Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Коновалова С.В. 1
1 ГАУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Новоуральска"
Формирование человеческого капитала — это непрерывный постоянный процесс, с помощью которого личность достигает своего наивысшего потенциала и стремления к интеграции и оптимизации сочетания текущих процессов, таких, как образование, поиск работы, трудоустройство, формирование навыков и развитие личности. Основой формирования человеческого капитала является считают приобретение новых знаний и навыков. Поэтому ключевым элементом в формировании человеческого капитала является образование и профессиональное развитие. Формирование человеческого капитала происходит через создание комфортных условий для жизни: рост доходов, хорошие дороги, благоустроенные дворы, современные медицинские и образовательные услуги, культурная среда. И может быть достигнуто путем использования политики государства в области здравоохранения, образования, культуры и профессиональной подготовки. Понятие «человеческого капитала» прошло в своем развитии ряд эволюционных этапов (с начала 1960-х гг. и до настоящего времени), которые различаются между собой уровнем структурных интереса дифференциации к исследуемой проблеме, интерпретацией этого понятия, методами, используемыми для оценки как уровня человеческого капитала, так и результатов деятельности, созданных с использованием данного человеческого капитала наряду. Научными исследователями подчеркивается не только необходимость изучения запасов человеческого капитала, уровня его развитости, но и анализа его структуры, выделения основополагающих компонентов, к числу которых относят образовательные стремления достижения населения. В то же время по результатам анализа выявлены: функции формирования человеческого капитала, которые заключаются в создании производительных способностей населения следствиями, познании окружающей действительности, удовлетворении физиологических и духовных потребностей населения; ключевые этапы формирования человеческого капитала; факторы, влияющие на формирование человеческого капитала; условия, способствующие эффективному использованию человеческого капитала; параметры неэффективного использования человеческого капитала.
человеческий капитал
этапы формирования человеческого капитала
факторы и условия формирования человеческого капитала.
1. Аналитическая записка "Проведение социологического исследования жителей Новоуральского городского округа Свердловской области, посвященное отношению жителей ГО к статусу ЗАТО". – Екатеринбург, ООО "Аналитический центр "Эксперт-Урал", 2014.
2. Быченко, Ю.Г. Социально-экономическая мобильность человеческого капитала [Электронный ресурс] / Ю.Г. Быченко. – Режим доступа: http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2006/saratov.pdf
3. Гильтман, М.А. Об особенностях формирования человеческого капитала в системе трудовых отношений в современной России [Текст] / М.А. Гильтман // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2006. – № 1-3.
4. Гимпельсон, В.Е. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? [Текст] / В.Е. Гимпельсон, Р.И. Капелюшников, Т.С. Карабчук // Экономический журнал ВШЭ. – 2009. – № 2. – С. 172-216.
5. Капелюшников, Р. И. Сколько стоит человеческий капитал России? – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 76 с.
6. Коваленко, Е. А ты знаешь, что такое человеческий капитал? [Электронный ресурс] / Е. Коваленко. – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/ article/ty-znaesh-chto-takoe-chelovecheskii-kapital
7. Корчагин Ю. А. Человеческий капитал – интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности. Научный доклад. – М.: Высшая школа экономики, 2011. – 28 с.
8. Лялин, А.М. Человеческий капитал и образование / А.М. Лялин // Экономика и жизнь. – 2009. – № 47.
9. Овчинникова, Т.И. Человеческий капитал как фактор экономического роста современного предприятия [Электронный ресурс]
10. Чернейко, Д.С. Прогноз воспроизводства человеческого капитала [Электронный ресурс] / Д.С. Чернейко. – Режим доступа: http://www.chelt.ru/2001/3
11. Электронная книга. Проблемы эффективности государственного управления. Человеческий капитал территорий: проблемы формирования и использования. Авторы: Г. В. Леонидова, Е. А. Чекмарева, М. А. Головчин, Т. С. Соловьева, А. В. Попов, А. М. Панов, К. А. Устинова, 2013 ©ИСЭРТ РАН, 2013

Формирование человеческого капитала — это непрерывный постоянный процесс, с помощью которого личность до своего наивысшего по и стремления к интеграции и о сочетания текущих процессов, таких, как образование, поиск работы, трудоустройство, формиро навыков и развитие ости.

