Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АНАЛИЗ ИНТЕРАКТИВНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

Сергеева А.Г. 1 Макушкина Л.А. 1 Рыбанов А.А. 1
1 Волжский политехнический институт
В данной статье приведен анализ интерактивной автоматизированной системы обучения. Рассмотрены проблемы развития традиционного обучения и переход к инновационным формам обучения; интерактивные методы обучения и их краткое описание. Описывается автоматизированная система обучения и её различные составляющие. Даётся обобщенная характеристика таким системам как: LearningManagementSystem (LMS) и SAP LearningSolution (SAP LSO). На основании анализа обучающих систем выявлены основные функциональные требования, которые должны быть учтены при их разработке. В заключении автор приходит к выводу о том что, современные технологии требуют изменения взгляда на традиционные формы организации учебного процесса. А так же введение автоматизированных обучающих систем, определенно, повысит уровень знаний, улучшится качество обучения.
традиционная форма обучения
интерактивность
автоматизированная система обучения
АСО
1. Кутакова Е.В. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения // Методическая разработка. – 2014. – С. 3–5.
2. Попова Ю.Б. Классификация автоматизированных систем управления обучением // Системный анализ и прикладная информатика. – 2016. – С. 56.
3. Минав Д.М. Использование интерактивных методов обучения на уроках естествознания // Концепт: Научно-методический электронный журнал. – 2017. – С. 271–275. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970381.htm.

Одной из проблем общеобразовательных учебных заведений является проблема развития традиционного обучения. Появилась тенденция перехода от традиционных форм обучения к инновационным. В настоящий момент основой развития образовательной системы являются современные технологии:интернет-технологии, технологии электронной почты, компьютерные обучающие программы, кейс-стадии (обучение с использованием конкретных ситуаций), Web-технологии, рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов и др.

Широко применяются интерактивные методы обучения, ориентированные на повышение эффективности обучения, по сравнению с традиционной формой. Традиционные методы обучения базируются на одной общей цели: передать учащемуся новые знания, и донести до него информацию по какому-либо предмету. Основой таких методов является деятельность информативно-иллюстративного характера со стороны педагога и деятельность репродуктивного характера со стороны учащегося, т.еиспользование раннее изученного материала, осуществляется по заложенному образцу или правилу [1, c. 3–5].

Интерактивный метод (рисунок). Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – значит взаимодействовать, состоять в режиме беседы, диалога с кем-либо.Интерактивный метод в обучении основан на эффективной обратной связи в системах «учитель – ученик», «ученик – ученики», «ученик – содержание, изучаемогоматериала».

serg1.tiff

Рис. 1. Интерактивный метод

Иначе говоря, интерактивное обучение – это, в первую очередь, диалоговое обучение, в котором осуществляется связь между учеником и педагогом, между самими учащимися. Интерактивность обучения указывает вполне точные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся или слушатель ощущает свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, а также создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится [3, c. 271–275].

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие и дать им краткое описание (таблица).

Интерактивные подходы

Интерактивный подход

Описание

Творческие задания

Задания, требующие от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества и имеют, обычно, несколько подходов.

Работа в малых группах

Дает всем учащимся участвовать в работе, применять навыки сотрудничества, межличностного общения.

Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)

Разыгрывание участниками сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

Мини-лекция

Эффективная форма преподнесения теоретического материала.

Разработка проекта

Метод, который позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу.

Просмотр и обсуждение видеофильмов

Использование , как художественных, так и документальных видеофильмов, фрагментов из них, а также видеоролики и видеосюжеты

Разминки

Используются с целью снятия психологической и физической нагрузки. Способствуют развитию коммуникативных навыков .

Обратная связь

Позволяет выяснить реакцию участников на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат.

«Мозговой штурм»

Метод, где от участников не требуется обоснований или объяснений ответов. Используется, когда нужно выяснить информированность и отношение участников к определенному вопросу.

ПОПС-формула

Применяется при организации споров, дискуссий.

Тренинг

Процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

В дополнение к традиционным формам обучения используются автоматизированные обучающие системы (АСО). В области автоматизации обучения компьютер получил широкое применение и превратился в информирующую систему. Глобальная сеть Internet изменила стандартный подход к знаниям, открывая доступ к любой информации из мирового фонда.

