Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Егорова М.И. 1 Гордеев К.С. 1 Жидков А.А. 1 Кокарева М.Е. 1 Пасечник А.С. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
В статье отмечена роль социального партнерства в развитии системы профессионального образования, как одного из главных факторов стабилизации рынка труда. Рассмотрена сущность понятия «социальное партнерство», какие научные деятели занимались изучением данного вопроса. В статье также отмечена важность участия государства в социальном партнерстве в области образования, указаны функции, выполняемые государством в этом сотрудничестве, а также говорится о важности взаимодействия с иными субъектами рынка образовательных услуг, то есть использование системы партнерских отношений между заказчиками, исполнителями услуг и их посредниками, выступающих, как регулирующие субъекты и помогающие находить приемлемый вариант отношений для обеих сторон. Отмечена специфика моделей социального партнерства, проведен анализ трех основных моделей, их различия между собой, заключающиеся в степени участия государства в системе профессионального образования и обучения, а также в потребностях, которые выдвигаются социальными партнерами и в их способностях объединять усилия. Указаны примеры европейских стран, в которых реализуется та или иная модель социального партнерства. Также в качестве вывода в статье отмечено, что социальное партнерство является одним из важных условий предоставления качественного профессионального образования и обучения, которое бы отвечало всем потребностям практики.
социальное партнерство
профессиональное образование
модели социального партнерства
рынок труда
роль государства в социальном партнерстве в сфере образования
1. Дагбаев Э.Д. Социальное партнёрство в образовательном пространстве местного сообщества/ Э.Д. Дагбаев, Н.Ж. Дагбаева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2007.
2. Комаровский B.C. Становление системы социального партнёрства как социального института в России // Социальное партнёрство в переходном обществе: опыт России. – Выпуск X. ред. кол. Л.А. Гордон, В.Е. Гимпельсон, Э.В. Клопов, В.И. Кабалина. – М, 1998.
3. Кормакова В.Н. Особенности управления подготовкой рабочих кадров за рубежом / В.Н. Кормакова // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – №5.
4. Новикова О.Н., Тюкалова Н.В., Социальное партнерство как ключевой фактор достижения современного качества начального профессионального образования//Вестник развития науки и образования.-2007.-№6.-С. 108-112
5. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева // Высшее образование в России. – 2006. – №6.
6. Осипов А. М. Социология образования: Очерки теории. - Ростов н/Д, 2006.
7. Романова О.В. Кластерная модель организации социального партнерства в муниципальной сфере образования / О.В. Романова // Траектория науки. – 2016 – №3 [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klasternaya-model-organizatsii-sotsialnogo-partnerstva-v-munitsipalnoy-sfere-obrazovaniya (дата обращения 02.03.2018).

В настоящее время в интересы любого государства, которое ориентируется на развитие, входит заинтересованность в такой системе образования, которая могла бы способствовать быть человеку конкурентоспособным и востребованным кадром на внутреннем и мировом рынках труда, а самое главное, давала бы возможность для этого. В области образования государство выполняет такие функции, которые, в общем-то, недоступны иным субъектам. К данным функциям можно отнести, к примеру, определение порядка финансирования образования, установка налоговых льгот и ввод других форм влияния на рынок, оказывающий услуги образования для того, чтобы стимулировать подготовку специалистов по востребованным специальностям путем лицензирования, аттестации, а также влияние на качество оказываемых образовательных услуг.

Но не всегда государству по силам выполнение тех или иных задач, поэтому в условиях формирования рынка образовательных услуг появляются специальные контрагенты, которые выступают как на стороне спроса, так и на стороне предложения. Оказываемые услуги являются предметом сделки между учебными заведениями и отдельными людьми, организациями и предприятиями. На данную сделку имеют влияние некоторые факторы, такие как большое количество посредников, которое включает в себя органы, занимающиеся вопросами в сфере занятости, регистрации и лицензирования образовательных организаций, общественные институты и структуры, которые осуществляют движение данных услуг, их информационное сопровождение.  Из всего этого вытекает тот факт, что государству большинство проблем стоило бы решать не в одиночку, а совместно с иными субъектами рынка образовательных услуг. Здесь имеется в виду использование системы партнерских отношений между заказчиками, исполнителями услуг и их посредниками, которые выступают в качестве регулирующих субъектов, то есть через них можно находить приемлемый, удовлетворяющий обе стороны вариант отношений, которые основаны на таких принципах как равноправие и справедливость.

