Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СПОРТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

Малкин В.Р. 1 Рогалева Л.Н. 1 Бредихина Я.А. 1
1 Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина
В данной статье рассматривается феномен эмоционального интеллекта в спорте, а именно, его проявление и важность. Существуют противоречивые данные о влиянии спортивной деятельности на формирование эмоционального интеллекта у человека. Результаты различных исследователей разнятся: одни считают, что спорт может стать залогом высокого уровня эмоционального интеллекта, другие убеждены в том, что спорт не имеет прямого влияния на эмоциональный интеллект. В проведенном нами исследовании интерпретация данных подтверждают последнюю точку зрения. В ходе исследования было установлено, что большая часть исследуемых студентов-спортсменов имеют средний уровень эмоционального интеллекта (41 %), чуть меньшая часть – высокий (27 %), очень высокий (9 %), у меньшинства студентов установлены низкий (14 %) и очень низкий (9 %) уровни эмоциональный интеллекта.
спорт
эмоциональный интеллект
тренер
студенты
1. Бобкова Н.Г. Эмоциональный интеллект как ключевая компетенция современного менеджера // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2016. – № 2 (4). – С. 7–11.
2. Берилова Е.И. Эмоциональный интеллект как фактор стрессоустойчивости у спортсменов разного пола // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2015. – № 2. – С. 144–145.
3. Гасанпур М.К. Сравнение эмоционального интеллекта у студентов-спортсменов и неспортсменов с точки зрения его роли в управлении индивидуальными и социальными эмоциями // Вектор науки ТГУ. серия: педагогика, психология. – 2014. – №1(16). – С. – 46–48.
4. Вахрушева Л.Н. Выраженность структурных и качественных характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Л.Н. Вахрушева. – М., 2011.
5. Гоуман Д. Эмоциональный интеллект: Ценное практическое руководство по развитию и совершенствованию эмоций человека (пер. с анг. А.П. Исаевой). – М.: Хранитель, 2008. – С. 478
6. Илясова Н.В., Агавелян Р.О. Особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта // Проблемы современной науки и образования. – 2014. – № 11 (29). – С. 105–108.
7. Киселева Т.С., Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс человека // Инновации и инвестиции. – 2015. – № 4. – С. 45–49.
8. Лёшенко А.А Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими особенностями личности.. Альманах современной науки и образования. – 2013. – № 2 (69). – С. 104–107.
9. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «ИП РАН», 2004. – С. 29–39.
10. Петровская Т. Эмоциональный интеллект и соревновательная тревожность спортсменов // Наука в олимпийском спорте. – 2015. – № 4. – С. 60–63.
11. Bar-on r. The handbook of emotional intelligence: theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace. San Francisco: jossey-boss. 2000.
12. Пирожкова В.О., Горская Г.Б. Влияние эмоционального интеллекта на соревновательную надежность и предпочтение копинг стратегий у представителей индивидуальных видов спорта // Мат. XII Межд. научно-практ. конф. психологов физической культуры и спорта, 2016. – С. 109–115.
13. Batinic, T., Svaic V., Babic Ja. Differences in emotional competence between individual and team sports athletes // 7th international scientific conference on kinesiology: fundamental and applied kinesiology – steps forward, 2014. – P. 552–555.
14. Malinauskas, R. Peculiarities of emotional states of sportsmen in cyclic sports // International journal of sport psychology. – 2003. – №34 (4). – P.289–298.
15. Mayer, j. D., Salovey, P., & Caruso. Emotional intelligence as zeitgeist, as personality, and as a mental ability // The handbook of emotional intelligence: theory, development, assessment, and application at home, school and in the work place. – 2000. – P. 92–117.

Проблема изучения эмоционального интеллекта остается пока мало разработанным направлением. Это связано с тем, что первые исследования по данной теме были сделаны только в 1998 году. Ученый Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) выступил с инициативой изучения данной проблемы. Согласно точке зрения Р. Бар-Ону эмоциональный интеллект состоит из 5 видов способностей [11].

В контексте современной теории – эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность эмоционально-когнитивных способностей, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию личности [4, 5].

Исследование эмоционального интеллекта в спорте тесно связано со спецификой спорта, насыщенного стресс-соревновательным ситуациями, которые с одной стороны предполагают развитие высокого уровня самоконтроля эмоций у спортсменов, а с другой – наличие способности к управлению эмоциональными состояниями спортсменов со стороны тренера [17, 20].

