Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Чинякова Н.И. 1 Галстян Ю.М. 1
1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева
С древнейших исполнительские конкурсы времен использовались в сфере музыкального образования. Они актуальны и в музыкально-образовательном процессе школьников. Учитывая, что в социуме сегодня осуществляется большое количество исполнительских конкурсов, которые получили новые формы и средства реализации, что сделало их более яркими и зрелищными. Такие конкурсы и их элементы используют в образовании, они стали особо популярны среди обучающихся, участие в них способствует ускоренному развитию музыкальных способностей и личностных качеств школьников. Победы в музыкально-исполнительских конкурсах сегодня стали рассматриваться как личные достижения обучающегося, что также учитывается при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Подготовка и участие школьника в музыкально-исполнительском конкурсе требует от учителя знание методики освоения данной деятельности с учетом особенностей ее реализации в современных условиях.
музыкальные конкурсы в образовании
музыкально-исполнительские конкурсы школьников и их особенности в современных условиях
1. Емельянцев С.Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Емельянцев Семен Леонидович. – СПб., 1999. – 172 c.
2. Зильберт Т.Н. Детские музыкальные конкурсы: оно нам надо? [Электронный ресурс] / Т.Н. Зильберт. – URL: https://tatzilbert.ru/detskie-muzyikalnyie-konkursyi/.
3. Конкурс / Педагогический терминологический словарь. – СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. – URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/1533/Конкурс.
4. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей / Т.Н. Образцова. – М.: Лада, 2005. – 160 с.
5. Разуткина Л.И. Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств: дисс. ... канд. пед. наук : 13 00 01 / Разуткина Людмила Ивановна. – Чебоксары, 2008. – 188 с.
6. Филатова О.Ю. О роли музыкальных конкурсов в системе творческих приоритетов современного исполнителя классической музыки / О.Ю. Филатова. – Н. Новгород, 2007. – URL: http://www.forumklassika.ru/showthread.phpt=14316.
7. Чинякова Н.И. Системный подход к классификации учебного концерта / Н.И. Чинякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки .– 2013. – №7. – С. 177–180.

Для современного образовательного процесса характерно присутствие разнообразных форм организации учебной деятельности, которые динамично изменяются, дополняются, синтезируются между собой и с структурными инновациями социума. К организационным единицам обучения относится, например, конкурс (от латинского concursus – столкновение, стечение, содействие), понятийно формулируемый как «соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы» [3]. Он применяется как целостное самостоятельное явление или через использование входящих в него элементов во всех предметных направлениях и на всех этапах образования. Так, в сфере музыкального образования конкурсы с давних времен традиционно используются и имеют довольно широкое распространение. Подтверждением этому служат конкурсы исполнителей на авлосе и кифаре, проводимые в рамках состязаний атлетов на древнегреческих Пифийских играх в Дельте. Пройдя многовековую историю своего развития, музыкальные конкурсы и сегодня востребованы, а среди различных их видов особой популярностью пользуются музыкально-исполнительские. Они и в настоящее время совершенствуются, на что особенно большое влияние оказывают новшества, связанные с использованием достижений научно-технического прогресса (телекоммуникации, технические средства записи, воспроизведения и передачи на большие расстояние музыки, мобильность передвижения людей и т. д.). Например, инновацией последних лет стали конкурсы с заочными формами участия, позволяющие переслать запись или дистанционно продемонстрировать результаты своей исполнительской, композиторской, аранжировочной, исследовательской и иной деятельности в сфере музыкального искусства. Указанные технические средства помогают в подготовке конкурсантов и оценке их творчества.

Учитывая изложенное, а также и то, что в общем образовании является обязательным требование развития музыкально-исполнительских способностей школьников (для обеспечения формирования всестороннего личностного развития), их участие в конкурсах целесообразно. Это позволяет активизировать учебно-творческую деятельность детей, повысить их уровень культуры и интереса к музыке, реализовать индивидуальный подход в обучении, стимулировать посещение занятий в системе дополнительного музыкального образования и различных организационных форм социализации музыкального искусства в социуме и т. д. Данный потенциал известен и он неоднократно становился предметом теоретических исследований и применялся в практике музыкального образования.

