Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА К СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Мальцева Н.В. 1 Хохлова С.А. 1 Кулеш Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера Минздрава России
В данной статье обсуждаются результаты научно-практического исследования по комплексной гигиенической оценке функциональной готовности детей детских садов к систематическому обучению в школе. Определение школьной зрелости у воспитанников дошкольных учреждений проводилось по медицинским и психофизиологическим критериям. Исследование проводилось среди детей Пермского края, а именно - населённого пункта Всеволодо-Вильва и населённого пункта Кукуштан. На основе изучения Государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Пермском крае в 2016 году» установлено, что Пермский край является территорией риска по удельному весу детей с выявленными нарушениями осанки, зрения и сколиозом. Для научно-практического исследования определена функциональная готовность к систематическому обучению 17 детей подготовительной группы детского сада населенного пункта Всеволодо-Вильва и 17 – населенного пункта Кукуштан Пермского края. Проанализированы особенности критериев, оценивающих уровень школьной зрелости детей, в каждой выборке, имеется сравнение данных критериев между двумя детскими садами. Сделан вывод о том, что до 39 % детей не достигли школьной зрелости. На основании анализа полученных в работе результатов, а также привлечения статей с подобной тематикой, устанавливается, что есть необходимость в проведении мероприятий по оздоровлению детей и коррекции развития школьно-необходимых функций.
гигиена обучения
готовность ребенка к школьному обучению
школьная зрелость
1. Арбузова, Т.П. Гигиена детей и подростков: учеб.-метод. пособие/ Т.П. Арбузова, В.М. Ухабов. – Пермь: ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, 2017.-184 с.
2. Бакиева, Н.З. Комплексное исследование «школьной зрелости» современных детей / Н.З. Бакиева, Н.Н. Гребнева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - №6. – С. 157-164.
3. Головешкина Н.В. Мотивация и познавательные процессы старших дошкольников с разным уровнем речевого развития / Н. В. Головешкина, В. Н. Волгина // Царскосельские чтения. – 2017. – С. 304-307.
4. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Пермском крае в 2016 году»
5. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник/В.Р. Кучма. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-480 с.
6. Суздальцева, О.О. Состояние психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению / О.О. Суздальцева // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01. – С. 96-100.

Введение.

Начало обучения в школе является одним из критических периодов жизни для каждого ребенка. На данном этапе развития ребенка игра, выступающая в качестве основного познавательного процесса, постепенно сменяется учебной деятельностью. Эта смена должна происходить таким образом, чтобы минимизировать проблему адаптации ребенка к новым условиям, и обеспечить интеграцию составных частей образовательного пути, освоенного ребенком. Поэтому старший дошкольный возраст традиционно выделяется как переходный, критический период. С одной стороны, по возрасту организм ребенка в 6-7 лет готов к школьному обучению, с другой — он отличается особой чувствительностью к чрезмерному умственному и физическому напряжению, что отрицательно сказывается на его здоровье.

Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к учебным нагрузкам зависит от их функциональной готовности.

Под «школьной зрелостью» понимают такой уровень развития ряда физиологических систем или даже отдельных функций, которые обеспечивают выполнение учениками всех предъявляемой школой требований без ущерба для здоровья и нормального развития, без чрезмерного напряжения.

По данным различных исследований, от 10 до 20% первоклассников при совершенно нормальном интеллекте не обладают достаточной функциональной готовностью для обучения в школе, что в дальнейшем может привести к снижению уровня их здоровья и формированию «школьных болезней» [1, 2, 3, 5, 6].

Пермский край относится к территориям риска по удельному весу детей с выявленными нарушениями осанки, зрения и сколиозом, удельный вес которых увеличивается от первого к старшим классам [4].

Цель.

Гигиеническая оценка функциональной готовности детей детского сада к систематическому обучению в школе.

Материалы и методы исследования.

Определение готовности детей к обучению в школе проводилось по медицинским и психофизиологическим критериям. Медицинские критерии: уровень биологического развития, состояние здоровья в момент осмотра, острая заболеваемость за предшествующий год. Использованы психофизиологические критерии оценки развития школьно-необходимых функций:

1) результат выполнения теста Керна-Иразека, состоящий из трех задания: нарисовать человека, срисовать короткую фразу, срисовать группу точек; 2) качество звукопроизношения (наличие дефектов); 3) результаты выполнения мотометрического теста.

Обследование детей проведено в ноябре 2017 года. Определена функциональная готовность к систематическому обучению 17 детей подготовительной группы детского сада населенного пункта Всеволодо-Вильва и 17 – населенного пункта Кукуштан Пермского края.