В настоящее время интерес к изучению эмоционального интеллекта и его влиянию на эффективность профессиональной деятельности значительно возрастает [1,6,7,10]. Важность в понимании и управлении собственными эмоциями, а также в понимании эмоций других людей особенно актуально для спортсменов, так как спортсмен постоянно находится в стрессовых условиях, связанных с соревновательной деятельностью, в связи с чем, способность контролировать собственные эмоции является одним из важных залогов успешности соревновательной деятельности [2, 3, 9].

Анализ результатов исследований как отечественных, так и зарубежных исследователей по изучению эмоционального интеллекта спортсменов выявил, что данная проблема находится на стадии начальных разработок.

Так, в работе М.К. Гасанпур выявлено, что уровень эмоционального интеллекта выше у спортсменов по сравнению с людьми, не вовлеченными в спортивную деятельность [3]. В исследовании Илясова Н.В., Агавелян Р.О. выявлены особенности развития эмоционального интеллекта у спортсменов индивидуальных и командных видов спорта.

В то же время в исследованиях ряда авторов получены противоречивые сведения относительно влияния занятий спортом на развитие эмоционального интеллекта спортсменов. По данным одних авторов спорт оказывает положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта спортсменов [10], а по данным других авторов выявлено, что у большого количества спортсменов уровень эмоционального интеллекта находится на среднем и низком уровнях [2,6].

Анализ литературы позволяет говорить о том, что в центре внимания зарубежных исследователей оказались, прежде всего, такие вопросы как взаимосвязь мотивации и эмоционального интеллекта, особенности уровня развития эмоционального интеллекта в индивидуальных и командных видах спорта [13, 14, 15].

В то время как в отечественных исследованиях предпочтение отдается изучению взаимосвязи эмоционального интеллекта с копинг-стратегиями и психической надежностью. В ряде работ выявлено влияние эмоционального интеллекта на стратегии поведения в стресс-соревновательных ситуациях и уровень психологической надежности спортсменов [2, 3,12].

Различие подходов к изучению эмоционального интеллекта и недостаточная разработанность данной проблемы в спорте определило выбор цели нашего исследования.

Цель исследования: изучить влияние занятий спортом на развитие эмоционального интеллекта (ЭИ) студентов-спортсменов.

Экспериментальная база исследования студенты спортсмены 18–25 лет, обучающиеся на направлении Физическая культура Уральского федерального университета, всего в исследовании 22 студента-спортсмена.

Для изучения уровня ЭИ у студентов-спортсменов нами был использован опросник «ЭмИн» (Д.В. Люсин). Автор дает определение эмоционального интеллекта, как:

• умение распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

• умение идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;

• умение понимать причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт

• способность контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;

• способность контролировать внешнее выражение эмоций;

• способность при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию [6].

В ходе исследования выявлено, что 23 % студентов-спортсменов имеют очень высокий уровень развития эмоционального интеллекта, 18 % – высокий, 45 % – средний, 5 % – низкий, 9 % очень низкий.

Таким образом, наше исследование доказывает, что развитие эмоционального интеллекта прямо не связано со спортивной деятельностью, поэтому занятия спортом еще не являются залогом у них формирования эмоционального интеллекта.

Данные по изучению межличностный эмоционального интеллекта, который включает в себя понимание чужих эмоций, а так же управление чужими эмоциями показало, что очень высокий и высокий уровни имеют 9 и 27 % студентов соответственно, эти студенты способны предугадать действия собеседников, распознать их потребности, что дает им возможность организовать наиболее эффективную деятельность; в то время как 41 % имеют средний уровень, низкий и очень низкий уровень имеют 14 и 9 % студентов.

Следовательно, межличностный эмоциональный интеллект развивается не только в ходе включения в спортивную деятельность.

Полученные данные на наш взгляд дают основание для проведения дальнейших исследований влияния спорта на развитие эмоционального интеллекта студентов-спортсменов. Это важно в двух аспектах, как с позиции выявления роли эмоционального интеллекта на успешность спортивной деятельности, так и в связи с профессиональной подготовкой специалистов в сфере физической культуры, поскольку их будущая профессиональная деятельность связана с работой в сфере «человек-человек».


Библиографическая ссылка

Малкин В.Р., Рогалева Л.Н., Бредихина Я.А. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СПОРТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17659 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674