Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Чинякова Н.И. 1 Набокова Е.Н. 1
1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева
Современные дети получают много музыкальной информации, но она однообразна, не воспринимается должным образом, не анализируется и не систематизируется, что не позволяет выстроить логику взаимосвязей музыкальных произведений и их позицию в системе культурных ценностей, минимизирует планку музыкальных интересов. Это предполагает на занятиях музыкой необходимость сравнительного анализа высокохудожественных произведений и воспринимаемых ребенком вне занятий, что формирует музыкальные интересы детей. Эффективным является выполнение домашних заданий с использованием современных средств массовой информации, реализацию которых полезно производить при активном взаимодействии детей с родителями. Их совместная деятельность способствует формированию музыкальных интересов ребенка и взрослых членов семьи; стимулирует дальнейшее знакомство с музыкальным искусством, расширяя контакты с ним; рождает положительные семейные традиции.
музыкальное образование
музыкальные интересы
общение детей с музыкой
формирование музыкальных интересов современных детей
1. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функция: монография / В.О. Бернацкий. – Томск: изд. ТГУ, 1984. – 168 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология // под ред. В.В. Давыдова / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2010. – 671 с.
3. Левитов Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. – М.: Владос, 1997. – 513 с.
4. Новая философская энциклопедия / науч.-ред. совет: В.С. Степин, [и др.]. В 4-х т. Т. 2 (Е-М). – М.: Мысль, 2010. – 634 с.
5. Чинякова Н.И. Основы структурирования учебно-концертной подготовки в музыкально-педагогическом образовании / Н.И. Чинякова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – Н.Новгород: изд-во ННГК (академия) им. М.И. Глинки. – 2012. – 5(26). – С. 41–45.
6. Чинякова Н.И. Учебное аннотирование музыкальных произведений как педагогическая проблема / Н.И. Чинякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.– 2013. – №4. – С. 130–134.

Сегодня среди особенностей общества можно назвать наличие в нем противоречивых социальных явлений. Так, научно-технические инновации предоставили людям широкую доступность к культурным ценностям, увеличили потенциал самовыражения в искусстве, в котором наблюдаются активные поиски нового и нестандартные взгляды на традиционное. Но эти возможности не получили в обществе полноценной реализации для общения с высоким искусством, что не смогло сделать данные коммуникации средством повышения довольно низкого уровня культуры граждан и развития у них положительных личностных качеств. Сказанное обусловило актуализацию решения указанных проблем и их статус как целевой федеральной установки в образовании, призванного обеспечить учащимся изучение культуры и осознание ее ценности.

Для достижения поставленной цели особое место отводится искусству, которое, воздействуя на эмоции человека, повышает продуктивность процесса обучения. И здесь внимания заслуживает музыка, имеющая доказанные временем большие педагогические перспективы, а также существующее сегодня распространение в социуме и популярность среди подрастающего поколения. Как определили ученые, музыка еще до рождения начинает быть рядом с современным ребенком, она звучит повсюду и сопутствует человеку всю жизнь. Но не всегда для детей в таких коммуникациях предметом слушания становятся высокохудожественные произведения; их восприятие зачастую не направлено на постижение смысла сочинений, а служит сопровождением или организующим началом иных действий. Родители могут включать для прослушивания полюбившуюся им музыку, зачастую не учитывая присутствия рядом с ними их детей и не осознавая качества воздействия на них этой музыкальной информации.

Данные подходы сегодня характерны для социума и ребенок привыкает, что и в семье, и на улице, и в общественных местах, то есть везде, музыки много, но она не обязательно должна осознаваться и переживаться. Более того, эта музыка в подавляющем объеме относится к развлекательному жанру, определяющему ее ведущие функции, и не несет собой серьезных идей, высоких мыслей и глубоких чувств.

