Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РОЛЬ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Цверкунова К.С. 1 Грицина А.П. 1
1 Ростовский Государственный Университет Путей Сообщения
В данной статье мы рассматриваем роль лечебно-оздоровительной физкультуры. Она охватывает такие свойства, качества, ориентации личности которые способствуют развитию тех разновидностей, сторон компонентов спорта и данным субъектом оцениваются как наиболее важные и значимые для жизни и здоровья инвалидов. Именно реабилитация в данном случае может повысить качество уровня жизни и вернуть лицам с ограниченными возможностями дееспособность и возможность адаптироваться к рабочим условиям. Другими словами физкультура и спорт дает инвалиду возможность научиться самому справляться со своим телом, восстановить работу многих функций в организме, обеспечить себе полную или частичную самостоятельность.Для необходимого содействия в успешной реабилитации инвалидов необходимо снабдить спортивные залы и площадки специальным оборудованием, наладить производство спортивного инвентаря для лиц с ограниченными возможностями, подготовить тренеров и преподавателей.На сегодняшний день оздоровительно-реабилитационная физическая культура – важный аспект реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями.
оздоровительно-реабилитационная физическая культура
эффективная реабилитация
физкультура
спорт
реабилитация инвалидов
1. Бурдяк А. Я., Тындик А. О. Измерение инвалидности и положение инвалидов: российский и международный подходы // Вестник НГУЭУ. 2016. № 1. С. 22–43.
2. Волкова Г.Н. Конвенция ООН "О правах инвалидов" и эволюция российского законодательства / Г.Н. Волкова // Народонаселение. - 2014. - № 1. - С. 19-30.
3. Волчок Н. Будем жить без барьеров / Нина Волчок // Социальная защита. - 2012. - № 5. - (Социономия (социальная работа. - С. 6-9).
4. Зак Г.Г. Исторический анализ сущности понятия «реабилитация» в системе специального образования // Специальное образование – 2012. – №3. – С. 15-23.
5. Корчагина Т. В., Кунтаева Д. М. Социально-экономическая адаптация инвалидов в современных условиях // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2012. № 96. С. 74–77
6. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И.Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 2010. - 120 с.
7. Мигранова Л. А., Ненахова Ю. С. Программа «Доступная среда» и оценка ее реализации инвалидами // Народонаселение. 2015. № 1. С. 107–122.

Сегодня в мире важнейшими в системе мер социальной защиты людей с ограниченными возможностями становятся её активные формы. Наиболее эффективными из них являются физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.

Россия относится к странам с самыми высокими темпами роста численности инвалидов. Поэтому перед нашим государством крайне остро стоит проблема адаптации данной группы населения, создания условий для достойной жизни людей с физическими недостатками.

Все чаще и чаще в средствах массовой информации, в общении с представителями различных политических и общественных организаций мы слышим слово реабилитация: реабилитационный центр для трудных подростков, реабилитация инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, психологическая реабилитация и т. д., и т.п. Принято законодательство, требующее оказание услуг инвалидам в таких областях, как образование, реабилитация и здравоохранение, физическая культура и спорт. Министерство физической культуры и спорта РФ координирует всю работу по развитию спорта для инвалидов.

Физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации инвалидов и их интеграции в обществе. Занятие физической культурой с инвалидами во многих случаях можно рассматривать не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности, социальной занятости и достижений.

В государственной политике развития физической культуры и спорта среди инвалидов безусловный приоритет отдается физкультурно-оздоровительной направленности и решению задач социально-психологической адаптации в обществе.

Систематические занятия инвалидов физической культурой и спортом не только расширяют их функциональные возможности, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, но и благоприятно воздействует на психику воздействует на физическую сферу инвалидов и опосредованно через нее на эмоциональную и интеллектуальную сферы [1, с.105].

Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физическая культура способствуют сглаживанию и преодолению множества отклонений, поскольку именно движение осуществляет непосредственно связь инвалидов с окружающим миром, что лежит в основе развития его психических взглядов и организма в целом [6, с.57].

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — это отдельная область физической культуры, специализирующаяся, главным образом, на лечение заболеваний и нормализации работы органов и функций организма, частично нарушенных или вовсе утраченных по причине различных заболеваний, полученных травм, чрезмерной утомляемости, а также целого ряда других причин. На сегодняшний день оздоровительно-реабилитационная физическая культура – важный аспект реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями.

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики инвалидов. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая.

