Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Мороз А.А. 1 Николаева И.И. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»
Рассмотрены особенности семей группы риска, выделены их виды, классификации по А. И. Иванцовой, М. А. Галагузовой. На основе анализа научной, методической литературы выделены уровни и этапы работы с семьей группы риска, раскрыты технологии и методы работы психолога и социального педагога с детьми из семей группы риска. Работа с семьями группы риска особенно актуальна в наше время. Основная задача при работе с данными семьями – укрепление взаимоотношений между семьей и социальным педагогом и внутри семьи. В работе с детьми из семей группы риска психологи используют различные методы: метод сказкотерапии, тренинги, игры, упражнения, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения, коррекцию агрессивности, стабилизацию психоэмоционального состояния и на развитие уровня самооценки.
дети группы риска
семья
семья группы риска
социальный педагог
психолог
методы работы
профилактика
реабилитация
диагностика
1. Иванцова А.И. О работе с проблемными семьями / А.И. Иванцова // Воспитание школьников. - 2000. - № 10. - С. 18-20..
2. Иванцова А.И. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей / А.И. Иванцова // Воспитание школьников. - 2000. - № 7. - С. 22-25.
3. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М. : Акаде¬мия», 2002. - 192 с.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 440 с.
5. Сухарь Е.М. Ошибки семейного воспитания / Е.М. Сухарь // Воспитание школьников. - 2005. - № 3. - С. 46-48.
6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. - М. : Академия, 2002. - 272с.
7. Интернет-ресурс: http://refdb.ru/look/2253549-pall.html

В последнее время увеличивается количество детей, нуждающихся в социальной и психологической поддержке. В некоторых семьях ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, зачастую остается один, не имея возможности обратиться за помощью и не в силах разрешить проблему самостоятельно. В итоге, не получая нужной помощи, дети все сильнее отдаляются от взрослых, стремятся либо скрыть свои переживания и эмоции, либо выплеснуть их не всегда приемлемыми для общества способами. Поэтому работа с детьми семей группы риска не перестает быть актуальной.

Рассмотрим подробнее понятия семьи и семьи группы риска.

Cемья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой связаны единым бытом, взаимной моральной ответственностью и поддержкой, в которой вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями, детьми [5]. По Т. Ф. Ефремовой, семья - это группа близких родственников, живущих вместе. Несколько иначе ситуация обстоит в семьях группы риска, или маргинальных, неблагополучных, асоциальных семьях [6].

Под семьей группы риска понимается семья с низким материальным достатком, низкой педагогической культурой, асоциальным образом жизни.

А. И. Иванцова выделяет следующие семьи группы риска:

  1. Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение ослож­няется аморальным поведением родителей.
  2. Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми.
  3. Семья, в которой дети безнадзорны по раз­личным причинам: развод в семье, за­нятость родителей и т. д. [1].

М. А. Галагузова в качестве основного критерия классификации семей группы риска выделяет невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций: семьи с низким материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ жизни; семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие [3].

Основная задача социального педагога в работе с неблагополучными семьями - укрепление взаимодействия с ними, развитие ответст­венности взрослых за воспитание детей, воз­действие на состояние ребенка, коррекция его поведения.

Особое место занимает работа социального педагога с пьющими родителями. Она ведется по трем направлениям: медико-физиологическо­му, социально-педагогическому и правовому. Первое направление осуществляется нар­кологами и психиатрами, где внимание уделяется пагубным последствиям наркомании и алкоголизма на личность в целом, на физическое и психическое развитие челове­ка, на влияние этих пороков на потомство. Второе направление реализуется школой совме­стно с другими учреждениями и организаци­ями. Главная его цель - раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние наркоти­ков и алкоголя на взаимоотношения между людьми, показать ущерб, который наркомания и пьян­ство наносят семье. Правовое направление имеет своей основ­ной целью разъяснение последствий от дей­ствий и поведения лиц, находящихся в состо­янии наркотического и алкогольного опьяне­ния и их ответственности перед законом [2].

