Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Салов А.В. 1
1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета
В статье приведены особенности психологического статуса учащихся в рамках профориентационной работы коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениями. Они заключаются в неадекватной самооценке детей с умственным дефицитом, низком уровне развития самостоятельности подростков, недостаточно сформированной мотивации на общественно полезную деятельность и профильный труд по рабочим специальностям. Предложены подходы к формированию профессиональных интересов у учащихся на уроках профильного труда. Они включают в себя: повышение значимости трудовой деятельности в жизни человека, мотивация учащихся на рабочие профессии, учет психофизических особенностей здоровья подростков в профориентационной работе, предоставление каждому ученику возможности получения трудового опыта по определенному профилю, организация деятельности в малых группах для раскрытия потенциала учащихся.
учащиеся с интеллектуальными нарушениями
профориентаци-онная работа в коррекционной школе.
1. Дуброва Т.И. Вариативные программы подготовки к профессионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта  // Коррекционная педагогика. – 2009. – № 5(35). – С. 46-51.
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с.
4. Муравьева Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. – 2009. – № 5(35). – С. 75-80.
5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Воронеж, 2010 г. – 356 с.

По данным официальной статистики Ивановской области за последние 10 лет число школьников с умственной отсталостью удерживается на постоянном уровне (около 1800-1900 человек) при уменьшении более чем на 15 тысяч человек числа учащихся общеобразовательных школ. Кроме того, на треть увеличилось число детей-инвалидов среди учащихся коррекционных школ, что свидетельствует об «утяжелении» их состояния здоровья. На официальных сайтах коррекционных школ г. Иваново выпускникам для дальнейшего обучения предлагается лишь три профессиональных училища, готовящих молодых людей к 7 профессиям (швея, каменщик, отделочник, садовник, оператор швейного оборудования, рабочий зеленого хозяйства, изготовитель художественных изделий из керамики). Таким образом, тенденция к росту числа детей с интеллектуальной недостаточностью с одной стороны, и дефицит выбора ими профессии с другой стороны, диктуют необходимость усиления профориентационной работы в школе. Эта работа предполагает тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, психологов, социальных педагогов, медицинских работников и родителей).

Для определения направлений профориентационной работы с детьми с умственной недостаточностью проведено психолого-педагогическое исследование, включающее методы наблюдения, опроса и тестирования 50 учащихся старших классов коррекционной школы и их родителей.

Установлено, что только две трети учащихся хотят приобрести рабочие профессии (швея, строитель, повар, парикмахер), каждый шестой ребенок мечтает о профессии, связанной с получением высшего образования, не доступного для выпускника коррекционной школы. Аналогичную рабочую профессию родителей хотят выбрать только 10% детей. Четверть старшеклассников не определились с выбором будущей профессии. Таким образом, треть учащихся старших классов коррекционной школы нуждается в профориентационной поддержке.

Работа по формированию профессиональных интересов должна начинаться еще в начальной школе и быть направленной на повышение мотивации к общественно-полезному труду как основе социального существования человека, а также на формирование адекватной самооценки с учетом особенностей состояния здоровья и личных качеств ребенка [1, 4 5]. В среднем школьном звене профориентационная работа заключается в приобретении учащимися знаний о широком спектре доступных им профессий, самопознании (ознакомление с перечнем качеств, требующихся для овладения той или иной профессией, и соотнесение их с собственными психофизическими возможностями). В старших классах задачами профориентации являются развитие у ребенка имеющихся позитивных профессионально необходимых качеств, а также своевременная коррекция негативных свойств личности, которые могут в дальнейшем ограничить его профессиональные возможности. Итогом этой работы можно считать осмысленный профессиональный выбор, соответствующий индивидуальным физическим и психическим возможностям ребенка, отвечающий социально-экономической ситуации региона его проживания.

На уроках трудового обучения старшеклассников по профилю «Рабочий по обслуживанию здания» проводится практическое ознакомление со следующими видами работ: столярно-строительные, сантехнические, отделочные (малярные, плиточные, шпаклевочные), электрические, слесарные и плотницкие.

Все работы, выполняемые учениками под руководством учителя, проводятся на базе школы по мере их необходимости (зачастую в «экстренном» режиме), с учетом материально-технической оснащенности профильных мастерских. Теоретическое объяснение сути работ происходит во время или после их практического выполнения. Такой режим обучения позволяет подросткам максимально приблизиться к реальным условиям работы, оценить свои возможности не только по качественному выполнению, но и по своевременному принятию необходимых производственных решений. Кроме этого, в таком режиме профильной подготовки дети учатся работать малыми группами, взаимодействовать между собой, находить компромиссные решения и выбирать оптимальные подходы к выполнению задач. Важным воспитательным моментом является стремление педагогов приблизить условия деятельности учеников к современным производственным требованиям: ограничение времени выполнения работ; стремление к высокой производительности труда; бережное отношение к ресурсам, материалу заготовок; сохранность инструмента; объективная оценка результатов своего труда.