Одним из путей привлечения инвалидов c определенными отклонениями по здоровью в активную социальную жизнь и профессиональную деятельность, создания благоприятных условий для их физической, психологической и социальной реабилитации является физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.

Физическая культура ставит своей целью не только улучшение состояния здоровья инвалидов, но и восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния. Целью физической культуры является адаптация инвалидов в социуме и трудовой деятельности.

Средства системы физического воспитания инвалидов должны быть разработаны в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами с учетом особенностей каждого инвалида. Необходимы специальные упражнения по коррекции и компенсации для инвалидов, испытывающих значительные трудности при движении координации и сохранения равновесия.

Существует несколько основных направлений реабилитации инвалидов, прописанных в 9 статье федерального закона «О социальной защите инвалидов» No 181-ФЗ:

— медицинская реабилитация: восстановительные медицинские процедуры, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение и отдых;

— профессиональная реабилитация: профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, помощь в производственной адаптации;

— социальная реабилитация: социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социокультурная и социально-бытовая адаптации;

— физкультурно-оздоровительные мероприятия, лечебная физическая культура, спорт.

В этом случаи особую значимость приобретают занятия адаптивной физкультурой, так как физические упражнения влияют не только на костно-мышечную систему, но и на психологическое состояние инвалидов с отклонениями в состоянии здоровья.

К числу наиболее распространенных врожденных пороков развития относятся: дефекты зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата и нередко эти пороки сочетаются. При слепоте и глухоте задерживается развитие навыков общения, нарушаются формирование предметных представлений и развитие эмоциональной сферы. При дефектах зрения и слуха основная роль принадлежит стимуляции развития остаточного слуха и зрения.

Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических, коррекционных и тренировочных целях двигательной сферы инвалидов должно быть реализовано преподавателем на основе руководства следующими закономерностями:

- глубокое знание функционального состояния нервной системы инвалидов;

- физические нагрузки различного характера, применяемые локально и интегрально в профилактике и коррекции двигательной сферы студентов с патологией, в каждый момент проведения занятий должны быть оптимальными с учетом функционального состояния их нервно-мышечной системы и системы внутренних органов[7, с.63].

Оздоровительное действие физических упражнений связано с систематическими и существенными по объему и интенсивности нагрузками, что предъявляет повышенные требования к физиологическим системам организма инвалидов с ограниченными возможностями. Применение систематических нагрузок способствует развитию компенсаторных механизмов, восстановлению способности к манипулятивным действиям. Профессиональная деятельность и социальная активность инвалида в значительной степени определяется физическим состоянием и функциональными возможностями организма [3.c,21].

Чтобы проанализировать процесс реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями с помощью занятий оздоровительно-реабилитационной физической культурой, в первую очередь необходимо понимать, какими социальными, эмоциональными и экономическими последствиями оборачиваются те или иные нарушения здоровья, что представляет собой реабилитационный процесс, какую он преследует цель; какие направления входят в него и почему.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями по ряду признаков делятся на несколько групп:

- по возрасту (дети, взрослые);

- по происхождению инвалидности (детство, общее заболевание);

- по причинам возникновения инвалидности (врожденное нарушение, несчастный случай, спортивная травма).

Также распространено деление по степени трудоспособности на три группы:

1 группа - нетрудоспособные;

2-я - группа - временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах;

3-я группа - трудоспособные в щадящих условиях труда.

Разнообразие психофизических особенностей и нарушений развития зрения, слуха, ДЦП существенно затрудняет контроль уровня физической подготовленности инвалидов. В качестве комплексного подхода для определения уровня физической подготовленности инвалидов можно применять тестирование.

При должной степени точности измерений оно позволяет, во-первых, получить исходные данные, служащие отправной точкой использования педагогических воздействий и уточняющие их характер, во-вторых, выявить потенциальные личностные и функциональные возможности инвалидов, обеспечивающие успешное решение коррекционно-развивающих задач в процессе физического воспитания, в-третьих, контролировать эффективность процесса коррекции, оперативно управлять им.

Реализация принципа единства диагностики и коррекции как одного из ведущих в методике физической культуры требует не только учета структуры нарушений развития, правильной интерпретации исходного своеобразия возможностей лиц с особенностями психофизического развития, но и постоянной оценки в процессе физкультурно-педагогической деятельности состояния их двигательных функций и способностей[2, c.23].

Выработка рационального способа выполнения теста формируют у инвалидов представления о собственных возможностях и механизмах их реализации, обеспечивает необходимые условия коррекции нарушений двигательной деятельности.

