Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Тотонова Ю.Ю. 1 Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания. Рассмотрены воспитательные возможности народных традиций и праздников в духовно-нравственном воспитании детей. Проанализированы традиции народного праздника ысыах, педагогики олонхо, проекта «Музыка для всех». Учебно-образовательная деятельность ДОО строится на годовом цикле праздников. Все компоненты образовательных областей – познавательное, речевое, музыкальное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное – объединяются общей темой и реализуются во всех видах детской деятельности, вплетаясь в общую канву подготовки к празднику. Приобщение детей к народным праздникам обогащает знания детей о культуре родного народа, прививает чувство любви и гордости, интереса к родному краю и его традициям.
духовно-нравственное воспитание
народные традиции
праздники
приобщение
родная культура
1. Винокурова, У.А. Создание условий для развития талантливых детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока / У.А. Винокурова, М.П. Петрова // Педагогика Севера: партнерство во имя ребенка: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Салехард, 27 марта 2013 г.) / Обществ. палата Рос.Фед.; Ассоц. кор. малочисл. нар. Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ, Правительство Респ. Саха (Якутия); Правительство Ямало-Ненецкого автономн. окр.; Ин-т нац. школ Респ. Саха (Якутия); Ин-т нар. Севера РГПУ им. А.И. Герцена. – М., 2013. – 144 с. – С. 41–45.
2.Николаева, Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие / Л.В. Николаева. – Якутск: ИД СВФУ, 2013. – 163 с.
3. Петрова М.П. Дополнительное образование как этнокультурный механизм воспитания творческой личности / М.П. Петрова // Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации. – Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015 – 416 с.
4. Уткин К.Д. Педагогические основы народного праздника ысыах / К.Д. Уткин. – Якутск: Ситим, 1994.
5. Чехордуна, Е.П. Героический эпос как ресурс духовно-нравственного развития и воспитания личности // Педагогика, 2012. – № 6. – С. 54–60.
6. Чехордуна Е.П. Этнокультурные основы педагогики олонхо (электр. ресурс) / Е.П. Чехордуна. – Киров: МЦНИП, 2013. – 118 с.

Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания.

У якутов есть мудрая пословица: «Человек начинается с детства». Мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям.

Праздник – это средство приобщения младших поколений к национальным традициям, обрядам и в то же время форма духовного обогащения ребенка, его становления как личности [2, с.78].

Сам процесс подготовки к празднику имеет воспитательное значение. В процессе подготовки к празднику дети знакомятся с традициями праздника, разучивают песни, стихи, игры, ритуалы, народный этикет, знакомятся с историей и культурой родного народа.

Особое значение имеют праздники для детей. К.Д. Ушинский отмечал, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал, что ребенок считает свои дни от праздника до праздника. Без праздников детство было бы серым и тусклым.

В древности у всех народов существовали серьезно продуманные системы праздников. Все они отражали видимое глазом годовое движение светил по небосклону: солнца, луны, звезд, от которых зависело, какой будет год, урожайный или засушливый. Людям казалось, что такие бедствия, как ураган, морозы, засуха, затопление, пожары – насылает на людей природа за какие-то провинности. Поэтому человеку надо было просить у природы прощения, благодарить ее за помощь, благополучие, хороший урожай, удачную охоту, здоровый скот. Так рождались благодарственные, народные песни, приметы, гадания и обряды в честь природы и небесных богов [2, с.79].

У народа саха существует обрядовая поэзия, жанр алгыса. Якуты верили в магическую силу слова, считали, что алгыс будет услышан природой и природными, небесными духами и благопожелания должны исполниться. Алгысы исполняются алгысчытами во время всех важных событий в жизни людей: свадьбе, при рождении ребенка, новоселье, охоте, начале сенокоса, в пути и др.

У каждого праздника существуют свои обрядовые песни, стихи, обряды и традиции, связанные с историей и укладом жизни народа. Праздники дают возможность активно отдохнуть, принять участие в различных национальных конкурсах, играх, показать художественные и артистические таланты и способности, для мальчиков и юношей – силу, ловкость, гибкость и смекалку.

