Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕШЕНИЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ ПО МОТИВАМ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

Городнова М.В. 1
1 Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
В статье представлена характеристика процесса применения элементов русского народного костюма при проектировании современной женской одежды. Проведен анализ дизайнерских коллекций, разработанных по мотивам национального костюма, рассмотрены варианты конструкторских решений и современных способов отделки моделей одежды в этническом стиле, проанализированы творческие авторские подходы к использованию элементов народного кроя и отделки в современных изделиях. Рассматривается потенциал использования богатства нашей культуры в современном дизайне, в развитии, обновлении и увеличении разнообразия современного ассортимента одежды. В настоящее время актуальна проблема использования национального русского костюма в современном проектировании одежды. На сегодняшний день существует нехватка решений для развития и применения народного творчества и веками накопленного достояния нашей культуры в современном дизайне. Зачастую все богатство и красота нашей культуры, выраженное в русском народном костюме, представляется только как музейные экспозиции. Тогда как изучение, переосмысление и трансформация достижений народного творчества с учетом современных требований и условий позволит преподнести этот уникальный элемент русской культуры в новом свете и дать нашему культурному наследию вторую жизнь.
проектирование одежды
художественно-конструктивные инновационные решения в одежде
русский народный костюм
культура
1. Ф.М. Пармон. Композиция костюма: Учебник для вузов. — М.: Легпромбытиздат, 1997. — 318 с.
2. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. Учебное издание – М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 1988. – 351 с.
3. Андреева Е.Г., Петросова И.А., Гетманцева В.В., Гусева М.А., Лунина Е.В., Базаев Е.М. Перспективные направления исследования в области конструирования и художественного моделирования кафедры ХМКиТШИ //. В книге: Научные исследования и разработки в области конструирования швейных изделий - Москва, 2016. С. 150-160.
4. Гусева М.А., Петросова И.А., Андреева Е.Г., Лунина Е.В., Гетманцева В.В. Конструирование базовых и исходных модельных конструкций поясной и плечевой одежды. Учебное пособие для подготовки бакалавров по направлению 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности / Москва, 2016.
5. Андреева Е.Г., Гусева М.А., Петросова И.А., Рогожин А.Ю. Антропометрические исследования для конструирования одежды. Лабораторный практикум по размерной антропологии и биомеханике - М.: МГУДТ, 2015. - 164 c.
6. Гусева М.А., Петросова И.А., Андреева Е.Г., Бахадурова З.Б., Айкян Д.А. Обоснование конструкторских решений в одежде с высокими динамическими характеристиками // Современные проблемы науки и образования.- 2015, № 2-2. С.191.
7. Мартынова А.И., Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды. – Учебное пособие. – М.: МГУДТ, 2006. – 216 с.
8. Городнова М.В., Гусева М.А., Петросова И.А. Этнический костюм как источник вдохновения при разработке современной женской одежды. // Сб. мат. Всерос. науч. конф. молодых исследователей «Дизайн и искусство – стратегия проектной культуры ХХI века (ДИСК-2016)», Ч.1. - М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2016. - С.58-61.
9. Городнова М.В., Гусева М.А. Анализ современных способов декорирования женской одежды. // Сборник тезисов докладов 68-й внутривузовской научной студенческой конференции «Молодые ученые – инновационному развитию общества (МИР-2016). Ч.1. с.90.
10. Гусева М.А., Андреева Е.Г. Композиция пространственной формы меховой одежды. // Научный журнал КубГАУ. – 2016. – № 119. – С.31-43.
11. Гончарова Т.Л., Гусева М.А., Самован Л.В. Картины Айвазовского как творческий источник при создании коллекции одежды из меха // Сборник материалов Международной научно-технической конференции «Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности» (ИННОВАЦИИ – 2016). М.; МГУДТ. Ч. 1 - С. 163-166.
12. Guseva M.A., Andreeva E.G., GetmantsevaV.V., Goncharova T.,Goncharuk E. Designing clothes from materials with complex spatial topography of the surface based on creative source. // Education, Science and Humanities Academic Research Conference: Conference Proceedings, June 30th, 2017, San Francisco, USA: Scientific public organization “Professional science”, 2017. Р. 371-379.
13. Городнова М.В. Роль русского костюма в разработке коллекции современной женской одежды // В Сборн. Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2017»: сборник материалов Часть 1. – М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017. – 1 с. 154-157.
14. Гусева М.А., Андреева Е.Г., Петросова И.А. Использование натурального меха в исторической одежде россиян //«Universum: технические науки». 2017. № 1 (34), с. 6.
15. Соснина Н., Шаньгина И. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная экциклопедия. – СПб.: Исскуство-СПБ, 1999. – 400 с.
16. Ефимова Л.В., Алешина Т.С., Самонин С.Ю. Костюм в России. XV – начало XX века.- М.: Арт-Родник, 2000. – 235 с.
17. Гусева М.А., Андреева Е.Г., Новиков М.В., Вяткина К.Д. Анализ тенденций развития и актуальности декорирования одежды натуральным мехом // Потенциал современной науки. – 2015, № 9. С.13– 17.
18. Государственная Третьяковская галерея. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.tretyakovgallery.ru/ (дата обращения 12.10.2017).
19. Русский музей: Виртуальный филиал [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.virtualrm.spb.ru/ (дата обращения 05.11.2017).
20. Рогожин А.Ю., Гусева М.А., Петросова И.А., Андреева Е.Г. Основы прикладной антропологии и биомеханики. Конспект лекций. Электронное учебное пособие для подготовки бакалавров и магистров по направлению 29.03/04.05 Конструирование изделий легкой промышленности – Москва, 2017
21. Гусева М.А., Петросова И.А., Андреева Е.Г., Гетманцева В.В., Лунина Е.В. Конструктивное моделирование плечевых и поясных изделий. Электронное учебное пособие для подготовки бакалавров и магистров по направлению 29.03.01, 20.04.01 Технология изделий легкой промышленности- Москва, 2017