При тестировании следует использовать внешние ориентиры, способствующие технически правильному выполнению контрольного испытания. Важно, чтобы организационное обеспечение не только создавало у инвалидов внешнюю ориентировочную основу, но и при своей простоте и конкретности делало доступным выполнения контрольного упражнения, соответствующего характеру имеющихся психофизических особенностей развития. Отмечено, что ведущими выступают не кенестезические (внутренние) ощущения, возникающие в результате работы опорно-двигательного аппарата, а внешние (визуально воспринимаемые) ориентиры, представляющие собой систему, в рамках которой должно происходить выполнение двигательного действия [7, с.97].

Эффективность физических занятий обусловлена структурой движений, последовательностью, частотой и продолжительностью занятий, индивидуальным подходом к выбору физических упражнений. При ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета [3, с.265].

Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для инвалидов. Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми.

В зависимости от вида заболевания, следует выбрать наиболее эффективный метод или дозировано совмещать и закреплять словесную информацию наглядным примером. Средства физической культуры в реабилитации инвалидов с отклонениями по здоровью выбирают разные.

Тестирование направлено на выполнения контрольного испытания. Каждое контрольное испытание имеет свои ориентиры, они позволяют:

- создать общее представление о контрольном испытании и его элементах (исходном положении, направлении, амплитуде движения);

- управлять процессом двигательного умения контрольного испытания, задавая способы выполнения упражнения посильные имеющимся у инвалидов возможностям;

- указывать на допускаемые ошибки, объяснять возможные варианты их устранения.

Важно у инвалидов сформировать умение самоконтроля. Владение им позволяет избежать во время тестирования ошибок, дает возможность корректировать свои действия. Самоконтроль несет в себе воспитательное и образовательное значение.

Пример удачной реабилитации инвалидов при помощи физической культуры можно наблюдать на примере научно-практического центра методико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта. На протяжении более десяти лет, в центре разрабатываются и воплощаются в жизнь разноуровневые программы по включению инвалидов в занятия физической культурой. Лица с ограниченными возможностями вовлекаются в спортивные команды по волейболу, баскетболу, настольному теннису. Кроме всего прочего, центром разработаны программы физкультурных тренингов, где инвалиды с помощью профессиональных тренеров выполняют упражнения, направленные на полное или частичное восстановление органов, ослабленных в силу травм и различных заболеваний. Работа в командах, участие в тренингах, помогает инвалидам избавиться от установок пассивного отношения к жизни, разработать поврежденные органы, увеличить двигательный режим. Таким образом, возможность общения с другими инвалидами, соперничество, стремление к активной жизненной позиции – укрепляет реабилитационные меры, принятые в отношении человека.

В связи с этим важно, чтобы тестирование физической подготовленности являлось компонентом системы диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, предпринимаемых педагогом для оказания дифференцированной помощи инвалидам, носило системный характер и протекало в органической взаимосвязи с решением оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач физического воспитания. Процесс тестирования следует рассматривать как неотъемлемые, взаимосвязанные с другими частями коррекционно-развивающего процесса, поскольку они позволяют влиять на уровень психосоматического здоровья инвалида, создавать благоприятные условия для рационализации двигательной деятельности.

Это возможно только в случае комплексности и целостности педагогических воздействий, их ориентации на каждого инвалида с подбором способов и сроков реализации в соответствии с его двигательными, дидактическими и психологическими особенностями. Двигательный опыт, в свою очередь, является необходимым условием для формирования социального опыта, благодаря которому индивид осваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему взаимодействовать внутри общества [1, c.274].

При тестировании следует использовать систему облегчающих понимания учебной задачи, способствующих технически правильному выполнению контрольного испытания, стимулирующих достижение максимального результата, формирующих у инвалидов положительные эмоции.

Тенденция к повышению объективизации методов контроля, достижению большей глубины и высокой степени их достоверности зависят от психофизического состояния инвалидов. Важнейшие положения этого процесса касаются единства системы диагностических, коррекционных, организационных мер, предпринимаемых преподавателем для оказания дифференцированной помощи студенту в решении оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач физического воспитания.

Таким образам, активизация деятельности инвалидов в области физической культуры и спорта, несомненно, будет способствовать гуманизации нашего общества, изменению его отношения к этой социальной группе населения, и поэтому имеет большое социальное значение.


Библиографическая ссылка

Цверкунова К.С., Грицина А.П. РОЛЬ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17928 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674