У якутского народа с древних времен существует самый главный якутский национальный праздник, который знаменует собой наступление лета после долгих зимних месяцев. Ысыах – это единственный праздник, который сумел сохранить все традиции и обряды якутского народа. Якутское название праздника происходит от глагола «опрыскивать», «окроплять». В прошлом кульминацией праздника ысыах действительно был обряд, в ходе которого шаманы кропили кумысом огонь. Совершалось это действие в честь «светлых божеств», к которым у якутов, как у многих других скотоводческих народов, причислялись, прежде всего, божества плодородия. Не случайно светлым духам жертвовали кумыс. Эта традиция связана с еще одним древним культом – культом коня. Перед праздником торжественно устанавливали сэргэ (коновязь) с якутским национальным орнаментом, украшали и обустраивали тусулгэ (местность, где проводится ысыах). Восстанавливаются старинные постройки якутов в форме балагана, урасы, украшенные салама, изделиями народных промыслов: различных меховых ковров, вышитых бисером чепраков, берестяной и деревянной посуды, изделиями из кости и др.

Рано утром начинают съезжаться гости в национальных костюмах и украшениях. Ысыах начинается с торжественной церемонии открытия праздника, на котором белый шаман произносит праздничный алгыс с обращением к духам земли и всем святым небесным духам, называя всех по имени. Звучат молитвенные заклинания и прошение милости и благословения. Затем алгысчыт угощает духов-хозяев земли кумысом и приглашает всех на праздник.

После праздничного угощения и концерта проводятся национальные спортивные игры, конные скачки. Традиционными национальными видами спорта являются прыжки – «куобах», «кылыы», вольная борьба и перетягивание палки. Спортивные игры выявляют силу, ловкость и мужество. Победителю присваивается титул «Урун Уолаан» (герой олонхо). Для мальчиков все эти виды спорта проводятся отдельно от взрослых, и они с удовольствием участвуют в состязаниях. Для того, чтобы достойно выступить, они посещают кружки и секции по национальным видам спорта.

Конкурс национальных костюмов, летние праздничные наряды, высокохудожественные выступления певцов, тойуксутов, олонхосутов развивают эстетические чувства у подрастающего поколения. Для воспитания девочек в духе народных традиций проводится конкурс «Туйаарыма Куо».

Во время праздника люди танцуют хороводный танец с песнями под названием осуохай. Запевала воспевает начало лета, расцвет природы, благопожелания и поздравления. Некоторые запевалы могут петь по три дня подряд без остановки, на ходу придумывая слова. На ысыахе 2015 года якутяне вошли в список рекордов Гиннеса, организовав самый огромный хоровод в мире. В 2017 году якутяне вошли в список рекордов Гиннеса уже по численности людей в национальных костюмах на городском празднике «Ысыах – 2017».

Кроме городского (сельского) большого ысыаха традиционно каждое дошкольное образовательное учреждение, школа заканчивают учебный год праздником ысыах. Вместе со взрослыми дети приобщаются к национальным традициям. На праздник приглашаются родители, почетные гости, подводятся итоги года. Празднику предшествует большая подготовительная работа. Все компоненты образовательных областей – познавательное, речевое, музыкальное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное – объединяются общей темой и реализуются во всех видах детской деятельности, вплетаясь в общую канву подготовки к празднику. Коллективный выход на природу, красивый праздник, участие в художественной самодеятельности, конкурсах, спортивных играх вместе с родителями оставляют неизгладимое впечатление в душе ребенка.

Во время ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На ысыахе люди придерживается праздничного этикета [2]

Ысыах – долгожданный праздник для народа саха, его ждут целый год и заранее готовятся к нему – шьют праздничные наряды и делают убранства. На ысыах люди идут в нарядных праздничных национальных костюмах. Это не только правило этикета, а дань традициям народа. Для сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды, где принимают участие и стар и млад.

