Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кунакова Д.В. 1 Албаева Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе отмечается, что многие дошкольники испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка. Связная диалогическая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Авторы подчеркивают, что согласно современным методическим подходам к речевому развитию важным является не только формирование отдельных диалогических умений, но и обучение детей осознанному построению диалога. В статье предлагается технология развития речевого общения дошкольников. Технология включает в себя задачи, представленные в трех блоках: подготовительный; обучающий; творческий.
диалог
общение игра
умения
сверстники
коммуникация.
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: метод. пособие для воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 128 с.
2. Градусова Л.В., Левшина Н.И., Санникова Л.Н. Мотивация как залог успеха развития речевой активности дошкольников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-3. С. 38-41.
3. Елистратова О.В., Левшина Н.И.К вопросу реализации интегративного подхода в образовательном процессе ДОО // Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. 2014. С. 42-47.
4. Левшина Н.И., Градусова Л.В.Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Детский сад: теория и практика. 2014. № 6 (42). С. 94-103.
5. Левшина Н.И.Развитие языковой способности дошкольников // Дошкольная педагогика. 2015. № 3 (108). С. 10-12.
6. Санникова Л. Н., Леонова Е. А. Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания // Мир детства и образование: сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. С. 137-141.
7. Турченко В.И. Градусова Л.В. Левшина Н.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «…племя молодое, незнакомое…» // Детский сад: теория и практика. 2011. № 1. С. 50-56.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка. Общение объединяет взрослого и ребенка, помогает взрослому передавать социальный опыт, а ребенку – перенимать этот опыт.

Связная диалогическая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно диалогическая форма общения способствует развитию социальных отношений у детей; посредством диалога один ребенок привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Согласно современным методическим подходам к речевому развитию важным является не только формирование отдельных диалогических умений, но и обучение детей осознанному построению диалога [1].

Нами была разработана технология по формированию и развитию связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, которая затем была апробирована на практике. Данная технология разработана с учетом выявленных недостатков в связной диалогической речи старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента. Технология включает в себя задачи, представленные в трех блоках: подготовительный; обучающий; творческий.

В первом блоке решаются задачи:

1. Учить детей вступать в диалог с взрослыми.

2. Развивать умение вступать в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания.

3. Развивать умение употреблять речевые формы вежливого общения, использование дружелюбного спокойного тона.

4. Учить вступать в диалогическое взаимодействие с партнером; устанавливать контакт со сверстниками.

5. Развивать умение слушать и слышать партнера, реагировать на его высказывания.

6. Учить использовать слова, помогающие уточнять передаваемую мысль – «мне кажется», «честно говоря».

7. Формировать умения речевого этикета.

Для решения поставленных задач предлагаем использовать занятия, разговоры с детьми разных видов, игры. Например, игры-разговоры, которые проводится один на один или с подгруппой из 2-5 человек, с использование игрушек, предметов. У кого в руках игрушка, тот и говорит, передавая из рук в руки игрушку, мы учим ребенка подчинять свое поведение правилами, уважать речь собеседника и «брать» слово самому.

Эффективными, на наш взгляд, являются игры-разговоры: «Мне нравится, что ты…»; «Я желаю тебе…»; «Если я была…».

Задачи второго блока:

1. Учить реагировать на обращение, отвечать на вопросы воспитателя.

3. Развивать умения прямо адресовывать свое обращение в ходе общения.

4. Развивать умение договариваться, приходить к согласию в решении спорных вопросов.

5. Учить планировать высказывания с учетом ситуации общения.

6 . Побуждать детей аргументировано высказываться на различные темы.

7. Побуждать детей к диалогу: оговаривать совместные действия, объяснять причины и следствия, делать совместные выводы.

Интересными формами работы на данном этапе являются игры парами, беседы «Чего не бывает», словесные поручения, этюды «Капризуля», «Задавака».

В третьем блоке решаются задачи:

1. Совершенствовать умения речевого этикета.

2. Продолжать формирование умения обмениваться чувствами, представлениями, переживаниями, высказывать собственное мнение.

3. Совершенствовать умения говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться ситуацией общения.

4. Совершенствовать умения соотносить средства вербального и невербального общения.

5. Развивать умения поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуации общения, проявлять инициативу в общении).

Мы предлагаем использовать такие формы как: сюжетно-ролевые игры на развитие информационно-коммуникативных умений («Диалог», «Угадай, кто я», «Подарки»), регуляционно-коммуникативных умений («Детектив», «Школа доверия») и аффективно-коммуникативных умений («Игра с масками», «Три подружки», «Что случилось»), проблемные ситуации, светские беседы («Я в театре», «Чем я люблю заниматься»), этические беседы («Настроение»), сеансы общения, презентации («Знакомство с социальными ролями: гость и хозяин»); режиссерские игры: «Мы журналисты», «Снимаем кино» [4].

Важным в формировании коммуникативно-речевых умений является создание необходимых условий, обеспечивающих и эффективность коммуникативного развития детей: создание благоприятной эмоциональной атмосферы общения в группе, позволяющей чувствовать себя свободно, комфортно; позитивная оценка проявления коммуникационных умений; создание речевой развивающей среды, взаимодействие взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом; развитие всех сторон речи; обогащение содержания общения детей через обогащение их жизненного опыта [2]. Педагогам необходимо организовывать экскурсии, посещение театров, музеев, выставок, чтение художественной литературы, встречи с интересными людьми. Развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации) в разных видах деятельности. Особое место имеет совместная деятельность детей. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, происходит обмен мнениями, замыслами. Совместная деятельность способствует осознанию детьми необходимости владения речевыми умениями.

Работа по формированию диалогических умений не возможна без активного участия родителей [6]. Поэтому нами была разработано содержание взаимодействия педагога с родителями по данной проблеме, включающее интересные и эффективные формы: шпаргалка для родителей, использование модели трех вопросов (Что мы знаем?, Что мы хотим узнать?, Что сделать, чтобы узнать?) и др.

Таким образом, основной целью в детском саду является формирование устной речи и навыков общения с окружающими. Коммуникативное поведение детей, владение ими способами общения отражает поведенческий компонент социальной компетентности. Освоение ребенком способов коммуникации помогает в установлении доброжелательных отношений со сверстниками взрослыми, организации совместной деятельности, позволяет уверенно чувствовать себя в различных жизненных ситуациях, избегать конфликтов в общении. Мы видим перспективу дальнейшей работы в описании предметно-развивающей среды, которая играет важную роль в решении нашей проблемы.


Библиографическая ссылка

Кунакова Д.В., Албаева Н.В. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17527 (дата обращения: 16.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252