Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Леонтьева А.В. 1 Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Качество дошкольного образования определяется его соответствием ФГОС, который предусматривает определение уровней соответствия компетентностного развития детей дошкольного возраста. Одной из ведущих компетенций дошкольника являются «Творческие способности», которые обеспечивают возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придают творческий характер труду, досугу, образованию и, в конечном счете, – самоактуализируют человека. Несмотря на достаточную разработанность данного вопроса, есть необходимость наполнять современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения детей. Одним из решений данной проблемы считаем использование нетрадиционных техник рисования. В статье приводятся результаты опытно – экспериментальной работы на базе детского сада № 82 «Мичээр» г. Якутска. Разработана система занятий в технике «свечкография по мокрому», «граттаж», рисование по мокрому, батик, пластилинография и др.
изобразительная деятельность
нетрадиционная техника рисования
дошкольный возраст
творческие способности
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская – М.: Академия, 2002.
2. Варкки Н. Калинина Р. Ребенок в мире творчества / Н. Варккт, Р. Калинина // Дошкольное воспитание. № 6. 2003. с. 57.
3. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте/ Л.Н. Выготский – СПб.: Союз, 1997. 92 с.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / И.А. Лыкова – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
6. Погодина С.В. Теория и методика детского изобразительного творчеств а/ С.В. Погодина – М.: Издат.центр «Академия». – 2010.

Система дошкольного образования в условиях реализации ФГОС уделяет большое внимание компетентностному развитию детей дошкольного возраста. Одной из ведущих компетенций дошкольника являются «Творческие способности», которые обеспечивают возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придают творческий характер труду, досугу, образованию и, в конечном счете, – самоактуализируют человека [2].

В дошкольной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт по проблеме развития творческих способностей дошкольников (А.А. Потебня, П.К. Энгельмейер, С.О. Грузенберг, Л.В. Петровский, Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Е. Торренс) и детской художественной деятельности (А.В. Никитина, И.А. Лыкова, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева, Н.А. Ветлугина).

Несмотря на достаточную разработанность данного вопроса, есть необходимость наполнять современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. Одним из решений данной проблемы, считаем использование нетрадиционных техник рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Нетрадиционная техника рисования увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Овладение нетрадиционной техникой рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография [1]. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает творческую способность, дает полную свободу для самовыражения.

Мы провели опытно-экспериментальную работу на базе детского сада № 82 «Мичээр» г. Якутск. В экспериментальной группе принимали участие 10 детей, в контрольной группе – 10 детей. Задача эксперимента – диагностика уровней развития творческих способностей у детей испытуемых групп. Нами была использована методика В. Кудрявцева и В. Синельникова по определению творческих способностей у детей дошкольного возраста. Детям была прочитана русская народная сказка «Заячья избушка». Необходимо сделать рисунки к этой сказке с последующим рассказом ребенка по этому рисунку.

Критерии оценки: оценка детских рисунков происходит по критериям, разработанным ведущими специалистами, такими, как О.М. Дьяченко, Е.А. Медведева, М.Ф. Рау, Е.А. Сошина, Л.И. Фомичева и др. За основу ими были взяты следующие показатели развития творческих способностей у детей дошкольного возраста: соответствие воссозданных образов (в рисунках, при рассказе) образам произведения; полнота воссоздания текста (отдельные предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все основные смысловые части); правильность последовательности эпизодов (в рисунках, при рассказе); адекватность внесенных дополнений, наличие элементов творчества; эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов.

К данным критериям мы добавили необходимые дополнения и представили следующие уровни развития творческих способностей у детей дошкольного возраста:

Высокий: ярко выражает эмоциональность во всех видах изобразительного творчества; высокая степень развитости фантазии; ребенок придумывает интересные образы, выразительные и вариативные детали; проявляет гибкость и беглость мышления в создании оригинальных изобразительных образов.

Средний: дошкольник проявляет интерес, желание включиться в творческую деятельность, но затрудняется в выполнении задания; требуются помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы; образы вызывают интерес, некоторую эмоциональную реакцию, но несколько детализированы; проявляет репродуктивное воображение; активно участвует в групповых проектах, но не отличается оригинальностью исполнения, спонтанным творчеством; творческие задания выполняет увлеченно, с удовольствием, но не демонстрирует самостоятельности в выборе решений.

Низкий: ребенок не умеет свободно выражать свои фантазии, скован; затрудняется с выполнением творческих заданий, повторяет вариант показа педагога или соседа; использует образы достаточно известные, вносит в них небольшие детали; не может передать художественный образ [3].

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

На формирующем этапе исследования мы разработали серию занятий с использованием нетрадиционной техники. На начальном этапе проводили разминочные упражнения: техники «Марания», «Штриховка, каракули», рисование под музыку, создание образов из пятен на влажной бумаге. Все эти методы учат детей выражать через цвет, штрихи, марание выражать разные чувства – страха, тревожности, гнева, веселого солнечного настроения, грусть, покой и т.д. Волны, ветер, взрыв, языки огня, пламя, солнце, препятствие и др. Сюда же входят игры, этюды на развитие воображения. Например, «Моделирование вероятностей». Примерные задания: изобрази Бабу Ягу доброй, молодой, на мотоцикле; изобрази избушку на курьих ножках в виде хрустального домике и др.

После ознакомления с интересными способами и техники изобразительной деятельности мы начали проводить тематические занятия по использованию различных видов нетрадиционной техники рисования.

Таким образом, нами была разработана система занятий со следующей тематикой:

1. «Зимний лес» – в технике «свечкография» и в технике «граттаж».

Техника «свечкография»- на бумагу при помощи свечи или восковых мелков наносится рисунок, затем весь лист покрывается краской, след от свечи не закрашивается.

Техника «граттаж»- способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

2. «Звуки родной природы» – в технике «печатки из картофеля» с элементами хомусотерапии. Рисование по музыку.

Техника «печатки из картофеля»- эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги.

3. «Осень» – «Рисование по мокрому»

Техника «рисование по мокрому» – лист смачивают толстой кисточкой для рисования. Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кисточки.

4. «Космос», «Ночной город» – в технике «граттаж»

Техника «граттаж»- способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

5. «Картина» – в технике «батик»

Техника «батик» – ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань- шелк, хлопок, шерсть, синтетику – наносится соответствующая ткани краска.

6. «Панно» – в технике «пластилинография».

Техника «пластилинография»- это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему изображений на горизонтальной поверхности.

Занятия проводятся с использованием игр и сказок. Таким образом, изобразительная деятельность с применением нетрадиционной техники способствует развитию у ребенка творческих способностей, мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля [4]. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение [4]. По итогам проделанной работы был проведен повторный срез, показавший положительные результаты, позволивший сделать вывод: использование нетрадиционных техник рисования повысило динамику показателей уровня развития творческих способностей детей.


Библиографическая ссылка

Леонтьева А.В., Николаева Л.В. НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-7. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17613 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674