Вопросами социального партнерства в области образования занимались такие научные деятели как О. Олейникова, А. Муравьева, А. Осипов, В. Кормакова, О. Романова и многие другие.

Концепция модернизации российского образования ставит перед собой задачу предвидеть развитие начального профессионального образования. Важнейшим условием повышения качества подготовки работников и специалистов в учреждениях начального профессионального образования является социальное партнерство, прежде всего с работодателями. Его эффективность определяется спросом на выпускников на рынке труда и их фиксацией в производстве.

Под социальным партнерством  понимается цивилизованная форма общественных отношений в социально – трудовой сфере, позволяющая учитывать, согласовывать и защищать интересы трех сторон: граждан, бизнеса и органов власти, в том  числе и местного самоуправления через систему договоров и принятия компромиссных решений по важнейшим направлениям социально – экономического и политического развития [1, С. 116].

В широком смысле социальное партнерство рассматривается нами как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, что приводит к позитивному и совместному воздействию всех участников. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно отличается от других форм взаимодействия: попечительство, спонсорство, шефство. Его основная идея - взаимовыгодное сотрудничество, в котором образовательное учреждение является полноправным партнером. Это означает прямой, непосредственный обмен ресурсов, привлеченных от социальных партнеров, к конкретным результатам деятельности учебного заведения. Социальное партнерство не ограничивается одноразовыми акциями, оно основано на взаимном доверии и долгосрочной основе [7]. Это позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, для эффективной координации совместных действий с четким пониманием их обязанностей. Такие мероприятия являются наиболее эффективными и экономичными для партнеров, в том числе в системе образования.

Социальное партнерство представляет собой мощное средство для повышения уровня эффективности профессионального образования и его развития. По этой причине работодатели на сегодняшний день выступают одними из основных заказчиков необходимых им квалифицированных кадров, а также являются основными  экспертами подготовки кадров.

Социальное партнерство предполагает собой следующие цели:

  1. Совместная деятельность на взаимовыгодных условиях образовательной организации и социальных партнеров, которая направлена на эффективное развитие и усовершенствование профессионального образования, прибегая к использованию механизмов совместного взаимодействия;
  2. Совместная организация нормативно-правового обеспечения социального партнерства, как одного из инструментов формирования рынка труда и ранка профессионально образовательных услуг, как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Для того, чтобы эти цели были достигнуты, необходимо решить следующие задачи:

  1. Корректировка содержания обучения, учитывая новые производственные и информационно-коммуникационные технологии, а также содержание учебных планов, рабочих учебных программ, учитывая рекомендации работодателей;
  2. Заключение договоров на подготовку кадров;
  3. Включение представителей в комиссию итоговой аттестации выпускников.

Говоря о модели партнерских отношений в образовательной сфере, стоит отметить, что она имеет отличие от тех моделей, которые используются, к примеру, в области промышленности. Специфика данных моделей социального партнерства в сфере образования заключается в том, что потребность в знаниях, а также и спрос на образовательные услуги определяются изменением уровня и структуры занятости населения [6, С. 56].

На сегодняшний день происходит развитие производства, поэтому сфере образования необходимо обеспечить его высококвалифицированной рабочей силой. Как мы знаем, процесс перестройки экономики Западной Европы на новом технологическом базисе в 70-х годах 20 века повлек за собой рост показателей структурной безработицы. Конкретно в тот период были проведены реформы в области образования, которые облегчили процесс согласования интересов государства, предпринимателей и работников [2, С. 7].