Русский народный костюм является важным наследием прошлого нашей страны и его неотъемлемой частью. Он несет в себе огромное культурное богатство и веками накопленные знания мастеров [1]. Поэтому, очень важна роль изучения народного костюма, выявление его конструктивных и художественных решений [2], применение этих особенностей в условиях новейших технологий [3] и оборудования в современном дизайн-проектировании. Объединив современную моду и уникальные культурные элементы дизайна, можно получить неповторимые по своей красоте изделия.

Исторически сложилось так, что в своем развитии русский национальный костюм вобрал в себя лучшие достижения народных мастеров в украшении одежды, поэтому применение этих знаний в процессе проектирования современной одежды сделает ее исключительной и необыкновенной. На сегодняшний день в дизайне изменяется суть метода применения национальных черт и особенностей одежды: главное теперь все решение костюма в целом. Многие конструкторские решения [4] различных современных моделей одежды строятся на основе народного кроя, при этом сохраняются их главные принципы – простота, комфорт, антропометрическая [5] универсальность. Удобство в эксплуатации моделей одежды обеспечивается за счёт свободного кроя, не мешающего динамике движений [6]. Благодаря членениям [7] в одежде выделяются участки: на передней части изделий, груди, плечах, присутствует определенный ритм площадей. В целом главный принцип построения такой одежды - гармония цвета и формы [1, 2].

Анализ коллекций, созданных по мотивам национального костюма, выявил различные творческие методы авторов к применению национальных элементов в современных изделиях [8]. Анализ современных способов отделки моделей одежды по мотивам этнического костюма показал, что наиболее часто используемые – вышивка и печатные рисунки [9]. На сегодняшний день дизайнеры применяют также аппликацию текстилем и натуральным мехом [10] и кожей, плетение, украшение бисером [11], жемчугом, бусинами [12], кружевное шитье [13] и многое другое.