Основой формирования человеческого капитала приобретение новых знаний и навыков. Поэтому ключевым элементом в формировании человеческого является образование и профессиональное развитие. Высококвалифициро специалисты образуют «комфо цикл чело», так как помогают достичь экономичной и эффективной работы, и роста производства в отраслях на всех уро управления, а обогатить национальную культуру.

Знания и , воплощенные в человека о отделить от здоровья чело, которые также определяет производительность труда. Общественная по в области здравоо является ом к эффективному формиро человеческого капитала [6]. доступность к медицинской помощи и правильное увеличивает продолжительность жизни и помогает стать более эффективными в работе. Поскольку продолжительность жизни увеличивается, то о выгодно использовать опыт и мастерство , которое позволяет им выполнять свою работу более о.

Формирование человеческого капитала происходит создание комфортных условий для : рост доходов, хорошие дороги, благоустроенные дворы, современные медицинские и образовательные услуги, культурная среда. И может достигнуто путем использования политики государства в о здравоо, образования, и профессиональной подготовки.

Особенностью процесса формирования человеческого капитала является то, что:

- продолжительность жизни делает приобретение человеческого капитала относительно более привлекательной для любого уровня способностей;

- повышенные врожденные способности облегчают приобретение человеческого капитала.

Инвестиции в образование чело являются главной категорией затрат, определяющее значение в по качественной со человеческого капитала. Образование способствует по качества жизни и осуществлению ими своих прав и обязанностей. Образование жизнь человека богаче, развивая в нем по и социальные навыки и инфо людей об их гражданских и обязанностях. При этом основное при формиро человеческого капитала высшее профессиональное образование, ое на подготовку и переподготовку ов соответствующего уровня на базе о общего и среднего профессионального образования.

Исследование компонентов, составляющих человеческого капитала, с точки зрения будет более по и системно организованным, если особенности формиро человеческого капитала, а факторы, на этот процесс.

Формиро человеческого капитала о, во-первых, с созданием производительных способностей (совершенствование по человека, с которыми он в общественное производство) с помощью в здоровье, образование, повышение квалификации, переподготовку (Т. И. Овчинникова, О. В. Гончарова, М. Г. Хо [9], во-вторых, с познанием окружающей ости путем со и потребления конечного про производства, в-третьих, с удовлетворением физиоло и духовных потребностей тем самым во ресурсов, затраченных на производство продуктов. [2]

Формирование человеческого капитала собой долгосрочный процесс, два этапа: формиро базового капитала и формиро капитала, основанного на профессиональной подготовке, за усвоения способностей и навыков, необходимых для специализированного производства ( общего и специфического человеческого капитала) [8].

Для реализации этапов формиро человеческого необходимы вложения в его компоненты, обеспечивающие развитие способно личности, способствующих экономическому росту. В зависимости от уровня вло в составляющие человеческого можно выделить ряд направлений его формиро.

Каждое формиро человеческого капитала обусловлено рядом факторов, которых: личностные способности , семейные , социально-экономическая , социальные связи, уро образования родителей, инвестирование в образование , удаленность от школ, качество материалов и преподавания и др.

О исследователи (В. В. Ложко [8], В. А. Жук и др.) считают положительными факторами, влияющими на формирование человеческого , качество профессионального образования, воспроизводство физического и ого здоровья населения, доступную и медицинскую помощь, ональные взаимоотно с природой, трудовую, и социальную активность , развитую и инновационную ость, высокую культуру, качество , соответствующее устано государственным , достойную заработную плату и пенсионное о, нравственное и эффективное государственное управление. Кроме того, и такие факторы, как формирование и применение способно личности, востребованное профессиональное образование, рациональное, сберегающее использо природных ов, социальный , прогресс в области и технологии (информационные технологии и онные формы о труда), демографическая , изменение спроса на рабочую силу (Д. о). [10]

Среди отрицательных факторов – непродуманная политика в сфере ости, невыгодное положение России в системе международной трудовой миграции ( из страны квалифицированных кадров и въезд неквалифицированных), нежелание руководителей многих предприятий заниматься вопросами подготовки квалифицированных работников, ость системы профессионального образования, сохранение разрыва требованиями инвесторов к профессиональным работников и возможно системы подготовки и переподготовки ов удовлетворять эти требования [10].

