Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Матвиевская И.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»
В статье рассматриваются вопросы речевого развития детей раннего возраста. Автор раскрывает возможности использования дидактических игр для развития словаря детей третьего года жизни, даётся характеристика дидактической игры, описывается структура и особенности дидактических игр. Раскрывается содержание работы по решению задач словарной работы с детьми третьего года жизни, требования к проведению игр на конкретных примерах. В целом словарная работа должна быть направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием. Акцент делается на необходимость широко использовать в практике игры со словесным сопровождением, давать возможность раскрыть ребенку обобщенные значения слова. Автор предлагает составленный комплекс игр на решение задач словарной работы с детьми третьего года жизни. Комплекс игр включает дидактические игры, которые разделены по темам: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Овощи и фрукты», «Животные». В каждой теме представлены разные виды игр: направленные на формирование умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений; направленные для развития умения слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, формирования умения рассказывать об изображенном на картинке; направленные на формирование умения понимать обобщающие слова и использовать их в своей речи Уточняется наглядный материал для проведения каждой игры.
речевое развитие
речь
дети третьего года жизни
словарная работа
дидактические игры
1. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников– М.: Издательский дом «Карапуз», Творческий центр «Сфера», 2014. – 144 с.
2. Левшина Н.И. Интеграция науки и практики//Детский сад: теория и практика. 2012. № 2. С. 64-73.
3. Левшина Н.И., Градусова Л.В.Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников//Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 1988-1992.
4. Санникова Л.Н., Леонова Е.А. В сборнике: Мир детства и образование : сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ.2014.С.137-141.
5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников– М. : Академия, 2013. – 256 с.
6. Stepanova N. A., Sannikova L. N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V. A. Parental Evaluation of Preschool Education Quality: is it a Problem or an Opportunity? Man in India. 2017.Т.97 № 5.С.171-185.

На протяжении длительного времени процесс развития словаря  является одной из основных задач речевого воспитания детей. «Согласно современным методическим подходам к речевому развитию важным является не только формирование отдельных диалогических умений, но и обучение детей осознанному построению диалога» [3]. Речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. Необходимость развития словаря в раннем возрасте является залогом успешного речевого развития в дошкольном возрасте. Также хороший словарный запас – это важное условие интеллектуального развития ребенка, развития памяти, внимания, воображения.

Развитие словаря представлено, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой. Проблемы содержания и методов обучения речи в детском саду разрабатывались Э.П. Коротковой, Н.А. Стародубовой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Психологические особенности развития речи у детей раннего возраста раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Н.И.Левшина отмечает, что «дошкольные образовательные учреждения становятся центром создания и реализации нововведений, координации взаимодействия науки и практики. Таким образом, у образовательных учреждений появляется новая функция - исследовательская, экспериментальная, поисковая» [2]. В рамках реализации этих функций большое внимание уделяется именно речевому развитию дошкольников.

Развитие речи в раннем возрасте происходит в несколько этапов. С каждым этапом, ребенок все больше и больше усовершенствует свой словарный запас. Для реализации словарной работы в дошкольном учреждении используются дидактические игры.

И.А. Лыкова под дидактической игрой понимает многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возрасте, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного всестороннего развития личности ребенка - дошкольника [1].

В дидактической игре выделяется специфическая структура. Элементами дидактической игры являются: цель, содержание, правила игры, игровые действия, результат, которые характеризуют ее и как форму обучения, и как игровую деятельность одновременно.

Дидактическая игра имеет и свою специфику- обучение дошкольников идёт в форме игровой деятельности и она вызывает у них интерес.

С помощью дидактической игры передаются детям определенные знания, решаются все задачи словарной работы: обогащение, уточнение значения слов и активизация словаря. Важно в ходе дидактических игр использовать разнообразный наглядный материал: картинки, игрушки, карточки с названиями предметов. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Словарь развивается быстро и эффективно, если малыш испытывает потребность в использовании новых слов. Ребенок раннего возраста не может выполнять сразу несколько действий, и перед ним нужно ставить простые цели, не торопить [5]. Длительность занятия должна составлять от 10 до 20 минут.

