Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лебедева С.Ю. 1 Николаева И.И. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» в г. Нерюнгри
В статье рассматривается внеурочная познавательная деятельность младших школьников, которая может быть организована в форме использования игровых технологий. По мнению авторов, через игру можно привить ребенку любовь и уважение к себе, к одноклассникам, ко взрослым и к родине, научить ребенка работать коллективно и нести ответственность за свои слова и поступки. Авторы статьи подчеркивают, что использование игровой деятельности во внеурочное время в начальной школе способствует развитию всех познавательных процессов и самоутверждению ребенка. Подробно описывают программу кружка «Мир увлекательных игр», которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, позволяет эффективно решать задачи формирования у младшего школьника ответственности, обеспечивает усвоение общественного опыта, успешную социализацию и интенсивное развитие каждого школьника.
внеурочная деятельность
игровые технологии
игровая деятельность
младший школьник
воспитание
Социализация
1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования. URL: http://window.edu.ru/resource/309/39309/files/bup.pdf.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Серия «Стандарты второго поколения» / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. -223 с.
3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982. -128 с.
4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радяньска школа, 1969. – 381 с.
5. Шмаков С.А. Игры учащихся-феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. – 238 с.

Внеурочная деятельность, являясь составной частью учебно-воспитательного процесса, направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе [1].

По определению Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. [2]. Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована не только в форме факультативов, олимпиад, научных и познавательных кружков, но и в форме использования игровых технологий. Значение игровой технологии во внеучебной деятельности при решении задач ФГОС состоит в том, что она может быть использована в качестве способа, приема, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач.

Анализ научной и методической литературы позволяет говорить о том, что игровые технологии могут быть эффективным средством управления развитием личности, преодоления личностью себя, своей ограниченности, инертности и т.д. А.В. Луначарский в своих работах неоднократно подчеркивал значение игры как важнейшего средства воспитания. По его мнению, игра является основой всей человеческой культуры. Д.В. Менджерицкая подчеркивает, что игра не является забавой, она необходима для здоровья, счастья и правильного развития детей [3]. В. А. Сухомлинский представляет игру как светлое пятно, из которого в духовный мир ребенка входит поток понятий об окружающем мире. Игра, по его мнению, вызывает любознательность и пытливость у ребенка [4].

Исследуя значение детских игр С.А. Шмаков, выделил следующие ее функции: социокультурное назначение игры, функция межнациональной коммуникации, функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики, коммуникативная функция игры, диагностическая функция игры, игротерапевтическая функция игры, функция коррекции в игре, развлекательная функция игры [5]. Кроме того, игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.

 В младшем школьном возрасте дети с удовольствием играют также в дидактические игры (сюжетные, развивающие, предметные, соревновательные). Поэтому, благодаря тому, что у учащихся начальных классов есть потребность в игре, она может быть использована как эффективное средство воспитания. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, решения задач. В результате учащиеся приобретают новые знания по содержанию игры. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на уроках, в познавательных играх она возникает как игровая задача самого ребенка. Через игру можно привить ребенку любовь и уважение к себе, к одноклассникам, ко взрослым и к родине, научить ребенка работать коллективно и нести ответственность за свои слова и поступки.

Таким образом, использование игровой деятельности в начальной школе способствует развитию всех познавательных процессов и самоутверждению ребенка. С помощью игры младший школьник глубже познает окружающий мир, овладевает высокими общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам. Следует также подчеркнуть, что условия игры требуют от ребенка более устойчивого сосредоточения на предмете, включенного в игровую ситуацию, на содержание и действия сюжета.

На основе анализа методической и психологической литературы нами была составлена психолого-педагогическая программа кружка «Увлекательный мир игр» для младших школьников.

Цель: добиться духовно-нравственного и физического развития ребенка посредством игры.

 Задачи:

1) обучающие - развитие познавательного интереса, помочь детям приобрести знания, умения в определенных видах игр, развить мотивацию к действиям по правилам;

2) воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;

3) развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, инициативности, активности и др.; формирование потребности в самоутверждении, саморазвитии.

Сроки реализации программы кружка: 1 год.

Программа рассчитана на детей, обучающихся в первом классе и только начинающих адаптироваться к школьной деятельности. Набор детей свободный. Число обучающихся: желательно весь класс.

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю на протяжении всего учебного года.

Ожидаемые результаты:

- первый уровень результатов – приобретение младшим школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и др.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Содержание программы кружка «Увлекательный мир игр» во внеурочной деятельности

Название раздела

Содержание раздела

Количество занятий

Настольные игры

Раздел содержит в себе занятия по таким настольным играм как шахматы, шашки, домино, крестики-нолики, монополия.

4

Русские-народные игры

Раздел содержит в себе занятия по обучению детей таким играм как «Салки», «Прятки», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и др., а также Фестиваль русских народных игр

4

Спортивные игры

Раздел содержит в себе занятия по обучению детей таким играм как бадминтон, «Бег в мешках», «Выбивной», «Городки», «Пятнашки», «Попади в корзину» и др., а также «Веселые старты».

4

Интеллектуальные игры

Раздел содержит в себе игры: «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес», Игры- головоломки,

Викторины по литературе, по математике, по истории родного края.

4

Военно-патриотические игры

Раздел содержит в себе занятия по обучению детей таким играм как: «Щит», «Я - будущий солдат», «Зарница», а также соревнования между командами по игре «Зарница».

4

Ролевые игры

Раздел содержит в себе игры: «Моя семья», «Моя школа», Путешествие по ПДД, День самоуправления, а также отчетный фестиваль с презентациями детей «Моя будущая профессия».

4

Итого

24

 

Психолого-педагогическая программа кружка «Увлекательный мир игр» для младших школьников, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, позволит эффективно решить задачи формирования у обучающихся гражданской ответственности, духовно-нравственной культуры, инициативности, самостоятельности и активности. Итак, использование игровой технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками и создает благоприятные условия для его успешной социализации.


Библиографическая ссылка

Лебедева С.Ю., Николаева И.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17870 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674