Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ТРАНСПОРТ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ

Телишева К.С. 1 Стародуб М.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Рассмотрены методы транспортировки сжиженного углеводородного газа для потребителей, находящихся вблизи и на больших расстояниях от кустовых баз и газонаполнительных станций. Обозначены факторы роста продаж газового оборудования многоцелевого назначения. Приведены основные виды автотранспорта баллонов. Рассмотрено основное назначение специальных автомобилей. Рассмотрена конструкция специальных автомобилей. Приведена краткая техническая характеристика спецавтомобиля и автопоездов. Также рассмотрен метод транспортировки сжиженного углеводородного газа в «скользящих» резервуарах, конструкция данного вида резервуаров и их преимущества в сравнении с традиционным баллонным способом транспортировки. Рассмотрены методы защиты сосуда от возможности повышения давления или создания избыточного давления внутри тела резервуара. Рассмотрена актуальность использования «скользящих» резервуаров в России, США, Англии и Франции. Приведены характеристики «скользящих» емкостей. Приведен наиболее рациональный объем «скользящей» емкости.
автомобильный транспорт
сжиженный углеводородный газ
1. Перевозка сжиженного газа автотранспортом // https://lektsii.org/16–76121.html.
2. Перевозка СУГ в скользящих резервуарах // http://www.gasholder.ru/763–perevozka-sug-v-skolzyaschih-rezervuarah.html.
3. Коршак А.А. Нефтеперекачивающие станции: учеб.пособие / Феникс, 2015. – 269 с.
4. Коршак А.А. Нефтебазы и автозаправочные станции: учеб. пособие, 2015. – 248 с.

С ростом промышленного производства и гражданского строительства происходит постоянное увеличение спроса на энергоносители. Одним из наиболее важных и высокотехнологичных решений является оснащение небольших производственных предприятий и частных домов системами автономного газоснабжения на базе так называемых газгольдеров.

На этом позитивном фоне растут и продажи газового оборудования многоцелевого назначения, включая испарительные установки, автоматизированные узлы слива, компрессоры и даже передвижные заправочные комплексы (автогазовозы) для доставки сжиженного углеводородного газа оптовому или конечному потребителю.

Индивидуальные потребители, расположенные вблизи кустовых баз или газонаполнительных станций (до 30/50 км), получают сжиженные газы непосредственно с КБ или ГНС в баллонах. Баллоны доставляются бортовыми автомобилями грузоподъемностью до 2,5 т или специальными автомобилями, приспособленными для развозки баллонов.

При больших расстояниях от индивидуальных потребителей до КБ и ГНС непосредственная доставка сжиженных газов становится нерациональной. В таких случаях организуются промежуточные пункты обмена баллонов (ПОБ). Баллоны, заправленные на КБ и ГНС, доставляются на такие промежуточные пункты в большегрузных автомобилях (бортовых или специально приспособленных).

На промежуточных пунктах производится разлив сжиженных газов в баллоны, куда сжиженные газы с КБ и ГНС доставляются в автоцистернах. В зависимости от установленного на промежуточных пунктах оборудования сжиженные газы из автоцистерн могут сливаться в емкость, соединенную с наполнительной рампой или непосредственно в баллоны посредством подключения автоцистерн к наполнительной рампе. Баллоны, заправленные на промежуточном пункте обмена баллонов, доставляются автотранспортом потребителю. Таким образом, сжиженный газ доставляется потребителю автотранспортом в баллонах непосредственно с ГНС или через ПОБ [1].

Автотранспорт баллонов можно разделить на два вида: специальными (баллоновозами) и бортовыми автомобилями.

Обычные бортовые грузовые автомобили, применяемые для перевозки баллонов, в настоящее время заменяются специально оборудованными. Это позволяет значительно облегчить погрузку и разгрузку наполненных баллонов в пунктах доставки.

Специальные автомобили предназначены для перевозки баллонов со сжиженным газом в ячейках кузова. Кузов спецавтомобиля представляет собой сваренный из труб и уголков каркас, в ячейки которого помещают в горизонтальном положении вентилями к середине кузова баллоны. Баллоны укладывают на подвесные ролики, обтянутые резиновыми трубками, смягчающими удары. Подвесные ролики облегчают погрузку и разгрузку баллонов в автомобиль. В кузове баллоны укладывают в шахматном порядке, что позволило уменьшить его размеры. Верхней частью баллоны упираются в деревянную перегородку с отверстиями для колпаков с вентилями, что исключает их сталкивание. Чтобы баллоны не выпадали из ячеек при перевозке, их запирают штангами, помещенными в специальные кронштейны. Каркас для размещения баллонов устанавливается на раме шасси и крепится к пей системой уголков. В ячейке помещается тележка для развозки баллонов. От нагрева солнечными лучами баллоны защищает теневой кожух , выполненный в виде разделенной брезентовой крыши, собранной на каркасе из дюралевых уголков. Автомобиль снабжается двумя углекислотными огнетушителями. а глушитель двигателя вынесен вперед. По обеим сторонам кабины проходит красная полоса с надписью: «Пропан. Огнеопасно». Автомобиль рассчитан на перевозку баллонов вместимостью 50 л [2].