В настоящее время мы имеем три основные модели социального партнерства в сфере образования, которые имеют между собой такие различия:

  1. степень участия государства в системе профессионального образования и обучения;
  2. потребности, которые выдвигаются социальными партнерами, а также способности этих партнеров в объединении усилий.

Рассмотрим более подробно данные модели.

  1. В социальном партнерстве государство не играет особой роли, либо его роль весьма незначительна. Примером такой модели может послужить Великобритания, в которой политика в области профессионального обучения ведется на местном уровне, а главная роль приходится в этом случае на работодателей, поскольку, напрямую воздействую с производством, они как никто другой знают, что необходимо для той или иной отрасли, какими профессиональными навыками должен быть наделен работник. Эта модель отражает линию на децентрализацию государственного управления, в тот момент, когда правительство страны передает свои полномочия в области организации образования местным органам и предприятиям. В данной ситуации государство не проводит формальное регулирование профессионального обучения путем принятия различного рода законодательных актов. Инициатива в добровольном участии предприятия основывается на осознании механизмов развитых рыночных отношений. По этой причине в сфере образования в социальное партнерство включаются в первую очередь местные органы управления, организации, которые предоставляют образовательные услуги населению, и объединения работодателей. Профсоюзы, в данном случае, имеют незначительную роль.
  2. Государство осуществляет планирование и управление главными процессами, которые направлены на подготовку кадров. Такая модель долгое время находила свое применение во Франции. Но за последние годы в этой модели происходит возрастание роли формального и неформального участия иных социальных партнеров в процессе осуществления политики государства в области профессионального образования. В том случае, если возникают новые потребности в области профессионального обучения или переобучения кадров, то правительство вместе с социальными партнерами совершают планирование, реализацию, контроль, возможно даже и финансирование образовательных организаций и необходимых курсов. Здесь в качестве примера могут выступать эксперименты по разработке и опробованию схем, которые предполагают чередование обучения (на базе учебного заведения) и трудовой деятельности (на предприятии). Такие схемы широко распространяются в большинстве стран Западной Европы. Вопросы, связанные с внутрифирменным профессиональным обучением и обучением на рабочем месте решают, как правило, профсоюзы и работодатели в рамках коллективных договоров.
  3. Государством устанавливаются общие рамки в работе частных компаний и организаций в области профессионального образования и обучения. Данная модель распространена в таких странах, как Германия, Дания, Нидерланды.

Закрепленная на государственном уровне система профессионального обучения в Германии, реализуется на основе группового согласия  по вопросам ее содержания и итоговой аттестации.

Неокооперативная модель распределения ролей между государством, компаниями, профсоюзами действует в Нидерландах и Дании в том случае, когда ассоциации работодателей и профсоюзы проявляют наибольшую активность. В данной ситуации государство только лишь делает законными решения, которые были приняты на договоренной основе [3, С. 12].

Таким образом, опираясь на опыт стран Европы, можно отметить, что сотрудничество социальных партнеров, которые представляют интересы, как работников, так и работодателей, является одним из важнейших условий предоставления качественного профобразования и обучения, отвечающее всем потребностям практики. Но и долю участия государства в данном процессе не стоит преуменьшать [5, С. 14].

Впервые эта позиция нашла свое подтверждение на 32 саммите глав государств и правительств «Большой восьмерки» в 2006 году.  Правительства ведущих мировых держав заявили о значимости своего участия в партнерстве в области образования и обязались “учитывать мнение предпринимательского сообщества, высших учебных заведений и организаций трудящихся”. Важно оказывать поддержку таких форм социального партнерства, которые бы охватывали как можно больше людей, давали стимул им самим действовать более активно. Ведь именно человек является конечным потребителем образовательных услуг, поэтому нельзя игнорировать его интересы в этой области.


Библиографическая ссылка

Егорова М.И., Гордеев К.С., Жидков А.А., Кокарева М.Е., Пасечник А.С. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18150 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674