Однако современность тоже накладывает отпечаток на музыкальные конкурсы, что отражается, например, в появившихся новых мотивах к участию в них школьников. Известно даже незначительная похвала ученика учителем всегда указывает на успех, создающий с психологической точки зрения некоторое его превосходство в оцениваемом направлении деятельности над всеми остальными обучающимися. Но сегодня стало характерным использование рейтингового подхода в оценке результатов по отдельным направлениям обучения учащихся, что имеет аналогии с правилами конкурсов (ранжирование, выявление лучших). Такие условия заставляют и приучают школьников стремиться стать первым, добиваться наивысших результатов. На это нацеливает и индивидуализация социума, когда человек достигает каких-то побед не столько для всех или для некоего объединения людей (как было раньше), а в первую очередь старается для себя. Дети видят, что успешным быть хорошо, выгодно, модно, поэтому, пытаясь подражать взрослым, по мере сил борются за личные победы в сферах своей деятельности, одной из которых является школа и музыкальное образование, реализуемое в ней.

Еще одним фактором, мотивирующим к участию в музыкальных конкурсах, является их зрелищность и публичность. Ребенок понимает (так как видел) или знает (так как участвовал), что конкурсант попадает в условия похожие на концерт. Учитывая, что в рамках конкурса осуществляется музыкальное развитие школьника, соответствующее целям образовательного процесса, конкурс надо рассматривать как составляющих элемент данного процесса обучения и именовать учебным конкурсом-концертом. «Способность выполнения различного учебно-концертного функционирования, производимого в определенном порядке, отражается на специфике коммуникаций в структурной единице обучения», что в нашем случае фиксирует синтез деятельности, осуществляемой в ходе развертывания концерта и конкурса [7, с. 178]. С этим связана необходимость конкурсанту демонстрировать свои умения перед слушателями, которые оценивают их (а не просто слушают, получая в разной мере удовольствие), а также сценичность данных действий, присущие традиции поведения и внешнего вида выступающих, а нередко и хорошего качества музыкальные инструменты и звуковоспроизводящая аппаратура, свет, оформление задника и кулис сцены, объявление ведущим программы и имен участников, афиши и т.д. К сказанному надо добавить, что сегодня получили широкое распространение в обществе и на телевидении различные музыкальные конкурсы, имеющие атрибутику шоу, направленные на формирование у зрителей предельно ярких впечатлений. Все перечисленное впечатляет школьников, стимулирует интерес к конкурсам и мотивирует к участию в них, для чего требуется подготовка, которая активизирует освоение учащимся музыкально-исполнительских навыков.

Еще одним нововведением последних лет является формирование учениками личных портфолио, отражающих количество и уровень достигнутых побед. Это связано с тем, что сегодня учитываются индивидуальные творческие достижения выпускников школ при поступлении в средние и высшие профессиональные учебные заведения, в том числе и не музыкальной специализации. Данный факт послужил причиной для улучшения отношения родителей школьников к музыкальным конкурсам и поддержке (при необходимости и финансовой) инициатив детей к участию в них. В указанных образовательных учреждениях обычно у обучающихся присутствует возможность продолжать начатое в школе развитие своего музыкально-исполнительского мастерства и личностных качеств, что мотивирует школьника участвовать в разных музыкальных конкурсах. Данную установку ученика также подкрепляет перспектива стать лауреатом и приобрести дивиденды иного плана, а именно – известность, определенный статус среди учащихся и учителей, который можно продолжить формировать и после окончания школы, опираясь на уже имеющийся опыт и награды. Это иногда бывает для школьника самым главным поводом к участию в музыкальных конкурсах, готовиться к ним, усиленно заниматься, что может стать толчком к возникновению мечты о карьере музыканта-исполнителя. Но при появлении таких желаемых перспектив, актуальность конкурсов еще больше возрастает, поскольку «звание лауреата международного, регионального или даже районного конкурса (не говоря о школьных или вузовских состязаниях), как замечает О.Ю. Филатова, стало необходимым атрибутом современного исполнителя» [6].

