же сделаны наши мальчишки и девчонки?». Цель занятия – формировать представления о ведущих характеристиках мужского и женского пола, отличительных особенностях мужского и женского поведения. Использовались коммуникативные виды деятельности, в частности беседы с детьми по темам «Качества настоящих мужчин», «Качества настоящих женщин», «Чем похожи и чем отличаются мальчики и девочки». В процессе обсуждения с детей подводили к выводам, что мальчики не боятся брать на себя сложные и даже не интересные, но важные поручения, демонстрируя тем самым свои лучшие мужские качества – силу, выносливость, умение преодолевать трудности, достигать цели, быть терпимыми и рассудительными и др. Девочкам важно брать на себя заботы, связанные с созданием красоты, уюта, уходом за маленькими и животными, проявляют свои лучшие женские качества -заботливость, внимание, тер- пение, нежность и др. [2].

4. Использование художественной литературы.

Персонажи сказок и литературных произведений являются носителями характеристик определенного пола, а значит, демонстрируют отличительные социально-половые черты. Одни герои детям нравятся, они восхищаются их поступками, стараются быть на них похожими. Других персонажей дети не любят, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них. Любимые герои сказок, стихов, могут стать для мальчиков образцом смелости, решимости, героизма, а для девочек – примером скромности, нежности, любви.

Примером произведений могут быть «Богатыри» В. Берестова, «Будь муж- чиной» А. Джачаева, дагестанская народная сказка «Храбрый мальчик», «Сережа моет калоши» З. Александровой, «Как у нашей Ирки» Е.Благининой, «Мастерица» Г. Люшнина и др.

Л.О. Псарева, например, предлагает разделить произведения художественной литературы по тематике и по полу [8].

5. Формирование эффективной системы взаимодействия с семьей.

Во многом формирование полоролевого поведения ребенка определяется теми эталонами поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в своем самом близком окружении – в семье. Различная тематика игр может отразить состав семьи (мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки и др.), трудовые обязанности «мамы», «папы», «ребенка», семейные традиции, взаимоотношения в семье. Важно, чтобы педагог обращал внимание не только на игровые действия детей, но и на образы, создаваемые ими. Психологами установлено, что ориентация детей в общественной жизни начинается с опорой на собственную семью [4].

Таким образом, можно сказать о важности дошкольного детства в формировании личности ребенка. Ведь именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения, завязываются первые отношения, формируются механизмы подражания, развивается рефлексия. Развитие основ мужественности и женственности также начинается в дошкольном возрасте, когда происходит первичная половая идентификация, поэтому очень важно то, какая модель полового поведения сформируется у детей дошкольного возраста.

Однако, современная система дошкольного образования нуждается в совершенствовании программ и методических материалов по формированию полоролевого поведения. Перспективным направлением является ориентация содержания воспитательного процесса на учет гендерных особенностей дошкольников.


Библиографическая ссылка

Пецкова Л.Г. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18450 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674