В настоящее время нет еще автомобилей, удовлетворяющих всем требованиям транспортировки баллонов. Основные требования к таким автомобилям: устройство кузова должно допускать механизацию, а в дальнейшем и автоматизацию погрузки заправленных баллонов и выгрузки пустых на ГНС; при транспортировке баллоны должны быть надежно закреплены, конструкция не должна допускать повреждения баллонов, истирания краски и выпадания баллонов; машина должна иметь защиту от нагрева солнечными лучами; проходимость по узким улицам с заснеженным покровом или в распутицу; возможность разгрузки па узких улицах поселков с кюветами по сторонам; возможность одному человеку снять любой баллон; наклон автомобиля не должен приводить к выпаданию баллонов при разгрузке.

Баллоновоз служит для перевозки баллонов вместимостью 50 л, которые укладываются горизонтально в 2 ряда вентилями к осевой продольной линии в 2 яруса.

В последнее время для перевозки баллонов часто применяют автопоезда, образованные соединением автомобиля-тягача с полуприцепом [3].

Краткая техническая характеристика спецавтомобиля и автопоездов представлена в табл. 1.

Таблица 1

Краткая техническая характеристика спецавтомобиля и автопоездов

Тип автомобиля

Габаритные размеры, мм

Число перевозимых баллонов вместимостью 27 л

Масса газа в баллонах, кг

База автомобиля

Тип полуприцепа

Спецавтомобиль Автопоезд

6147 1970 2250 10950 2500

   

ГАЗ-53

МАЗ-504

МАЗ-5245

АП Автопоезд АП-1

3180 9050 2310 2505

   

ЗИЛ-13081

ММЗ-548

Таблица 2

Характеристики скользящих емкостей

Страна

Тип емкости

Объем, м3

Диаметр, мм

Коэффициент металлоемкости

Россия

Съемный резервуар РС-1600

1,597

 

0,985

Англия

Сферическая емкость

1,6

 

0,725

США

Горизонтальная емкость

0,41

4,37

 

Германия

Горизонтальная емкость

3,68

7,36

 

Доставка СУГ в последнее время может быть осуществлена специальным транспортом, использующим стационарные резервуары от полутонны до 3,5 тонн, именно такие сосуды и получили название «скользящие».

3а рубежом транспорт сжиженного газа в «скользящих» емкостях получил широкое распространение. Фирма «БеаиртАмф» (США) изготавливает эмалированные «скользящие» емкости с предполагаемым сроком службы до 50 лет.

В Англии «скользящие» емкости транспортируют специальными автомобилями, оборудованными гидравлическими кранами. По территории газонаполнительной станции (ГНС) «скользящие» емкости транспортируют с помощью специального приспособления, оборудованного ручной лебедкой для подъема и опускания емкости.

Во Франции каждый потребитель сжиженного газа имеет свой способ погрузки, разгрузки и транспортировки «скользящих» емкостей. Одни используют специальные автомобили с консольными кранами, другие – площадку кузова грузовика или специальные прицепы. Емкости на ГНС погружают в кузов автомобиля автопогрузчиками.

Увеличение объема «скользящей» емкости ведет к уменьшению транспортных расходов, однако она должна удовлетворять условиям погрузо-разгрузочных работ и быть транспортабельной. Расчеты показывают, что наиболее рациональный объем «скользящей» емкости 7 м3, при длине 2600 мм и диаметре обечайки 2000 мм.

В России для газообеспечения розничного потребителя, а это могут быть кемпинги, туристические базы, небольшие дома отдыха и санатории, применяются съемные резервуары, работающие под давлением марки РС-1600. Сам сосуд представляет из себя 2 полусферических днища и тело обечайки с применением малоуглеродистой, а в некоторых случаях, кислотостойкой стали. Снизу тела сосуда приварены четыре опоры для возможности обеспечения горизонтального размещения на шасси, а в центре сосуда расположены бобышки, имеющие нарезные отверстия для подключения запорной и предохранительной арматуры. Для защиты сосуда от возможности повышения давления или создания избыточного давления внутри тела резервуара применяется сбросной предохранительный клапан (ПСК). размещение на платформе автотягача осуществляется при помощи 4-тонного крана. А если перевозке подлежат более 2-х резервуаров, то между ними устанавливают простые деревянные бруски. Характеристики скользящих емкостей приведены в табл. 2 [4].

Применение резервуаров РС-1600 позволило народному хозяйству страны значительно снизить удельные затраты на перевозку 1 тонны транспортируемого газа СУГ. Расходы, связанные с перевозкой углеводородов указанным способом снижаются против традиционного баллонного способа на 25 %. Такой способ снабжения сжиженным газом отдаленных хозяйств очень удобен и выгоден.


Библиографическая ссылка

Телишева К.С., Стародуб М.В. ТРАНСПОРТ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-4.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18397 (дата обращения: 29.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074