Использованы методы исследования: санитарно-гигиенические, психо-физиологические, статистические.

Результаты.

Изучение уровня биологического развития детей двух детских садов показало, что 29% детей имеют средние показатели развития зубов, 62 % – отставание по этому показателю, у 9% детей - опережение. В то же время у всех детей н.п. Кукуштан отмечено отставание от возрастной нормы по количеству прорезавшихся постоянных зубов. Средние показатели развития зубов имеют 65% детей из н.п. Всеволодо-Вильва, 24% - отставание по данному показателю, у 11% - опережение.

Результаты измерения длины тела показали, что и в том, и в другом детском саду преобладают дети со средними показателями – 59%, у 23% детей длина тела выше возрастного норматива, у 18% - ниже.

Соотношение окружности головы к длине тела у подавляющего числа детей (71%) соответствовало возрастному стандарту; у 26% отмечалось отставание; у 3% - опережение.

Дефицит массы тела I степени обнаружен у 12% детей, избыток массы тела II степени – 3 %. Все дети, имеющие избыток массы тела, были из н.п. Кукуштан.

Нормальное физическое развитие при среднем росте, мезосоматический соматотип, установлен у 68% детей; нормальное физическое развитие при росте выше среднего – макросоматический соматотип – у 12%; нормальное физическое развитие при росте ниже среднего - микросоматический соматотип у 20%. Дети с макросоматическим соматотипом встречались только в детском саду н.п. Кукуштан.

Гармоничное физическое развитие отмечено у 62%; дисгармоничное – у 38% детей.

Состояние здоровья всех детей на момент осмотра было удовлетворительным. В структуре острой заболеваемости детей за предшествующий год (рис.1) преобладали острые респираторные вирусные инфекции – 88%, острые конъюктивиты – 9%, острые гастриты и бронхиты – 3%. К группе длительно и часто болеющих отнесены 21% детей. Хроническими заболеваниями страдают 38% детей из н. п. Всеволода-Вильва и 9% - н.п. Кукуштан. В структуре хронических заболеваний преобладали следующие нозологические формы: кариес, железодефицитная анемия, бронхиальная астма, хронический бронхит.

Рис. 1 Острая заболеваемость детей за предшествующий год

Результаты комплексной оценки состояния здоровья детей подготовительных групп двух детских садов по итогам проведенных медицинских осмотров (рис. 2) показали, что к I группе состояния здоровья относятся 24% детей н.п. Всеволода-Вильва и 6% детей н.п. Кукуштан; ко II группе – 38 и 85% соответственно. К III группе – детям, страдающим хроническими заболеваниями, относятся 38% детей н.п. Всеволода-Вильва и 9% – н.п. Кукуштан.

Рис. 2 Итоги проведенных медицинских осмотров

Оценка результатов выполнения теста Керна-Иразека (оценка аналитической и синтетической функции коры головного мозга) показала, что с заданием «Нарисовать человека» справились 97% детей. Срисовали фразу «Он ел суп» на 1 балл (наилучшая оценка) 35%; 2-4 балла – 62%. Наихудшую оценку получили 3% дошкольников. Наихудшая оценка была обнаружена только у старших дошкольников н.п. Кукуштан – 6%. Справились с заданием «Срисовать группы точек» 97% детей; не справилось - 3%.

При изучении качества звукопроизношения (развитие речи) наличие дефектов обнаружено у 59% детей, при этом среди мальчиков – у 21%, девочек – 38%. Большинство старших дошкольников, имеющих дефекты звукопроизношения, были из н.п. Всеволодо-Вильва (82%), в н.п. Кукуштан – таких детей 35%.

Результаты выполнения мотометрического теста «Вырезание круга» (оценка моторики) были положительными у 56% детей, не справились с заданием – 44%. У детей н.п. Кукуштан - положительный результат отмечен в 82% случаях, в н.п. Всеволодо-Вильва - 29%.

Таким образом, в результате проведенного исследования функциональная готовность к систематическому обучению в школе установлена, в целом, у 39% воспитанников подготовительной группы; в н.п. Кукуштан у 59%, в н.п. Всеволодо-Вильва - у 18% детей.

Обсуждение результатов.

Гигиеническая оценка функциональной готовности детей старших групп детских садов двух н.п. Пермского края показала, что у каждого 2-3-го дошкольника не достигнута школьная зрелость, что требует проведения мероприятий по оздоровлению детей и коррекции развития школьно-необходимых функций.


Библиографическая ссылка

Мальцева Н.В., Хохлова С.А., Кулеш Т.А. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА К СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18281 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674