В результате поведенных исследований разработаны художественно-конструктивные решения женского костюма в русском стиле (рис.1). За основу коллекции взят принцип модернизации элементов русского народного костюма в соответствии с современным образом жизни. Модели в коллекции свободного покроя - это платья и пальто прямого, трапециевидного и А-силуэтов, стилизованные по мотивам народного костюма. Длина одежды варьируется: в основном до линии колен, некоторые модели длиной до середины голени и «в пол». Особый акцент сделан на рукава. По традиции, в русском народном костюме рукава были удлиненные, а в более ранних образцах одежды дворян иногда рукава были длинные с разрезами для рук на уровне локтя [14]. Нижние части рукавов свободно свисали [15]. Подобный эффект в современной коллекции женской одежды достигается за счет использования накидок и кейпов (верхняя одежда свободного покроя с боковыми прорезями специально для рук). В качестве застежки в кейпах используют пуговицы или молнии, возможно отсутствие застежки. Последний вариант предлагается в разработанной коллекции. Такая одежда пользуется спросом у большинства девушек, так как подходит для любого типа и телосложения фигуры [5] и является модным трендом текущего сезона из-за своей универсальности. Ее можно сочетать как с повседневной или офисной одеждой, так и с нарядной.

Рисунок 1 – Разработка художественно-конструктивных решений женского костюма в русском стиле

Особое место в коллекции отдано отделке. Самое главное и неповторимое, без чего нельзя представить одежду в русском стиле – это вышивка цветными нитями, золотом, бусинами, бисером [16], а также и принты. Яркий акцент в виде вышивки, имитирующей ручную отделку, в виде красочного орнамента насыщенных цветов: красного, темно-вишневого и серебряного, традиционно расположенной на передней центральной части изделий, вокруг горловины, вдоль воротника, застежки, на рукавах, у линии соединения рукавов с проймой, по низу изделий. [17]. Отдельные модели украшены на талии поясом с декоративной отделкой.

В качестве основного орнаментального решения рисунка вышивки в разработанной коллекции выбраны геометрические узоры и славянские символы в виде животных как главная составляющая всех русских народных узоров. Преобладающие цвета - это ярко красный и его оттенки, а также белый, песочный (золотой), цвет натурального льна, серый, светло-коричневый и оттенки слоновой кости. Для поддержания образности русского колорита в моделях коллекции применены контрастные сочетания в расцветке верхней одежды и платьев и юбок. Например, к белому пальто предложено в комплект темно-синее платье с серебряной вышивкой (рис.2).

Рисунок 2 – Модели женского костюма в русском стиле

В разработанной коллекции присутствуют не только элементы русского народного костюма, но и боярской одежды [18, 19]. Объединение особенностей одежды разных классов – крестьянского и дворянского, помогает внести разнообразие форм и декора, а также сделать коллекцию более полной.

С каждым годом возрастает мода на одежду в этническом стиле не только в России, но и в мире. Сочетание традиционных для нашего исторического костюма оттенков белого и красного, а также орнаментальных и художественных решений в целом можно проследить в современных коллекциях среди многих дизайнеров Западной Европы. Все это лишь только лишний раз дает нам повод убедиться в том, что красота русской культуры вдохновляет многих дизайнеров одежды. Сегодня, чтобы создать одежду в русском стиле, не обязательно в точности соблюдать все особенности покроя народного костюма [1]. Для современной одежды характерно антропометрическое соответствие [20], и, чтобы привнести дух старины, для создания цельного образа достаточно внести в модель несколько главных акцентов – элементы кроя [21], орнамент, дизайн.

Целью разработанной коллекции женской одежды в русском стиле было желание показать, что русский исторический костюм может существовать не только как пример достижений прошлого, но и вступать в диалог с современной культурой, помогая поколению нынешних художников в развитии моды. Изучение и модернизация русского народного костюма в современном дизайне способствует не только развитию, обновлению и увеличению разнообразия современного ассортимента одежды, но и способствует культурному развитию общества. Сегодня, этническим стилем вдохновляются практически все дизайнеры мира, создавая удивительные по красоте коллекции, стилизуя и трансформируя различные элементы конструкции народного костюма в более современные, либо делая акцент на отделке [7], выражая национальный мотив через фактуру.

Можно с уверенностью сказать, что Россия - одна из немногих стран, сумевших достаточно полно сохранить свои исторические традиции и особенности развития. Ни одна страна в мире не располагает таким культурным богатством народного искусства – такое разнообразие форм, колорита, красота, изящество, тонкость в исполнении и неповторимость украшений и декора. Такое обращение к истокам нашей родной культуры даст большие возможности для проектирования современной одежды новому поколению специалистов в этой области.


Библиографическая ссылка

Городнова М.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕШЕНИЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ ПО МОТИВАМ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17956 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674