Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ

Боровиков А.В. 1
1 Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
В данной статье раскрываются проблемы утилизации современных автомобилей в России и методы их решения. Автор приводит статистику общего количества автомобилей в России на 1 июля 2017 г, а также брошенных автомобилей на городских улицах. Рассказывает о содержании в конструкции автомобиля вредных веществ и их негативного влияния на окружающую среду. Приводит недостатки государственного управления в области утилизации старого, не эксплуатируемого автотранспорта. Повествует о ситуации связанной с утилизацией автомобилей на сегодняшний день в РФ. Уделяет внимание заводам по утилизации автомобилей, вышедших из эксплуатации. Сопоставляет количество заводов в нашей стране и за рубежом, делает выводы на основе полученных данных. В заключении автор приводит необходимые меры по утилизации автотранспорта. Утилизация автомобиля - это его безопасное уничтожение, переработка. Выбросив автомобиль, мы увеличиваем количество выделяемых со временем в почву и атмосферу вредных веществ. Из этого следует, необходимость развития инфраструктуры по утилизации и переработки старых, вышедших из строя автомобилей. Принятие необходимых мер для создания условий способствующих повышению утилизации автомобилей в стране..
утилизация
проблемы утилизации автомобилей
автотранспорт
проблемы автотранспорта.
1. msk-util.ru. Новости. Проблемы утилизации автомобилей в России [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://msk-util.ru/stati-o-utilizatsii/29-problemy-utilizatsii-avtomobilej-v-rossii.html (Дата обращения 20.02.2018).
2. studwood.ru. Учебные материалы онлайн. Проблема утилизации автомобилей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/1625164/tehnika/problema_utilizatsii_avtomobiley (Дата обращения 20.02.2018).
3. hpunkti-priema.ru. Пункты приема вторсырья в России. Утилизация старых авто в России или куда девается автохлам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://punkti-priema.ru/articles/utilizaciya-starih-avto-v-rossii-ili-kuda-devaetsya-avtohlam (дата обращения 20.02.2018).
4. mospolytech.ru. Секция 10 «ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСТНОСТЬ В ТЕХНОСФЕРЕ» Проблемы утилизации выводимых из эксплуатации автомобилей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mospolytech.ru/science/mami145/scientific/article/s10/s10_06.pdf (дата обращения 21.02.2018).
5. autorambler.ru. Авторамблер. Ситуация с утилизацией автомобилей в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://autorambler.ru/novosti/situaciya-s-utilizaciey-avtomobiley-v-rossii-01-09-2009.htm (дата обращения 21.02.2018).
6. greenologia.ru. Сохраним нашу планетой зеленой. Рубрика «Транспортная техника». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://greenologia.ru/utilizaciya-texniki/avto (дата обращения 22.02.2018).
7. motor.ru. Количество автомобилей в России достигло 50 миллионов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://motor.ru/news/rusfleet-28-08-2017.htm (дата обращения 22.02.2018)

Уже не для кого, не секрет, что автомобили вплотную вошли в наш жизненный обиход. Автомобиль дает много преимуществ своему владельцу в плане перемещения. В период СССР производство автомобилей в стране было не большим, так как автопром был только отечественным. После распада СССР в России произошла стагнация зарубежных автопроизводителей, после чего количество автомобилей значительно возросло. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ» количество автомобилей в нашей стране достигло больших величин, по состоянию на 1 июля 2017 года их количество составило до 50 миллионов. Это повлекло за собой проблему утилизации старых вышедших из эксплуатации автомобилей.

Статистика МВД России свидетельствует о том, что половина эксплуатируемых в стране автомобилей старше 10 лет, а количество брошенных на городских улицах, дворах и пустырях машин достигает по скромным оценкам 400 000 единиц (рисунок 1).[1]

Оставленные выведенные из эксплуатации автомобили наносят большой вред окружающей среде. Горюче-смазочные материалы, содержащиеся в системе питания, охлаждения, смазки авто, тормозной системы; содержание свинца, электролита, лития, никеля и других тяжелых металлов в аккумуляторных батареях, попадая в почву, и атмосферу наносят ущерб живой природе. Содержание большого количества пластмассы в конструкции современных автомобилей, а также деталей и узлов, покрывающихся коррозией, загромождают улицы.

Особенно важно, что в современных автомобилях всё в большей степени преобладают электронные системы такие как, датчики, электронные блоки, актуаторы, сервоприводы и другие исполнительные механизмы и системы нейтрализации отработавших газов, например, каталитический нейтрализатор, мочевины. В конструкциях данных систем используют дорогие металлы: палладий, титан, медь, серебро, платина и прочие, находящиеся на нашей планете в ограниченном количестве, что обуславливает переработку этих металлов из старых не эксплуатируемых утилизируемых автомобилей и их компонентов на новый автотранспорт.