Педагогу важно научить детей различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это? видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества (какой), а также действия, связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека (что делает? что с ним можно делать?). Решению этих задач будут способствовать игры  «Что за предмет?» «Кто что умеет делать?».

От названия видимых и ярких признаков предмета (игрушки) необходимо переходить к перечислению его свойств и качеств (игра «Кто больше слов скажет о яблоке, какое оно?» и др.).

При назывании действий объекта ребенка необходимо учить детей видеть начало и конец действия (игра с картинками «Что сначала, что потом? и др.)

Необходимо знакомить детей с обобщающими понятиями («одежда», «посуда», «игрушки»), учить употреблять эти понятия в речи. На наглядной основе дети 3-го года жизни учатся различать слова с противоположным значением (большой – маленький, высокий – низкий), сравнивать предметы (игрушки, картинки).

В игре «Чудесный мешочек» педагог в мешочек кладет игрушки, изображающих животных. Вызванный ребенок должен вынуть из мешочка игрушку, назвать, показать голосом как кричит это животное.

В игре «Оденем куклу» дети уточняют и закрепляют название одежды, белья, предметов, которые необходимы для быта. В ходе игры взрослый обеспечивает умственную активность путем вопросов и поручений.

Название игрушки дети закрепляют в дидактических играх с разнообразным содержанием. Дети достают игрушки из «чудесного мешочка», то разыскивают их по комнате в игре «Найди игрушку», то отгадывают на ощупь - в игре «Угадай игрушку».

Развивая речь детей, необходимо заботится о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием, а игровая  ситуация помогла бы вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь [5; 6].  Педагог должен стараться добиваться, чтобы дети понимали и знали смысл необходимых слов, активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову.

Для того чтобы повысить уровень речевого развития у детей раннего возраста, нами был подобран комплекс дидактических игр на развитие словаря у детей 3-го года жизни. Комплекс включает дидактические игры, которые мы разделили по темам: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Овощи и фрукты», «Животные». В каждой теме представлены разные виды игр:

– направленные на формирование умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений;

– направленные для развития умения слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, формирования умения рассказывать об изображенном на картинке;

– направленные на формирование умения понимать обобщающие слова и использовать их в своей речи  (таблица 1).

Таблица 1 – Комплекс дидактических игр на развитие словаря у детей 3-го года жизни

 Название дидактической игры

Задачи

Оборудование

Одежда

Уложим куклу спать

Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями.

Кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка.

Кукла проснулась

Уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета.

Кукла на кроватке, комплект ее одежды.

Нарядим куклу

Активизировать словарь по теме.

Картонная кукла, набор бумажной одежды.

Посуда

Посуда для куклы

Учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словесному указанию, дать представление об их использовании, активизировать словарь.

Набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла.

Угостим кукол чаем

Закрепить название предметов посуды, ее величины.

Два набора кукольной посуды и две куклы, резко контрастных по величине.

К кукле пришли гости

Познакомить детей с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.

Кукольная посуда, стол, кукла, Машка и зайка.

Угостим медведей чаем

Закрепить название предметов посуды, ее величины.

Три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя» или три игрушечных медведя, резко контрастных по величине.

Помоем посуду

Расширять словарь по теме, активизировать словарь.

Таз с водой или игрушечная мойка, кукольная посуда.

Дети обедают

Упражнять детей в названии слов: тарелка, чашка, блюдце, ложечка, салфетка, ест, вытирает, держит.

 

Картинка с изображенными на ней троих детей, сидящих за столом: мальчик наклонился над тарелкой, и ест второе; девочка ест маленькой ложкой компот из чашки, стоящей на блюдце; второй мальчик закончил еду и вытирает рот салфеткой; на столе стоит стакан с бумажными салфетками.

Мебель

В гостях у куклы

Уточнять название предметов мебели, ее назначение.