Технология работы с семьей группы риска, составленная М. А. Галагузовой, обязательно включают три уровня: профилакти­ческий; диагностический; реабилитационный [4].

Профилактический уровень. Профилактика - это комплекс пре­вентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддерж­ки семьи.

Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходя­щую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать со­ответствующие методы воспитания [7].

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа обще­ния с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слиш­ком официальное отношение при встрече, а также упреки, устра­шения, ультиматумы. Иначе возникает психологиче­ский барьер, из-за чего человек не может объективно оценивать поступающие предложения.

Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятель­ности социального педагога: при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога; при недобровольном обращении - сбор достоверной инфор­мации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обрат­ной связи.

Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.

Реабилитационный уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах об­щения. Он состоит из трех подуровней - индивидуального, группового и общинного.

На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родите­лями или с ребенком используются несколько технологий: консультирование, телефонное консультирование, метод «письмо-обращение», социальный патронаж. Методы групповой реабилитации: беседа, лекция, диспут, дискуссия, собрание, тренинг [7].

Рассмотрим более подробно методы работы с детьми группы риска на примере обобщение опыта работы социальных педагогов и педагогов-психологов РФ.

Н. Т. Навет, педагог-психолог, МОУ СОШ № 5, г. Губкинский, Тюменская область, в работе с подростками из семей группы риска использует тренинговые занятия, которые включают в себя четыре темы. Первая тема «Игры с историями», цель – формирование адаптивного поведения, навыков рефлексии и самоанализа. Вторая тема «Мое состояние», цель – работа с эмоциональными состояниями, упрямством. Третья тема «Эмоциональная тропинка», цель – изучение эмоций и их влияние на общение, четвертая тема «Пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что», цель – поиск внутренних ресурсов, формирование положительного образа «Я».

А. И. Агильбаева, учитель начальных классов, ГОУ «Салаватская коррекционная школа VIII вида», г. Салават, в работе с детьми использует следующие приемы: двигательные игры-разминки, позволяющие снизить эмоциональное и физическое напряжение; для развития в детях уверенности в себе, снятия мышечных зажимов, стабилизации психоэмоционального состояния проводится танцевально-двигательная терапия. Для сплочения детей в дружный коллектив используется изотерапия – изготовление из подручного материала дома, в котором могли бы жить все дети, и рисование на сердечке подарка классу.

Н. Г. Дурнева, педагог-психолог, МУ СРЦН «Полярная звезда» г. Новокузнецк, О. А. Полторак, педагог-психолог, ГКПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж, Новокузнецк, Кемеровская область - в работе с детьми из группы риска используют метод незаконченной сказки, который применяется в целях коррекции мотивации достижений успеха, уровня самооценки. Здесь детям предлагается заполнить пустые строки в бланке, чтобы вышел единый рассказ.

С. Р. Маржина, педагог-психолог, КГУ Средняя школа имени Абая, Казахстан, в работе с учащимися группы риска использует игры и упражнения, направленные на снижение мышечного поведения и эмоционального напряжения, коррекцию агрессивности, развитие самооценки детей: «Колокол», «Волшебные клубочки», «Молекула», «Мешочек со злостью», «Мыльные пузыри», ролевая гимнастика, «Корабль и ветер», «Танец тела», «Ласковое имя», «Ах, какой я молодец!», «Вверх по радуге».

Таким образом, семья группы риска – это семья, неспособная в полной мере удовлетворить потребности ребенка, обеспечить его необходимыми условиями жизни для полноценного психического, физического, социального развития. От типа семьи группы риска зависят формы и методы работы социального педагога или психолога с ними. Так, работа с семьями, где есть пьющие родственники, обязательно ведется по трем направлениям - медико-физиологическо­му, социально-педагогическому и правовому. Но особенно здесь важна работа с ребенком. Каждый педагог-психолог придерживается своих проверенных методов работы с детьми из семей группы риска. Распространенными методами работы являются тренинги, изотерапия, игротерапия, метод незаконченной сказки.


Библиографическая ссылка

Мороз А.А., Николаева И.И. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17791 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674