Рисунок 1. Брошенные автомобили[3]

Значительное увеличение автопарка ведет и к существенному потреблению материальных ресурсов. Исходя из выше сказанного, утилизация автомобилей должна происходить в направлении переработки и последующего их использования.

В нашей стране нет законов регулирующих отношение к автомобилям как к источникам вторичных ресурсов.[4] Из этого следует, что многокомпонентные отходы, к которым относится автомобиль, в России перерабатываются не значительно, так как доступность первичного сырья и низкая его стоимость не делает привлекательным использование отходов. В большинстве случаев автомобили перерабатываются традиционным способом, то есть подвергаются прессованию со всеми внутренностями, которые можно использовать в качестве вторичного сырья (рисунок 2).

Рисунок 2. Традиционная утилизация автомобилей[3].

Утилизация автомобилей в России начала развиваться совсем не давно и уже столкнулась с такими проблемами как:

· Отсутствие развитой нормативно правовой базы;

· Недостаточное финансирование;

· Небольшое количество заводов по утилизации;

· Плохая мотивация населения;

· Скудная реклама такой услуги.[1]

Многие автопроизводители предлагают программы по утилизации, согласно которым можно утилизировать старый автомобиль и получить скидку на новый. Однако данная программа имеет свои трудности, такие как, сильная уценка автомобиля дилерами, вследствие чего людям приходится, перепродают автомобиль целиком, а также скидка, составляющая минимальный процент от стоимости.

В России имеется всего 5 крупных заводов по утилизации автомобилей, большинство из которых находятся в центральной её части, к западу от Уральских гор, и в Новосибирске. Этот показатель является довольно маленьким для большой страны. По подсчетам экспертов для переработки автомобильного хлама в нашей стране необходимо иметь минимум 30 крупных заводов.

На диаграмме 1 представлено положение с рециклингом за рубежом.[6]

Диаграмма 1. Количество заводов по утилизации за рубежом, шт

Основываясь на данных диаграммы 1 можно сделать вывод, что на сегодняшний день Россия далека от зарубежных стран по утилизации автомобилей.

К сожалению, приходится констатировать, что на настоящий момент отслужившие свой срок автомобили никому не нужны, их утилизация происходит стихийно, никакой государственной системы авторециклинга в стране нет. [5] В большинстве регионов нашей страны сбор автомобилей в утилизацию полностью отсутствует. Также стоит отметить, что с каждым годом конструкция автомобиля совершенствуется и добавляются новые компоненты, что требует улучшения системы утилизации и впоследствии новых технологий для переработки данного вида автотранспорта. В качестве примера можно привести автомобили с гибридной силовой установкой, электромобили.

Из всего вышесказанного, я считаю, что для защиты нашей окружающей среды, рационального использования материальных и трудовых ресурсов необходимо принять меры по утилизации большого количества автомобилей. Эти меры будут состоять из последовательно спланированных шагов:

1. Подготовка нормативно-правовой, экономической, социальной базы, которая будет учитывать интересы производителей, потребителей и переработчиков старых выведенных из эксплуатации автомобилей;

2. Обеспечение государственной экономической поддержки бизнеса по утилизации, введение налоговых льгот, денежное субсидирование данного рода бизнеса, права пользования льготными тарифами по транспортной перевозке;

3. Введение привлечения владельцев брошенных старых автомобилей к ответственности, стимулирование населения для сдачи авто в утиль с последующей покупкой нового на выгодных условиях;

4. Заложение строительства крупных заводов по переработке автомобилей и их компонентов подлежащих дальнейшей утилизации;

5. Организация пунктов по приему утилизированных автомобилей и подетальной их разборке, отсеивание каждого узла (системы) отдельно и выявление рабочих для их последующей продажи автовладельцам, ремонтирующих свои автомобили или автомастерские;

6. Организация пунктов прима авто компонентов отдельно (аккумуляторных батарей, отработавшего масла и масляных фильтров, воздушных фильтров, колесные диски и шины и др.);

7. Также для развития данной отрасли, занимающейся утилизацией старых неэксплуатируемых автомобилей, необходимо ввести технический регламент, который будет предусматривать следующее:

- требование к конструкции автомобиля, способствующее его наиболее рациональной утилизации;

- требования к организациям, занимающимся сбором, разборкой, транспортировкой, утилизацией вышедших из строя автомобилей и его компонентов;

- порядок снятия с регистрационного учета и федеральной налоговой службе автомобилей подлежащих утилизации.

Осуществление в России приведенных выше мер будет способствовать улучшению экологической обстановки в стране, развитию нового вида бизнеса, рационального использования материальных ресурсов, открытию новых рабочих мест.


Библиографическая ссылка

Боровиков А.В. ПРОБЛЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18184 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674