Следует отметить, что коммерциализация современного социума отразилась и на музыкальных (также как и на не музыкальных) конкурсах, участие в них стало почти всегда платным. В связи с этим положительным можно считать то, что появились средства для достойной их реализации, оформления, приобретения призов и т. д. Однако проведение некоторых из них для организаторов и членов жюри становится все больше не столько престижным, с профессиональной точки зрения, событием, сколько их источником дохода. Поэтому сегодня иногда можно встретить некие центры, поставившие «на поток» состязания по любому виду музыкального исполнительства, для участников любого возраста и любого уровня подготовки, с «бесконечным» перечнем номинаций, но четкой формулировкой финансовых условий участия. Как правило, результатом таких конкурсов становится поголовное «одаривание» участников лауреатскими и дипломантскими званиями, медалями, что заставляет слабых исполнителей необоснованно завышать свою самооценку, а на последующих конкурсах испытывать трагическое разочарование и стресс от недооценки ранее завоевавшего признание таланта. Также есть элементы негатива и в стимулировании деятельности учителей, подготавливающих детей к выступлению. Это должно быть. Плохо, когда учитель начинает выставлять учеников не взирая на степень их готовности, в надежде получить хоть какую-нибудь награду, за которую положены баллы стимулирующей надбавки к заработной плате.

Присутствующий интерес к музыкальным конкурсам различного уровня и направленности послужила поводом к проведению их в большом количестве. Но в системе общего образования, на наш взгляд, особое значение имеет регулярность их осуществления внутри учебно-воспитательного процесса школы. Это позволяет выявить большее число талантливых детей, удовлетворить их желание в реализации музыкально-исполнительской деятельности, оценить и совершенствовать ее, что открывает перспективы для участия в конкурсах более высокого уровня. Не случайно С.Л. Емельянцев отмечает, что многообразные конкурсы, организуемые в образовательной системе, объединяет добровольное участие в них школьников [1, с. 5]. Следовательно, от учителя требуется обеспечить появление такого желания, через популяризацию конкурсов и ознакомление с практикой их реализации в современных условиях. А это можно начинать делать в начальной школе, применяя, например, музыкально-исполнительскую игру «Конкурс» (Т.Н. Образцова) [4, с. 10–11].

При подготовке к конкурсу подразумевается освоение школьниками конкурсных сочинений, умение исполнить их публично и на сцене, справляясь с состязательным волнением и страхом быть побежденным. Это требует от учителя знания особенностей реализации конкурсов сегодня, исходя их чего осуществлять проведение специально направленных практических занятий с будущим конкурсантом (или конкурсантами), репетиционной работы, включая и сценический вариант ее осуществления, с последующим переходом к исполнительству перед слушателями, которыми могут выступать одноклассники. Такая организация процесса подготовки поможет преодолеть психологические сложности конкурсного исполнительства и создаст благоприятную атмосферу в коллективе класса (повышенное внимание, уважение и сопричастность к действиям конкурсанта, заинтересованность в его результатах, оказание помощи различного характера, формирование желания участвовать самому в конкурсах и т. д.). На этой основе может складываться интерес и у слушателей к общению с музыкой и исполнительству. Учитывая, что основным фактором педагогической целесообразности конкурса является возможность для самореализации школьника, необходимо его деятельность рассматривать как продуктивную, имеющую социальный характер «с организованным общественным признанием ценности личностных достижений учащихся» [1, с. 9].

Участие в конкурсах позволяет познакомиться с большим количеством произведений, услышать мнения о их исполнении и выработать собственный взгляд на них. Это весьма актуально, поскольку полученные в детстве музыкальные впечатления, как указывает Л. И. Разуткина, «способствуют развитию умений оценивать, понимать и наслаждаться произведениями музыкального искусства на все последующие годы» [5, с. 3]. По справедливым словам педагога-музыканта Т.Н. Зильберт, «участие в конкурсах всегда очень серьезно двигает ученика, помогает ему увидеть свои пробелы, учит стойко переносить неудачи, делать правильные выводы и двигаться ускоренными темпами» [2]. Конкурс – это всегда стремление достичь наивысших результатов в реализации своих способностей, через их развитие и демонстрацию; – это восприятие произведений, социализируемых в одинаковых условиях и с одинаковыми задачами; – это общение с исполнителями, имеющими идентичные цели; – это формирование музыкальной культуры, жизненных установок и личностных качеств, которые необходимы человеку в дальнейшем в любой сфере самореализации.


Библиографическая ссылка

Чинякова Н.И., Галстян Ю.М. МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17702 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674