В общем можно обозначить несколько групп факторов, о влияние на формиро человеческого капитала, них демографические, экологические, социально-экономические, о-технологические, ональные, культурные. из факторов, входящих в ту или иную из обозначенных , может как способствовать, так и препятствовать формиро человеческого . Так, например, непродуманная политика в сфере ости может сопровождаться отрицательными по для населения и о в целом, в то время как использование ованного подхода (в зависимости от категорий населения) при создании про занятости может приводить к положительному .

Воздействие факторов опосредованно тем или иным субъектом – семьей, организациями-работодателями, региональными и органами власти и . Одним из субъектов формирования человеческого капитала является . Результаты формиро и развития человеческого в семье могут экономическую, социальную, , стоимостную и иные формы и в о виде представляют собой востребованности обществом качеств ости, формируемых в трудовой и иных деятельности.

Работодатель может участвовать в формировании человеческого , опираясь на существующие модели: патерналистскую, основанную на ом обеспечении трудового коллектива в социальной защите и экономическом благосостоянии; модели, созданной на «урезании со вложений» (реструктуризация о), и смешанной (избирательный подход к персоналу: профессионалы имеют высокую заработную плату, о квалифицированные не льгот и привилегий) [3]. Важную роль в про формиро человеческого капитала действия федеральных и ональных органов . Воздействие ов может быть как прямым, так и ко. Кроме того, они могут использовать при осуществлении своих и экономические, и неэкономические рычаги.

Для го основной целью формиро человеческого капитала развитие конкурентоспособности экономики, что достигается посредством обеспечения достойного качества населения, высокого уровня предпринимательской , проведения эффективной по занятости , создания системы о экономики квалифициро кадрами, внедрения в промышленное производство инновационных разработок и ологий.

Формирование человеческого капитала является ом реализации взаимосвязанных собой процессов, предпо не только учет вклада образования и оохранения, но и влияние , неправительственных и промышленных о, общества в целом. Вместе с тем, этих ов на разных этапах было и со временем изменялось. Особенно ярко различия в формиро человеческого проявились во время промышленной революции, которая сопровождалась преобразованиями в производственном процессе, роли государства в формиро человеческого капитала.

научно-исследовательской литературы позволил о, что во время промышленной революции роль человеческого капитала в экономическом росте возрастала, что связано в очередь с уско технологического . На первом этапе революций влияние человеческого на производственный про характеризовалось как несущественное: большинство работников были малограмотными. Рост уровня образо обусло в основном неэкономическими факторами, такими как о политической стабильности, соо моральным но, религия.

На втором этапе промышленной революции уровень работников возрос, рост доходов способствовал росту в человеческий , усилилось влияние го в организации образовательного процесса, что выразилось в законодательном закреплении обязательного начального образо, установлении обязательного финансирования образования росте вло в образование на ом и региональном уро и др.

Таким образом, од от одного этапа промышленной революции к другому сопрово изменениями в формиро человеческого капитала: изначально отность рассматривалась как культурное , низкий уровень обязательного образования не препятствовал использо существующих ологий, а государство не уделяло образовательному про, что выражалось в отсутствии законодательной и финансовой его по, то на втором этапе ситу была прямо противоположной [11].

Исто примеры формиро человеческого и анализ теоретической литературы позволили устано, что результатом этого процесса накопленные способности и , которые целесообразно испо в той или иной деятельности.

Человеческий и образование как его со оказывают хорошее влияние на темпы и о экономического роста при условии эффективного использо [7, с. 42–43]. Сформиро за счет в компоненты человеческого способности и личностные проявляются в трудовой ости. При этом их использование может как эффективным, так и неэффективным.

условий, способствующих эффективному использо человеческого капитала, - система о труда работников, барьеров, препятствующих профессиональной и территориальной мобильности, использо опыта старших поко [Бойко Ю.П. Рациональное использо человеческого капитала для совершенствования ости организации, подготовка специалистов, о высокой квалификацией, способных со новые методы труда, принципиальное обно всей трудовых отношений ( трудовых отношений в ), разработка и внедрение новой , прогрессивных ологий, научных исследо, создание среды, необходимой для произво инноваций [1].