Ысыах – совокупность воспитательных воздействий на личность, в ходе праздника воспеваются любовь и преданность родным местам, возрождаются старинные формы почитания предков. Воспитательное значение ысыаха заключается в освоении традиций своего народа, его духовно-нравственных идеалов [4].

Таким образом, якутский народный праздник ысыах является средством приобщения детей к традициям родного народа, его духовно-нравственных идеалов.

Большой вклад в развитие этнокультурного образования имеет проект «Музыка для всех», реализуемый в настоящее время по инициативе М.Е. Николаева, Первого Президента Республики Саха (Якутия). Идея проекта направляет культурно-художественное развитие населения республики и заключается в расширении возможностей творческого и интеллектуального развития ребенка посредством музыкального воспитания. В данном контексте становятся незаменимы ресурсы дополнительного образования детей. По состоянию на 1 января 2015 года в республике действуют 211 ансамблей хомусистов, 118 объединений народных инструментов, 273 коллектива по народному пению из 498 хоровых коллективов, 602 фольклорных объединения. Проводятся различные республиканские творческие конкурсы, позволяющие определить тенденции и яркие дарования в этнокультурном художественном творчестве (вокальный конкурс «Ыллаа-туой, уол оҕо!» (Пойте-запевайте, мальчики), комплексный конкурс «Уол оҕо – норуот кэскилэ» (Мальчик – надежда нации), конкурс вокально-инструментальных ансамблей, конкурс детской авторской песни и танца «Сир биhик» («Земля, колыбель моя»), детский фольклорный фестиваль «Хоровод дружбы», фестиваль олонхо и др. [3, с.138].

Главным музыкальным инструментом якутов является хомус (варган). Якутский хомус (варган) – древний музыкальный инструмент народов Якутии, возраст которого составляет более 5 тысяч лет. Его отличает характерный «космический» звук: он издревле считался инструментом шаманов. Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах. Поэтому, в Якутии это не просто инструмент, а настоящий символ национальной культуры. Местные умельцы через века пронесли секреты изготовления звучных, колоритных варганов. Несмотря на малый размер, он позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие природу.

Игра на хомусе – это всегда импровизация, отражающая внутреннее состояние играющего. Тем не менее, необходимо освоить базовые навыки, чтобы издаваемые звуки варгана сливались в стройную мелодию.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) разработана и внедряется педагогика олонхо. Якутский героический эпос – олонхо провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества в решении проблем духовно-нравственной культуры, героико-патриотического воспитания подрастающего поколения [5]. Произведения олонхо знакомят детей с национальными традициями, обрядами, с бытом и укладом жизни древних предков. Олонхо – общее название якутского героического эпоса, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10 – 15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.

Сейчас никто не знает, сколько было всего олонхо в период наивысшего расцвета его бытования. Здесь более всего уместно сказать: «бесчисленное множество». Подсчет всех одновременно существовавших олонхо крайне затруднен. Дело в том, что любой сюжет из одного олонхо можно более или менее безболезненно перенести в другое. Можно, наоборот, без особого ущерба и сократить, выбросив целые сюжеты или отдельные детали, эпизоды, различные описания.

Якутия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять якутский язык, историю и культуру как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, прививать ненавязчиво, непринужденно, иначе в ребенке не сможем пробудить чувство любви к Родине, к краю, в котором живем.

В дошкольных образовательных организациях широко отмечаются и русские народные праздники: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, праздник осени, урожая и др. Дети знакомятся с историей праздников, обычаями и традициями, национальными блюдами, играми, хороводами, встречаются с народными мастерами, певцами, сказителями. В процессе подготовки к празднику дети приобщаются к народной культуре, на основе чего формируются моральные и нравственные качества гражданина своей страны. У детей формируется праздничная культура, праздничный гостевой этикет.

Таким образом, приобщение детей к народным традициям и праздникам обогащает знания детей о культуре родного народа, прививает чувство любви и гордости, интереса к родному краю и его традициям.


Библиографическая ссылка

Тотонова Ю.Ю., Николаева Л.В. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17700 (дата обращения: 06.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074