Современный ребенок, подрастая, начинает активно общаться с компьютером. Именно общаться, поскольку он становится для него собеседником, рассказчиком разных (в том числе и познавательных) историй и сказок; с ним малыш играет, смотрит мультики, рисует, а сегодня может даже вступать в диалог. Компьютер может многое и это многое практически всегда сообщается вместе с музыкой, то есть когда она звучит, на ее фоне. И опять используемые здесь произведения нельзя назвать высокохудожественными, но увлеченный ребенок не очень обращает и на них особого внимания, поскольку увлечен совершенно другими действиями. Таким образом современные дети получают много музыкальной информации, но она однообразна, не воспринимается должным образом, не анализируется и не систематизируется, что не позволяет выстроить логику взаимосвязей музыкальных произведений и их позицию в системе культурных ценностей.

В решении изложенной проблемы, на наш взгляд, актуальна реализация подхода, обеспечивающего, по словам Л.С. Выготского, богатство умственной и эмоциональной жизни человека и заключающегося в том, что для индивида «гораздо нужнее способность легко соединять представления, чем обширность запаса представлений» [2, с. 140]. Это предполагает на занятиях музыкой необходимость анализа художественной ценности произведений, которые воспринимает ребенок в изобилии вне занятий. Ему должно быть понятно, в чем смысл сочинения, о чем его содержание, что оно хочет «сказать» слушателю, какие чувства передает, отражая окружающий мир. Только в таком случае возникает интерес, определяемый философом Е.В. Осиповой как «активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо; потребности, выступающие мотивацией поведения индивида» [4].

Исходя из приведенной формулировки интерес к музыке заключается в получении удовольствия от общения с этим видом искусства, возникновении желания в данных коммуникациях и потребности в них. Для достижения такой цели в отношении истинных музыкальных ценностей требуется долгая кропотливая работа, которая должна начинаться в дошкольном возрасте и далее продолжаться в школе, где возможно массовое, профессионально организованное, целенаправленное и последовательное музыкальное образования детей. Это создает ребенку базу для дальнейшего самостоятельного совершенствования и регулирования свих музыкальных интересов и пристрастий.

Учитывая, что наибольший интерес в этом возрасте вызывают детские и современные эстрадные песни, обобщающие слово и музыку, достичь указанного уровня восприятия проще. Музыка отражает эмоциональный строй произведения, а вербальная составляющая конкретизирует его содержание. Но разбор опуса может показать примитивизм идеи сочинения, средств ее воплощения композитором, поэтом и исполнителем, несоответствие музыкального и литературного материала или их социализации. Наиболее продуктивно такой анализ реализуется, если дети приходят к выводам сами, а педагог без категорических оценок только умело направляет рассуждения обучающихся, поскольку «успешное функционирование конкретного педагогического процесса возможно при оптимальности выбора способов отношений (контактов, действий) педагога и учащихся» [5, с. 41]. Более того, аналогичные задания можно предлагать на дом, что послужит стимулом к продолжению прослушиваний музыки, ее анализу, оценке, возможному исполнительскому освоению.

Однако, ограничиваться анализом произведений только легкого жанра нельзя, учащиеся должны понимать разную музыку, постараться оценить и полюбить высокохудожественные опусы. В данном контексте актуальны слова В. О. Бернацкого: «Нельзя интересоваться тем, чего не знаешь, нельзя видеть то, что спрятано от сознания человека» [1, с. 130]. Из этого вытекает, надо сравнивать сочинения различных эпох, стилей, народов, а знакомство с ними следует связать с аналитической деятельностью, указанной выше. Так дети могут сопоставить качество воплощения идентичных идей в разных произведениях, что составит основу для встраивания их в систему культурных ценностей, с учетом исторической ретроспективы развития культуры, ее направлений, жанров, персоналий и т. д. Обращаясь к шедеврам классической, народной и иной музыки, показывая ее художественные преимущества над песенками-однодневками, возникает возможность формирования к ней интереса и потенциального включения в репертуар общения детей с искусством вне образовательного процесса.

