Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Васильева В.Н. 1
1 Волгоградский государственный медицинский университет
В статье обсуждаются этические аспекты профессиональной деятельности медицинской сестры. В последнее время наблюдается негативная тенденция роста конфликтов в медицинской практике. Основными причинами негативной тенденции являются: изменение национального законодательства в области здравоохранения, расширение объема прав пациентов как потребителей медицинских услуг, социальная незащищенность профессиональной группы медицинских работников, в т.ч. медицинских сестер. В статье приведены данные авторского социологического исследования. В исследовании приняли участие 22 будущих медицинских сестёр, 8 родителей пациентов «Детской клинической поликлиники №31». Использованы методики: анкетирование, направленное на выявление особенностей профессиональной реализации роли медицинских сестер; анализ сестринской деятельности в педиатрии. Этические аспекты рассмотрены в контексте реализации пятнадцати принципов биоэтики, заключенных во «Всеобщей Декларация по биоэтике и правам человека», принятой 19 октября 2005 г. на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.
биоэтика
медицинская сестра
социальная роль
медицинская помощь
правовые конфликты
1. Быстревская Н.Ю. Комплементарность автономии и ответственности пациента в клинической медицине // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4–1. – С.52
2. Айвазян Ш.Г. Права врача в проблемном поле биоэтики (случай из европейской практики) // Биоэтика. – 2015. – № 1(15). – С.35–37.
3. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика. – 2015. – № 1(15). – С.58–60.
4. Доника А.Д. Интеграция профессионального отбора в систему высшего образования медицинских специалистов: биоэтический подход // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3–1. – С.49.
5. Жолудь Д.С. Биоэтическое содержание «блага» в современной медицинской практике // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4–1. – С.54.
6. Радченко М.А. Спорные вопросы правового статуса граждан в области охраны здоровья // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8 – С.244.
7. Теунова Д.Н. Информированное согласие в проблемном поле юриспруденции и биоэтики // Биоэтика. – 2014. – № 2 (14), 2014. – С.44–46.
8. Худякова Д.В. Биоэтика и современная медицинская практика: «благо» и «здоровье» // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4–1. – С.57–58
9. Шестакова И.В. Современные подходы к формированию компетенций медицинских специалистов // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3–1. – С.50.
10. Agapova E.G., Donika A.D. Ethical problems of medics’s interaction with eldery patiens on the examl of the social group of militari retirees // Биоэтика. – 2017. – 1(19). – С.49–52.

Проблемы пациентов, страдающих болезнями различных систем организма, не утратили на сегодняшний день своей актуальности, так как ущерб, наносимый болезнью здоровью маленького человека, требует качественного и целесообразного объема медицинской помощи[1, 2, 3, 10]. Смысл работы медицинской сестры состоит в уходе за ребенком, а также в том, каким образом осуществляется этот уход. Именно медсестра должна решить в чем нуждается пациент в первую очередь. Специалист со средним медицинским образованием, работающий с детьми, обязан сочетать творческий подход с умелым использованием специальных навыков [4,7].

Педиатрические медицинские сестры представляют интересы ребенка и его семьи; защищают детей, не достигших совершеннолетия, в случае возникновения разного рода конфликтов и сложных жизненных ситуаций; понимают, что такое мнения и волнения ребенка; внедряют сестринский уход за детьми в самой подходящей среде, по возможности у них дома; сводят до минимума душевные травмы, связанные с госпитализацией, и увеличивают лечебный эффект последней [5]. Поэтому важно определить роль медицинской сестры в педиатрии.

В исследовании приняли участие 22 будущих медицинских сестёр, 8 родителей пациентов «Детской клинической поликлиники №31». Для нашего исследования были подобраны следующие методики: анкетирование, направленное на выявление особенностей профессиональной реализации роли медицинских сестер; анализ сестринской деятельности в педиатрии.

Первым шагом нашего исследования было изначально определить профессиональную роль медицинской сестры в педиатрии, и какими, по их мнению, должна обладать качествами современная медицинская сестра для повышения качества оказания медицинской помощи в среднем звене. С этой целью нами было проведено социологическое исследование – анкетирование студентов медицинского колледжа на предмет улучшения им профессиональной подготовки. Вторым шагом нашего исследования было определить, по мнению родителей пациентов, какими качествами должна обладать медицинская сестра, оценить значимость наличия контакта медсестры с родителями ребенка и оказывает ли влияние пол и возраст медицинского персонала на работу с ребенком.

С этой целью нами было проведено еще одно социологическое исследование – анкетирование родителей пациентов, на предмет определения роли медицинской сестры в педиатрии. В анкетировании приняло участие 22 учащихся и 8 родителей пациентов ГУЗ «Детской клинической поликлиники №31». И в результате, мы получили следующие данные:

Большинство будущих медицинских сестер, принявших участие в анкетировании считают, что медсестра, работающая в педиатрии должна обладать особыми личностными качествами (20 человек). Все родители пациентов (8 человек) ответили – «да». Среди опрошенных студентов больше половины – (14человек) – считают, что наличие контакта медсестры с родителями ребенка очень важно, (5 человек) –важно и (3 человека) – имеет значение. Большая часть опрошенных родителей считают, что наличие контакта медсестры с родителями ребенка очень важно – (4 человека), важно – (3 человека), имеет значение- (1 человек).

На вопрос оказывает ли влияние пол медицинского персонала на работу с ребенком, «нет» ответили – (17 студентов), «да, жен. пол предпочтительнее» – (5 человек). На вопрос: «Оказывает ли влияние пол медицинского персонала на работу с ребенком?» больше половины родителей, а именно (5 человек) ответили- нет; да- (3 человека, жен. пол предпочтительнее). Среди опрошенных будущих медицинских сестер больше половины – (17 человек) считают, что возраст медицинского персонала не оказывает влияния на работу с ребенком, и только (5 человек) считают иначе, (из них 4 человека считают предпочтительнее возраст 26–40 лет; 1 человек – 41–55 лет).

На вопрос: «Оказывает ли влияние возраст медицинского персонала на работу с ребенком?» половина – 50% опрошенных (4 человека) ответили «да, предпочтительнее от 26 до 40 лет», «нет» – 50% (4 человека). Подавляющее большинство опрошенных 90–95% (17–21человек) из личных качеств медицинской сестры выбрали такие качества как: милосердие, ответственность, внимательность, наблюдательность, быстрая реакция, терпение, спокойствие. Все эти качества, безусловно, очень важны и должны присутствовать у каждой медсестры, так как она должна уметь найти подход к каждому пациенту и его родителю, чтобы они доверяли ей, верили в ее слова и выполняли все рекомендации.

Таким образом, в ходе анализа анкетирования в практической части выявились следующие показатели. В основном, как показывают данные опроса, родители пациентов считают, что у медицинских работников среди их личных качеств на первом месте должны быть такие качества, как ответственность, внимательность, спокойствие и наблюдательность. На вопрос о том, какого возраста и пола должна быть медицинская сестра, работающая с детьми больше половины, опрошенных ответили – не имеет значение.

При оценке степени влияния медицинской сестры на лечебный процесс в педиатрии, были получены результаты, что медицинская сестра существенно помогает врачу в его работе и так же важно, что она еще поддерживает пациента психологически. Все полученные нами результаты в ходе эмпирического исследования были использованы при выявлении направлений оптимизации профессиональной деятельности медицинских сестер в педиатрии [5, 6, 9].


Библиографическая ссылка

Васильева В.Н. СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17705 (дата обращения: 06.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074