Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Грудинина Л.А. 1 Мишанина В.И. 1
1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета
В данной статье представлен обобщенный анализ научных исследований по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Авторы рассматривают различные подходы к развитию связной монологической речи у старших дошкольников с использованием метода наглядного моделирования у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, возможности данного метода в активизации связной монологической речи, а также значение наглядного моделирования для более глубокого и полноценного восприятия ребенком окружающего мира. Содержание статьи раскрывает возможные формы использования разных видов наглядных моделей в процессе формирования связных речевых высказываний детей старшей возрастной группы и средства повышения результативности работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
связная монологическая речь
метод наглядного моделирования
схемы-модели
дети старшего дошкольного возраста
речевое развитие
речевые высказывания.
1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. М.: Педагогика, 2006. 224 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов / Л.С. Выготский. М.: Эксмо, 2011. 640 с.
3. Ланникова А.Б. Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: А.Б. Ланникова. Режим доступа: bibliofond.ru/view.aspx?id=5589/ (дата обращения: 05.05.2017).
4. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание, 2014. 80 с.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Данный факт обусловлен социальной значимостью и ролью развития связной речи в формировании личности детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи [1].

Владение навыками связной речи позволяют ребенку-дошкольнику осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Речь, по своей природе, социальна с момента ее возникновения и, по мнению ряда исследователей, зависит от конкретной социальной ситуации развития. На сегодняшний день статистика такова, что наблюдается снижение уровня развития речиу детей дошкольного возраста, по сравнению с нормой, а также культуры речевого общения.

Проблема развития связной речи дошкольников в настоящее время приобретает особую актуальность. На сегодняшний день в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования встает вопрос о разнообразии форм работы с детьми с учетом новой социальной ситуации развития современного ребенка.

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (М.М. Алексеева, В.В. Краевский, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба и др.). Среди методов развития речи, приемлемых для детей дошкольного возраста в значительном количестве исследований (Е.Л. Агаева Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин) отводится моделированию. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления.

Анализ литературы показал, что владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольника и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической.

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали, что большая часть детей старшего дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного монологического высказывания. Связные высказывания детей были короткие по содержанию, отличались непоследовательностью изложения, состояли из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. В процессе эксперимента мы пришли к выводу, что процесс обучения необходимо сделать интересным, занимательным и, в тоже время, развивающим.

В отдельных исследованиях психолог Л.С. Выготский писал: «Обучение моделированию целесообразно начинать в младшем дошкольном возрасте, поскольку указанный период является временем становления и развития личности» [2].

Мы считаем, что в развитии связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста наряду с общепринятыми, традиционными методами и приемами вполне обосновано использование инновационных, творческих, оригинальных методов, методик и технологий, эффективность которых очевидна.

Для организации формирующего этапа экспериментального исследования по формированию у детей старшего дошкольного возраста связной монологической речи мы взяли метод наглядного моделирования.

В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом. Моделирование помогает детям дошкольного возраста зрительно представлять абстрактные понятия, такие как звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними [4].

Первый этап формирования мы планируем проводить в форме введения игровых обучающих ситуаций, где детям старшего дошкольного возраста будет предоставлена возможность не только обучаться умению рассказывать по картине, но и проявить свое творчество. Для решения этой задачи мы обратились к комплексу игр, предложенных известными авторами.

На втором этапе формирования мы разработали целый комплекс занятий по формированию у детей старшей группы связной монологической речи с использованием метода моделирования, который применялся педагогом на каждом проведенном занятии по образовательной области «Речевое развитие». К занятию определялись цель и задачи, подбиралось необходимое учебно-методическое обеспечение, продумывалась интеграция с другими образовательными областями. Закрепление материала, полученного на занятиях, осуществляли в других формах и видах детской деятельности, таких как:игровой, изобразительной, познавательной, инсценировках сказок и других детских произведений, рассматривание иллюстраций в книжном уголке и т.д.

На занятиях по развитию речи старшие дошкольники учились пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы. Моделирование являлось обязательной составной частью каждого занятия. При развитии связной монологической речи у старших дошкольников методом наглядного моделирования, основополагающими выступали следующие методические приемы: чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды; рассказ по плану-схеме [3].

Мы предположили, что метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания детей старшего дошкольного возраста: описательный рассказ, творческий рассказ, составление рассказов по картине и серии картин, пересказ. Наглядная модель может выступать в роли плана. План, выраженный в виде наглядной модели, позволит ребенку составить связное и последовательное монологическое высказывание. Это теоретическое предположение апробировалось в практике дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, анализ литературных источников по проблеме исследования и состояния решения вопроса в практике работы педагогов дошкольных образовательных учреждений показал, что метод наглядного моделирования представляет собой современный творческий метод развития разнообразных способностей детей дошкольного возраста, в том числе и речевых.


Библиографическая ссылка

Грудинина Л.А., Мишанина В.И. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17524 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674