Необходимо отметить, что Обращаясь к шедеврам классической, народной и иной музыки, показывая ее художественные преимущества над песенками-однодневками, возникает возможность формирования к ней интереса и потенциального включения в репертуар общения детей с искусством вне образовательного процесса.» [6, с. 132]. Так, в детском саду целесообразно в большей степени обращаться к произведениям о детях и для детей, а их разбор должен ориентировать на определения характера и ведущих средств выразительности и исполнения (темп, динамика, настроение и т. д.). В сочинениях легкого жанра разбирается (обсуждается) смысл содержания и соответствия между музыкой, стихом и исполнением. С поступлением в школу указанные параметры изменяются в сторону усложнения. Классическая, народная и иная музыка, представляющая художественную ценность, постепенно должна занимать все более преобладающие позиции, а анализ произведений не только дополняться новыми понятиями (из области истории и теории музыки, исполнительских навыков, трактовки произведений и т. п.), но и включать элементы сопоставления и критики. В таким образом создаются условия, в которых школьник анализирует различные произведения и определяет наличие или отсутствие в них противоречий, несоответствий, а затем может сравнить полученные результаты между собой. От учителя требуется оптимальный подбор музыкального материала, позволяющего сделать анализ убедительным, иллюстрирующим превосходство высокого искусства над «попсой».

Учитывая, что музыкальное искусство развертывается во времени, которое весьма ограниченно у музыкального руководителя детского сада и школьного учителя, целесообразно расширять музыкально-образовательное пространство, за счет домашних самостоятельных занятий. С этой целью можно использовать, например, средства массой информации. Так, современное телевидение предлагает трансляции множества детских музыкальных конкурсов, которые по тематике и содержанию музыкального материала соответствуют аналитическим способностям детей. К таковым можно отнести конкурсы «Синяя птица», «Голос. Дети», «Детская новая волна», «Ты супер!» и т. п. Предложив просмотреть какой-нибудь из них и выступить в роли члена жюри, на занятии можно провести небольшое обсуждение выступлений конкурсантов, обосновав свои выводы и сравнив их с мнением членов телевизионного жюри. Это заставляет не просто прослушать произведение и определить нравится оно или нет, а «вслушаться» в смысл озвучиваемого содержания, поняв передаваемое настроение и силу эмоций. Иными словами, перейти от «вообще» к «конкретике». Данные действия не только развивают ребенка, но и формируют поведение культурного слушателя и интерес к «музыке со смыслом».

Особую значимость в решении рассматриваемой проблемы и реализации предложенной методики имеет активное взаимодействие воспитателя и учителя с родителями детей. Именно от их участия и положительной реакции на произведения высокого искусства во многом зависит возникнет и закрепится ли интерес детей к художественно полноценной музыке или ограничится «попсой». Педагогу необходимо разъяснить взрослым членам семьи цель и механизмы ее достижения. Ребенок должен видеть искреннее желание родителей слушать серьезную музыку или просматривать предложенный телевизионный конкурс, конструктивную реакцию на воспринимаемый материал. Более того, совместная деятельность детей и родителей может заложить основы положительной семейной традиции, а также помочь взрослым членам семьи преодолеть изъяны собственной музыкальной культуры. Причина наличия этих изъянов в том, что современные родители – поколение, детство и юность которого пришлись на период перехода от достаточно уравновешенных с педагогических позиций трансляций высокохудожественной музыки по немногочисленным каналам телевидения и радио, к бесконтрольному обвалу в СМИ (включая Интернет) разной музыкальной информации, навязыванию «проплаченных» клипов, предоставлению широкого выбора, к которому народ в своем большинстве был не готов и по инерции, зачастую бесконтрольно слушал то, что транслировалось.

Следовательно включаясь в совместное общение с «высокой» музыкой, анализируя ее, не только дети, но и их родители получают системное знание музыкальной культуры в ее исторической ретроспективе, разнообразии и взаимосвязях. С позиций психологии, как формулирует Н.Д. Левитов, интерес – есть «эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям жизни, выражающееся в стремлении познать эти предметы и явления, овладеть ими» [3, с. 39]. Поэтому, изучая музыку, у детей и их родителей формируются музыкальные интересы, которые смогут стимулировать дальнейшее знакомство с музыкальным искусством, расширяя контакты с ним.


Библиографическая ссылка

Чинякова Н.И., Набокова Е.Н. ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17701 (дата обращения: 06.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074