Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР

Кельцинова А.В. 1 Андреева Л.Д. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Внимание является одной из самых важных сторон познавательной деятельности ребенка. В данной статье представлены методики проведения русских народных игр по развитию внимания детей среднего дошкольного возраста. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует развитию внимания и устойчивой детской психики в целом. Русские народные игры со своей самобытной простотой и легкостью восприятия вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют не только физическому развитию, обогащению словарного запаса, духовно-нравственного потенциала детей, но и развитию внимания. Также в таких играх, как ни в одних других, присутствует признак народной орнаменталики, заключающейся в использовании в играх различного рода жанров фольклора, театрального и музыкального содержания, и эмоционального отношения.
внимание
произвольное внимание
русские народные игры
орнаменталика русских народных игр
1. Выготский Л.С. Основы детской психологии (новое издание) / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
2. Гурьянова, М.А. Метод использования орнаменталики народного творчества в развитии и становлении личности дошкольников // Вестник МГУ. – 2011. – № 595. – С. 174–184.
3. Коротаева, Е. Творческое воспитание детей / Е. Коротаева. – М.: Дошкольное воспитание, 2006. – 310 с.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: к теории развития психики ребенка (новое издание) / А.Н. Леонтьев. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 584 с.
5. Рибо Т.А. Психология внимания / Т.А. Рибо. – М.: Либроком, 2016. – 96 с.

Развитие многообразных форм массовой культуры, увеличение потока информации, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний не только у взрослых, но и у детей, в особенности в дошкольном возрасте. Данный возраст является весьма уязвимым и склонным к проявлению затруднений с восприятием многочисленной информации и концентрацией внимания. Внимание является одной из самых важных сторон познавательной деятельности ребенка.

Проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, как никогда, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми.

В современной педагогической теории одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника является игра. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует развитию внимания и устойчивой детской психики в целом. Русские народные игры способствуют совершенствованию всех психических процессов – вниманию, памяти, воображению, при этом стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Е.В. Коротаева, объясняет что русские народные игры очень хорошо развивают творческое мышление, музыкальную культуру, а самое главное внимание детей: «Народные песни, музыкальные народные игры для малышей и дошкольников рассказывают о культуре русского народа в образной, доступной для детей форме. Они развивают творческое мышление, способствуют формированию музыкальной культуры и делают детей более восприимчивыми к художественным образам, а значит, и более внимательными» [3, с.196].

Т. Рибо полагал, что внимание всегда связано с эмоциями независимо от его ослабления или усиления, а также вызывается эмоциями; т.е. между вниманием и эмоциями исследователь видел особенную близкую зависимость [5, с. 55].

A.Н. Леонтьев и Л.С. Выготский подчеркивали существенное значение речи во внимании, т.к. при использовании слова происходит указание предмета, на котором необходимо сосредоточиться [4, с. 289].

Для становления различных форм произвольного поведения детей весомое значение имеет игра. В игре развиваются произвольное внимание наряду с памятью, а также соединяются целенаправленность действий соподчинение мотивов. Л.С. Выготский описывал игру, как «школа произвольного поведения» [1, с. 327].

Предлагаем проект по развитию произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством проведения русских народных игр в ДОО.

На констатирующем этапе изучили уровни развития произвольного внимания (объем, устойчивость и продуктивность) у детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы. Девочки в ходе эксперимента оказались более спокойными, настойчивыми и внимательными, мальчики подвергались большому влиянию внешних раздражителей, и их внимание можно охарактеризовать, как непроизвольное, и требовавшее больших усилий со стороны экспериментатора-педагога:

Итак, этапы проведения русских народных игр следующие:

• предварительный этап – состоит в знакомстве с русскими народными играми через театральное представление с включением самих детей в процесс;

• основной этап – заключался в проведении русских народных игр согласно тематическому плану; велась индивидуальная работа с каждым ребенком;

• заключительный этап – основан на закреплении полученных знаний и навыков, умений; здесь проводились коллективные игры, где дети могли играть самостоятельно.

Согласно выстроенным этапам проведения методики, были выбраны следующие приемы и средства:

• на предварительном этапе ознакомления с русскими народными играми были использованы наряды, маски, музыкальное сопровождение русского народного творчества, яркие картинки-образцы с изображениями правил и условий игр;

• на основном этапе был составлен план тематических примерных игр: здесь были использованы необходимые атрибуты народного характера согласно условиям игр; была использована речевая орнаменталика русских народных игр (считалки, припевки, и т.д.); музыкальное сопровождение;

• на заключительном этапе были созданы карточки с названиями игр, которые дети выбирали самостоятельно.

Для проведения формирующего этапа разработали тематический план проведения русских народных игр: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Калачи», «Гонка мячей», «Горелки», «Лапти». Народная игра представляет самостоятельно существующий вид деятельности, который является средством воспитания и обучения, сохраняющий изначальную и важную функцию – обеспечение самообразования посредством рефлексии ребенка. Цель проведения игр включает развивающий аспект, а именно: развитие следующих свойств внимания (переключаемость, устойчивость, сосредоточенность, распределенность, направленность).

При проведении игр детям объясняли предстоящие действия, цели игровой деятельности. В развитии произвольного внимания особую роль играют освоение правил игры, эмоциональная насыщенность материала подвижных русских народных игр вызывает у детей положительные переживания и способствует формированию произвольного внимания. Посредством считалок дети делили роли и определяли порядок очередности для начала игры. При использовании считалок детьми, им становится более возможным установить внимание на очередность в игре, опустить напряжение.