АСО – автоматизированная система обучения, которая предназначена для автоматизации подготовки обучаемого с участием или без участия преподавателя и обеспечивающая подготовку учебных курсов, организацию и управление самим процессом обучения, контроль знаний, проверка заданий и определение уровня знаний, мониторинг его результатов.Основой системы является база знаний, которая содержит электронные учебники тренажеры, тесты, контрольные задания, презентации, обучающие игры. Автоматизированные обучающие системы включают в себя различные составляющие:

- работу с лекционным материалом и лабораторными работами;

- работу с научной литературой, в том числе изучение различных публикаций и периодических технических изданий;

- электронный курс лекций;

- виртуальные лабораторные работы;

- систему контроля знаний, в том числе: семинары, тесты, контрольные работы, рефераты и зачеты.

Анализ автоматизированных обучающих систем

Learningmanagementsystem (LMS). Cистема управления учебным процессом. LearningManagementSystem (LMS) – система поддержки очного и очно-заочного обучения, которая может использоваться всеми участниками учебного процесса.

В LMS НИУ ВШЭ у каждого студента есть возможность получить персонифицированную информацию об индивидуальном учебном плане, успеваемости и индивидуальном расписании. Все материалы, опубликованные преподавателем на сайтах изучаемых или пройденных дисциплин, доступны студенту в любой момент времени. Преподаватель может использовать LMS НИУ ВШЭ для размещения материалов к занятиям, ведению рабочей ведомости, обмена сообщения со студентами, использовать тестирование для проверки полученных знаний промежуточного и итогового контроля, организовывать через LMS НИУ ВШЭ сдачу проектов и домашних заданий.

Управление корпоративным обучением (SAP LearningSolution). SAP LearningSolution (SAP LSO) – приложение для автоматизации процесса обучения, включающее все необходимые компаниям функции управления корпоративным обучением, начиная от формирования контента обучения, его планирования и бюджетирования до получения результатов обучения в виде повышения уровня знаний в компании.

Система управления обучением SAP LearningSolution позволяет реализовывать различные стратегии обучения, включая возможности смешанного обучения. Поддерживаются такие форматы обучения как:

• Обучение в аудитории;

• Дистанционное обучение;

• Тестирования;

• Смешанное обучение (учебные планы);

• Вебинары;

• Социальное обучение.

Дополнительные возможности по определению потребности в обучении на основе оценки компетенций или планов развития сотрудника обеспечивают правильное и своевременное обучение для поддержания должного уровня компетентности персонала. А привлечение в процесс согласования потребности в обучении различных участников процесса (таких как: руководитель, вышестоящий руководитель, специалист по обучению) позволяет снизить затраты на обучение и обучать на действительно актуальных мероприятиях.

Для сотрудника единая точка доступа к любой информации по обучению значительно упрощает процесс подачи заявки на обучение, прохождения обучения и тестирования и подачи обратной связи о качестве обучения.

Проведя краткий анализ обучающих систем, можно выделить основные функциональные требования, которые должны быть учтены при их разработке.

Программа должна обеспечивать возможность выполнения следующих функций:

– содержать теоретический материал тем;

– содержать систему тестирования;

– содержать систему оценивания знаний по результатам тестирования;

– хранение результатов тестирования в памяти;

– содержать задания для практических работ;

– ссылки на интернет ресурсы.

Обучающая система должна обеспечить пользователю легкость восприятия обучения, по темам данного направления. ОС должна быть удобна и проста в эксплуатации [2, c. 56].

Заключение

Усовершенствование обучения является основным направлением развития системы образования России. Улучшение качества обучения можно достичь за счет управления объектом обучения в учебном процессе.

Проведенный краткий обзор состояния вопроса указывает, что использование интерактивных методов в организации самостоятельной работы студентов делает процесс обучения мотивированным, эффективным, личностно-ориентированным. Современные технологии требуют изменения взгляда на традиционные формы организации учебного процесса. Введение автоматизированных обучающих систем, определенно, повысит уровень знаний, улучшится качество обучения. Вследствие использования современных интеллектуальных образовательных технологий и средств виртуализации образовательных ресурсов расширяются возможности, и повышается эффективность научно-образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Сергеева А.Г., Макушкина Л.А., Рыбанов А.А. АНАЛИЗ ИНТЕРАКТИВНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-4.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18386 (дата обращения: 29.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074