Кукольная мебель, кукла.

Пригласим мишутку в гости

Уточнять название предметов мебели, ее назначение.

Игрушечная мебель, медвежонок.

У куклы дома

Закрепить название предметов мебели, ее величины.

Две куклы, два стула и две кроватки, резко контрастные по величине.

Комната для куклы

Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами.

Предметны картинки из серии «Мебель», кукла.

Транспорт

Чудесный мешочек

Уточнить и активизировать словарь по теме «Трнаспорт»

Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.

 

На чем мы ездим?

Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.

Предметные картинки «Транспорт».

Дай что скажу

Закрепить название транспорта, активизировать словарь.

Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик.

Покатаем в машине игрушки

Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.

Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др.

Овощи и фрукты

Что в саду растет?

Знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.

Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные фрукты или их муляжи.

Узнай и назови

Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.

Натуральные овощи или муляжи в мешочке.

Что в корзиночке лежит?

Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.

Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие.

Что купили на базаре

Продолжать знакомить детей с названиями овощей, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.

Набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи

Что в саду растет?

Продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.

 

Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные фрукты или их муляжи.

Во саду ли, в огороде?

Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Поварята

Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Фланелеграф или магнитная доска с изображениями банки из-под компота и кастрюли, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Животные

Кто, где спрятался?

Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

Игрушечная кошечка или собачка.

Кого мы встретили в лесу?

Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках.

Предметны картинки из серии «Дикие животные».

Узнай игрушку

Уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки»

Любимые игрушки детей в мешочке.

Давай познакомимся

Уточнять и расширять словарь ребенка по теме «Животные».

Игрушки, изображающие дикие или домашние животные в мешке.

 Кто что ест?

Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

Кто так кричит?

Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Игрушки или картинки домашних животных.

Кто где живет?

Учить детей группировать животных на дикие и домашние, активизировать словарь по теме.

Игрушки диких и домашних животных, домик и дерево.

 

С детьми 3-го года жизни основное внимание надо уделять накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений ребенка об окружающей жизни. Необходима  активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, глаголов. В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слов, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

Наряду с новыми словами надо терпеливо и настойчиво добиваться уточнения тех слов, которым ребенок постоянно пользуется, но имеет о них весьма не точное представление. Педагогу необходимо добиваться, чтобы ребенок не только знал новое слово и правильно соотносил его с предметом, но и пользовался этим словом, свободно экспериментировал со звуковой оболочкой, употреблял в своей речи. Для этого надо часто давать детям сталкиваться с этим предметом, рассматривать его, действовать с ним, ставить ребенка перед необходимостью называть вещь.

Работу по развитию словаря у детей 3-го года жизни необходимо проводить не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Взаимодействие с семьями детей одна из важнейших условий развития личности ребенка и его социализация в условиях общественного и домашнего воспитания. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента поступления ребенка в детский сад.

Таким образом, мы считаем, что предложенный комплекс дидактических игр будет способствовать развитию словарного запаса детей 3-го года жизни.

Между активным и пассивным словарем ребенка наблюдается большой разрыв, поэтому организовывая совместную деятельность взрослого и детей на занятиях и режимных моментах, необходимо стараться обеспечивать усвоение детьми нового. В этих целях использую задания типа «Найди» (принеси), «Покажи» и т.д.

Педагогу, важно определить свое место в проведении дидактической игры. Соблюдать определенные правила. Педагогу следует выразительно проводить игру, что обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. Педагогу необходимо при проведении игры для детей 3-го года жизни активно включаться в нее, являясь в нем и участником и руководителем, стараться обеспечить развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, не заметно для детей направляю игру в нужное русло.

Работу по развитию словаря у детей 3-го года жизни необходимо проводить не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. «Ранний возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений» [4].

Таким образом, решить задачи словарной работы с детьми раннего возраста возможно при условии систематического использования специально подобранных дидактических игр и активном взаимодействии педагогов с родителями воспитанников.


Библиографическая ссылка

Матвиевская И.А. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18103 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674