В качестве осно параметров ого использования человеческого выделим превышение часов простоя над выработанным временем, олнение овых заданий (снижение о выполняемой работы), снижение работы, нарушение кооперативных по вертикали и горизо между сотрудниками, огласование структурой спроса и предло на рынке в целом (в одном случае требуемое образование оказывается фактического, во втором – наоборот). Среди осно причин ого использования человеческого в научной литературе следующие: несоответствие сложившимся типом ости и требованиями экономического развития, связанными с новым уро трудовых отношений и с использо более совершенных и технологии; низкая труда (резкое со бесплатной и дотирующей со затрат на рабочую в процессе реформ создало угрозу воспроизво рабочей силы); социально-экономическое положение организации (не эффективные, неконкурентоспособные организации при благоприятных условиях, способствующих экономическому росту, оказываются неспособными обеспечить по занятость и выполнить необхо социальные гарантии для работников).

Неэффективное использо человеческого капитала одит к распространению отицы, неформальной ости, сопровождается уровнем доходов большей работников и тем самым по их соглашаться на работу в любых усло труда с получения дополнительных отков. В ряде случаев место недоиспользование обязательного человеческого капитала, которое о с несоответствием между уро образования рабо и его профессионально-квалифицированным ом [4].

Недоиспользование человеческого может проявляться следующим образом: работник с высокой формальной подготовкой малоквалифициро видами труда (это о либо с низким качеством образовательной подготовки, либо с нерацио использованием по навыков и знаний) или ость, по которой работает сотрудник, может не соответствовать той, которая была по в учебном [5]. В обозначенных ситуациях по, накопленный работником, не про в полной мере в производственной ости.

Проблема ого использования человеческого была распространена и в историческом прошлом. В СССР уро развития человеческого капитала (преимущественно за высокого образовательного уро) и технических достижений был о из самых высоких в . В то же время эффективность использования трудовых и других произво ресурсов была ой. Это было связано с использованием планово-директивных методов о государственной власти, ом применения которых было неравномерное распределение ресурсов, в т. ч. трудовых.

Помимо того, в административно-командной экономике размеры ставок и должностных окладов жестко овались центром, меры воздействия на онал со стороны предприятий были о. Это приводило к тому, что уро заработной платы работников как вознаграждение за реализацию накопленного потенциала определялся исходя не из их способно и навыков, а с ом политических, отраслевых, ориальных приоритетов народного хозяйства.

Таким образом, анализ тео источников показал :

  • понятие «человеческого капитала» прошло в своем развитии ряд эволюционных этапов (с начала 1960-х гг. и до оящего времени), которые между собой уровнем к исследуемой про, интерпретацией этого понятия, методами, используемыми для оценки как уровня человеческого капитала, так и результатов ости, созданных с использо данного человеческого ;
  • научными исследо подчеркивается не только необходимость изучения запасов человеческого , уровня его развитости, но и анализа его структуры, выделения основополагающих компонентов, к числу которых относят образо достижения .

В то же время по результатам выявлены:

  • функции формирования человеческого , которые заключаются в со производительных способностей , познании окружающей действительности, удовлетворении ологических и духовных потребностей ;
  • ключевые этапы формирования человеческого : формиро базового капитала и формиро капитала, основанного на профессиональной подготовке;
  • факторы, на формиро человеческого капитала: личностные способности учащихся, уро образования родителей, воспроизводство ого и психического здоровья населения, до и качественная медицинская помощь, о профессионального образования, наука и инновационная деятельность, высокий уровень и др.;
  • условия, способствующие эффективному использованию человеческого : гибкая система о труда работников, барьеров, препятствующих профессиональной и территориальной мобильности, подготовка специалистов, обладающих высокой квалификацией; ое обновление всей трудовых отношений (превращение трудовых отношений в партнерские), разработка и новой техники, прогрессивных технологий, результатов исследований, со среды, необходимой для производства инноваций;
  • параметры неэффективного использования человеческого : снижение объема выполняемой работы, снижение качества работы, кооперативных связей сотрудниками, рассогласование структурами спроса и предложения на рынке труда.

Библиографическая ссылка

Коновалова С.В. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18337 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674