Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ДОКУМЕНТООБОРОТА В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Горюнова В.В. 1 Горюнова Т.И. 1 Шубин И.И. 1
1 ФГОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»
В статье проводится анализ состава работ с документами в медицинском учреждении. Отмечается, что организация документооборота в учреждении предполагает обработку, хранение документов и их использование в текущей деятельности учреждения. Подчёркивается, что основной характеристикой для анализа документооборота является его объем. Под объемом документооборота понимается количество документов, поступивших в организацию и созданных ею в течение определенного периода времени, как правило, года. Объем документооборота – важный показатель, используемый в качестве критерия при решении вопросов выбора организационной формы делопроизводства, организации информационно-поисковой системы по документам учреждения, структуры службы делопроизводства, ее штатного состава и других вопросов. Отмечается, что преимуществом использования систем электронного документооборота является переход от локальной работы с медицинской информацией к интегрированной системе, где все данные, проходящие через учреждение, доступны из единой информационной среды.
социально-экономические требования
анализ
учреждения здравоохранения
1. Власов Е.В. [и др.] Особенности проектирования интегрированных медицинских систем на основе концептуальных спецификаций // Фундаментальные исследования. – 2013. —№11–9. – С.1789–1793.
2. Горюнова В.В., Горюнова Т.И., Кухтевич И.И. Основные тенденции в развитии медицинских информационных систем // Фундаментальные исследования. – 2015. – №5; Т.1. – С. 58–62.
3. Храмцовская Н.А. Проблемы управления документами в здравоохранении в условиях развития информационно-коммуникационных технологий // Врач и информационные технологии. – 2013. – №3. —С 47–51.
4. Столбов А.П. Организация электронного документооборота в здравоохранении // Врач и информационные технологии. – 2007. – №5. – С 33–38.
5. Кухтевич И.И., Горюнова В.В., Горюнова Т.И. Практика проектирования и использования телеконсультационных центров неврологического профиля // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–11. – С. 2385–2369.

В настоящее время внедрение информационных технологий в практику работы лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) признано одним из самых эффективных средств повышения доступности и качества медицинской помощи [1]. Такой результат достигается путем внедрения электронного медицинского документооборота повышении информативности, сохранности и доступности медицинской информации, повсеместного учета и контроля всех процессов, происходящих в ЛПУ, существенном снижении трудозатрат персонала ЛПУ по оформлению учетной документации и формированию необходимой статистической отчетности (оперативной и государственной). Важную роль играют такие возможности, как планирование рабочего времени, финансово-экономический учет и персонифицированный учет лекарственных средств, и прочие функции [2]. При этом в настоящее время все большее внимание уделяется клинически-ориентированным информационным системам, способным не просто реализовать административно-хозяйственный учет по предъявляемым социально-экономическим требованиям, но и предоставить ЛПУ возможность использования электронной истории болезни и функции повышения эффективности управления ЛПУ [3].

Многие российские лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) в своей деятельности активно прибегают к услугам комплексных медицинских информационных систем (МИС). Использование подобных систем, которые представляют собой целостный (универсальный) программный продукт, позволяет перейти на качественно новый уровень руководства деятельностью медучреждения и оказания медицинских услуг населению [4].

Т.е., медицинская информационная система (МИС) представляет совокупность социально-экономических требований и программно-технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в медицинском учреждении, включая проведение телемедицинских консультаций [5].

Исходя из этого определения и учёта социально-экономических требований, целями создания МИС являются:

1. Создание единого информационного пространства;

2. Мониторинг и управление качества медицинской помощи;

3. Повышения прозрачности деятельности медицинских учреждений и эффективности принимаемых управленческих решений;

4. Анализ экономических аспектов оказания медицинской помощи;

5. Сокращение сроков обследования и лечения пациентов;

6. Внедрение МИС имеет положительный эффект для всех участников системы здравоохранения.

Ниже в таблице представлены критерии работы приёмного отделения.

Функции и критерии работы приемного отделения

Индекс функции

Название функции

Критерий

Значение критерия

В результате разработки

1

Регистрация

Время выполнения функции в целом

10 мин

9 мин

2

Заполнение статистической карты

Время выполнения функции в целом

5 мин

2мин

3

Распределение в палаты

Время выполнения функции в целом

10 мин

5 мин

4

Запрос консультанта на осмотр

Время выполнения функции в целом

10 мин

3 мин

5

Осмотр специалистом-консультантом

Время выполнения функции в целом

20 мин

20 мин

6

Назначение обследования

Время выполнения функции в целом

10 мин

10 мин

7

Заполнение истории болезни

Время выполнения функции в целом

15 мин

5 мин

Степень автоматизации

нет

МИС

8

Обоснование в госпитализации

Время выполнения функции в целом

3 мин

20 сек

9

Выписка

Время выполнения функции в целом

10 мин

1 мин

10

Формирование ежедневных сводок

Время выполнения функции в целом

15 мин

1 мин

Степень автоматизации

нет

МИС

Социально-экономические требования к функциональным характеристикам:

• Интеграция всех информационных потоков в единую базу данных и обеспечение надежной защиты от несанкционированного доступа к данным.

• Обеспечение персонифицированного учета сведений о пациентах (идентификационные данные, цели направления в лечебное учреждение, медицинские показания, назначенные, оказанные и оплаченные медицинские услуги, источники оплаты, документальные основания для получения медицинской помощи за счет средств федерального бюджета или ОМС).

• Автоматизация кассовых операций при оказании услуг за наличные средства физических лиц.

•Автоматизация всех процессов обработки агрегированной информации, включая информационно-программное обеспечение экономических расчетов с заказчиками (покупателями) медицинской помощи независимо от вида оплаты и источника финансовых средств.

• Формирование счетов на пациента, исполнителя, отделение и учреждение в целом.

• Авторизация и разграничение прав доступа к программному комплексу.

• Контроль исполнения выписанных направлений.

• Обеспечение многопользовательского режима работы.

• Построение отчетной финансовой документации на основе классификатора услуг и тарифов, утвержденных Минздравом России.

Социально-экономические требования к организации данных:

Сформировать и обеспечить ведение следующих справочников НСИ:

– международный классификатор болезней;

– классификатор медицинских услуг;

– справочник тарифов на медицинские услуги, утвержденных Минздравом России;

– справочники тарифов на медицинские услуги, утвержденные фондами ОМС;

– справочник тарифов на платные медицинские услуги, утвержденный органом управления здравоохранением;

– реестр пациентов, обратившихся за медицинской помощью;

Производить регистрацию и учет пациентов по следующим реквизитам.

Для застрахованных пациентов, обратившихся за медицинской помощью по программе ОМС:

– номер полиса ОМС;

– фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес регистрации;

– дата поступления и выписки.

Для обратившихся по другим источникам финансирования:

– фамилия, имя, отчество;

– паспортные данные;

– регион проживания, место работы;

– реквизиты направившего медицинского учреждения;

– дата поступления и выписки.

Производить регистрацию оказываемых пациентам медицинских услуг по следующим показателям:

– информация об оказанной услуге;

– информация о диагнозе;

– сведения об исполнителе услуги и отделении;

– сведения о специалисте, направившем на выполнение услуги.

Заключение. Решение задач социально-экономического анализа и внедрение компьютерных технологий в делопроизводство позволяет децентрализовать регистрацию документов, создавая в то же время централизованную информационно-поисковую систему (базу данных) о документах организации.


Библиографическая ссылка

Горюнова В.В., Горюнова Т.И., Шубин И.И. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ДОКУМЕНТООБОРОТА В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18292 (дата обращения: 27.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074