Только каждый четвертый–пятый ученик старших классов способен к самостоятельной деятельности при сопровождении учителя. Половина учащихся испытывают трудности в выявлении имеющихся недостатков своей деятельности. Столько же учащихся не в состоянии решить, каким способом устранить погрешности в работе. Треть старшеклассников затрудняются в правильном выборе необходимого инструмента для выполнения задания. Четверть учащихся не могут спланировать пооперационный ход работ и оценить конечный результат своей деятельности.

Можно выделить несколько причин общетрудовой «неготовности» большинства учеников. Для половины воспитанников коррекционной школы, переходящих в 5 класс и начального звена, самостоятельность ограничивается лишь навыками опрятности, самообслуживанием и выполнением мелких поручений взрослых, то есть в начальной школе минимально развиваются способности к самостоятельной деятельности с учебным материалом. Каждый пятый ребенок имеет заболевание, которое сопровождается физической болью, существенно ограничивая жизненную активность ребенка. У трети старшеклассников выявлено избирательное отношение к определенным видам работ и низкий уровень мотивации к труду. Социально инфантильны 40% детей, они не уверены в себе и нуждаются в постоянной поддержке и контроле со стороны учителя. У каждого десятого ребенка отсутствует мотивация к приобретению профессии, что связано с ограничением дальнейшего обучения, а также иногда поддерживается и в семье ребенка. Таким образом, приучение ребенка к самостоятельной деятельности должно активно применяться учителями коррекционной школы, так как это способствует самодисциплинированности, развитию творческих способностей ребенка, его логического мышления, учит навыкам социального взаимодействия, что особенно важно для успешного трудоустройства ребенка в будущем и его социальной адаптации.

Еще одним важным фактором, затрудняющим выбор адекватной состоянию здоровья профессии, является низкий уровень самокритичности, установленный у 14% старшеклассников. Эти подростки, как правило, ориентированы на единичные примеры выпускников коррекционной школы, которые достигли социального благополучия (получили водительские права, обучались в профтехучилищах, зачастую «в обход» диагноза, благодаря личным возможностям их родителей). Желание следовать этим сомнительным «благополучным» примерам лишает учащихся стремления к приобретению реальной по их силам «рабочей» профессии и формирует асоциальное поведение.

Самооценка является определением личности самого себя, своих возможностей, качеств, способностей, места в системе отношений с другими людьми [3]. Это личностное качество оказывает влияние на поведение ребенка, его стремления, способность к достижению целей и выбор своего жизненного пути. Адекватная самооценка, сформированная у ребенка с интеллектуальными нарушениями, будет способствовать реальному самоопределению с учетом своих индивидуальных возможностей, а значит – успешной профессиональной и социальной востребованности в будущем [2].

Изучение самооценки показало, что завышенный уровень наблюдался почти у половины детей, адекватный – лишь каждого пятого ребенка, низкий – у трети детей. Проведя анализ каждого из оцененного детьми личного качества, мы установили, что наименьшими баллами дети отмечали такие качества, как «умственные способности», «авторитет у сверстников» и «умелые руки», наибольшими – «характер», «внешность» и «уверенность в себе». Следует отметить, что уровень притязаний по всем шкалам у большинства детей был на нормальном или высоком уровне.

Выявленная динамика изменения самооценки с 5 по 11 класс отражает, с одной стороны, действие «тепличных» условий в начальной школе, а с другой – недостаточную работу педагогов и родителей по формированию адекватной самооценки у учащихся старших классов. Вероятно, по мере взросления, дети осознают свои ограничения по здоровью и получению дальнейшего образования и предвидят социальную невостребованность в будущем. Таким образом, еще в начальной школе необходимо проводить работу с детьми с интеллектуальной недостаточностью и их родителями по формированию у ребят адекватной самооценки. В среднем и старшем звене более активной должна становиться психолого-педагогическая поддержка семьи учащихся в вопросах социальной и трудовой необходимости и нужности таких детей.

Важно отметить, что треть детей уже в 8–9 классах имели трудовой опыт, работая распространителями рекламных буклетов и подсобными рабочими. Эти дети отличались от сверстников зрелостью социальных суждений и обоснованностью профессионального выбора в старших классах.

Таким образом, основными направлениями профориентационной работы со старшеклассниками с умственной недостаточностью являются: формирование отношения к труду, как основе материального благополучия в жизни человека и его успешной социализации; создание условий для формирования адекватной самооценки учащихся; ознакомление подростков с перечнем профессий, доступных им с учетом имеющихся ограничений по здоровью; разъяснительная работа с семьей ученика для формирования у него мотивации к получению профессии, а также предоставление ребенку возможности получения трудового опыта; формирование малых учебных групп с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей; расширение материально-технической базы коррекционной школы по разным профессиональным направлениям.


Библиографическая ссылка

Салов А.В. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17531 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674