В процессе игр использовали слова и указательные жесты, внешние опоры, которые учат ребенка управлять своим вниманием и поведением. Давались указания на конкретные действия («посмотри», «послушай», «дотронься» и т.д.), дети с охотой усваивали алгоритм концентрации на конкретную деятельность, которая впоследствии переходит во внутренний план. Благодаря подвижным играм у ребенка более активно развиваются все свойства внимания.

Таблица 1

Тематический план проведения русских народных игр

Название игры и цель ее проведения

Правила проведения игры, инструментарий

Описание игры

1

2

3

«У медведя во бору»

Группа: природная

Цель: Направить и сохранить внимание детей на соблюдение правил игры.

Задача: собрать как можно больше правильного предмета, не уронив его при гонке.

Инструментарий: нарисованные подготовленные грибы, ягоды и цветы; плетеные лукошки, народные костюмы для детей, музыкальное сопровождение.

Выбирается «медведь», который садится в стороне. Остальные, по команде воспитателя собирают как можно больше разбросанных по полю « грибов», «ягод», или «цветов» и кладут их в лукошко, подходят к «медведю», напевая ( приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды, цветы беру

Медведь сидит,

На нас глядит.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, «медведь» их ловит. Первый пойманный становится «медведем».

«Гуси-лебеди» Группа: природная

Цель:

побуждать к активному действию, формировать целенаправленное внимание.

Ориентировать детей в пространстве и на внимание.

Задача: волку – поймать нужные цвета гусей, как можно больше и быстрее; гусям-не попасться волку.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке, по возвращению гуси меняют платочки, и не знают, какой цвет будет ловить волк. Волк может ловить их только после слов: « Ну, бегите же домой!»

Инструментарий: очерченный «дом», платочки разных цветов, музыкальное сопровождение, маска волку.

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные –гуси-лебеди. На одной стороне площадки очерчивают дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, у каждого гуся есть свой платочек определенного цвета. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси! Га-га-га

Есть хотите? Да,да,да

Гуси-Лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается поймать гусей с платочками определенного цвета, какого именно цвета ему шепнёт воспитатель. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

«Калачи»

Группа: бытовая

Цель: развить у способности к взаимооценке и самооценке.

Продолжать развивать активность детей в играх с обручами.

Задача: правильно найти свой круг по цвету. Инструментарий: круги разных цветов из бумаги; музыка.

Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:

«Бай-качи-качи-качи!

Глянь- баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи»

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова « Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.

«Гонка мячей»

Группа: подвижная

Цель: привлекать внимание детей к игре.

Продолжать развивать активность детей в играх с мячами.

Задача: правильно перекидывать и ловить мяч как можно быстрее.

Правила: 1. Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигналу. 2. Мяч разрешается только перебрасывать Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру. Указания к проведению. Играющие должны точно перебрасывать мяч, быть внимательными при приеме мяча: тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Нужно следить за направлением летящего мяча, а если потребуется- сделать шаг вперед или присесть.

Инструментарий: два разных мяча, музыкальное сопровождение.

Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две группы. В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении.

Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему.

Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз.

Окончание табл.

1

2

3

«Горелки»

Группа:с ведущим, подвижная

Цель: подчинить определенному игровому ритму, формировать целенаправленное внимание.

Приучать к выполнению действий по сигналу.

Запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

Задача: правильно схватить за руки своего напарника как можно быстрее.

Инструментарии:

народные костюмы, музыкальное сопровождение.

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит « под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5–6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

« Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

– Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!»

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: « Раз, два, не воронь, а беги как огонь!».

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает « горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

«Лапти»

Группа: с водящим

Цель: привлечь внимание детей к игре, поддержать интерес, формировать и развивать послепроизвольное внимание детей.

Задача: правильно отыскать и успеть взять свой предмет.

Инструментарий: различные предметы простой формы, музыкальное сопровождение; заранее подготовленный кол с веревкой, и очерченный круг.

На середине площадки стоит своеобразный кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет. Повернувшись к водящему, спрашивают его:

– «Сплели лапти?»

Водящий отвечает – « нет!»

– «Сплели лапти?»

– «Да».

Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.

К орнаментальным компонентам игры относятся и игровые аксессуары (костюмы, бутафория, атрибуты). Данный компонент является важным связующим звеном в концентрации внимания детей среднего дошкольного возраста. Яркие и необычные костюмы, театральные атрибуты несомненно влияют на детей, и привлекают зрительное (непроизвольное), а затем и осмысленное (произвольное) внимание подобно живому представлению мультфильма или театра кукол [2, с.178]. В подобранных нами играх присутствует легкообращающая на себя внимание детей орнаменталика (язык игры, музыка, ритмика, припевки, костюмы и маски). Посредством своих признаков орнаменталика направляет и сохраняет внимание детей на соблюдение правил игры и развитие познавательных навыков и умений.

По результатам формирующего этапа, была осуществлена оценка эффективности методики проведения русских народных игр (контрольный этап). Результаты исследования показали важность и эффективность использования русских народных игр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для формирования произвольного внимания у детей среднего дошкольного возраста.


Библиографическая ссылка

Кельцинова А.В., Андреева Л.Д. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17698 (дата обращения: 06.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074