Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Абрамова Е.С. 1 Мишанина В.И. 1
1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета
В данной статье представлен анализ литературы по проблеме развития проектной деятельности в младшем школьном возрасте, рассматриваются подходы разных авторов в решении данной проблемы. Авторы утверждают и доказывают возможности развития проектных умений и навыков на этапе младшего школьного возраста. Содержание статьи представляет описание организации экспериментального исследования по развитию проектных умений и навыков у обучающихся начальных классов, в ходе которого была разработана и апробирована программа «Проектируем. Творим. Учимся». Авторы показывают, что практика использования метода проектов с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или даже внешкольной работы, связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, а также творческой активности детей младшего школьного возраста.
проектная деятельность
проект
проектные умения и навыки
этапы проекта
младшие школьники.
1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой.- М: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
2. Макарова Д.В. Развитие проектных умений учащихся на занятиях по физике: Дис. канд. пед. наук. – СПб., 2005. – 218 с.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, 2014. – 80 с.

На современном этапе развития общества основной целью начального общего образования является подготовка обучающихся к самообразованию через личностно ориентированное обучение, учет роста творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Реализация данной цели в настоящее время, по нашему мнению,возможна через применение методапроектов, ценность которого состоит в самостоятельном приобретении знаний, получении опыта познавательной и учебной активности.

Если проанализировать особенности исторических периодов развития общества и, в частности, системы образования, мы увидим, что идея проектирования всегда актуализируется в эпохи перемен. Именно они определяют географию и хронологию преемственности развития проектной деятельности в мировой культуре.

На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать. Пожалуй, он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности. При этом явственно обнаруживаются универсальность и синтетический характер проектной деятельности [1].

Учебный проект может рассматриваться с двух позиций: позиции педагогов и позиции обучающихся. С точки зрения педагога учебный проект рассматривается как дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленная деятельность по нахождению способа решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

С позиции обучающегося проект предполагает самостоятельную деятельность, имеющую прикладное значение, дающую возможность делать интересное дело самостоятельно, максимально реализуя свои возможности, публичный показ достигнутых результатов, значимость для самих открывателей.

По мнению ряда авторов, проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый ученик может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Метод проектов весьма эффективен с точки зрения формирования у детей того набора компетентностей, которые необходимы для успеха их будущих профессиональных занятий.

В отличие от исследования проект всегда ориентирован на практику. Человек, реализующий проект, не просто ищет нечто новое, он уже в начале своей работы видит прообраз конечного продукта своих поисков, ему могут быть неясны многие весьма существенные его составляющие, требующие творческого, исследовательского поиска, но сам конечный продукт достаточно ясно представлен в воображении [2].

Анализ литературных источников и состояния вопроса в практике начального общего образования показал, что овладение проектной деятельностью проходит поэтапно. В педагогике выделяют четыре этапа формирования навыков проектной деятельности. Первый этап предполагает погружение в проект, когда учитель знакомит с замыслом проекта, формулирует проблему, цель, задачи, мотивирует учащихся, а обучающиеся осуществляют личностное присвоение проблемы, вживаются в ситуацию, конкретизируют цели, задачи, уточняют и принимают проект. Второй этап включает в себя организацию деятельности, когда учитель организует деятельность, предлагает разбиться на группы, распределяет роли и задания, планирует работу по решению задач, предлагает возможные формы результатов презентации, а обучающиеся осуществляют разбивку на группы, в состав которых включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп, распределяют роли, планируют работу, выбирают формы и способы презентации. На третьем этапе происходит осуществление деятельности. Учитель сам не участвует, но наблюдает за детьми (консультирует по необходимости, ненавязчиво контролирует, дает новые знания, репетирует с обучающимися предстоящую презентацию в виде рисунка, поделки, чертежа, викторины и т.д.), а они активно работают самостоятельно в соответствии с ролью или сообща, готовят презентацию. На четвертом этапе проходит презентация проекта. Педагог принимает отчет, обобщает полученные результаты, подводит итоги обучения (важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта, не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности), акцентирует внимание на воспитательном моменте. Обучающиеся демонстрируют понимание проблемы, цели, задач проекта, умения планировать и осуществлять работу, находить способ решения проблемы, проводят рефлексию деятельности, дают взаимооценку. Каждый этап занимает определенное время и имеет логически законченное содержание.

На формирующем этапе экспериментального исследования, проведенного на базе МОУ гимназии № 1 г.о. Шуя нами были апробированы методы и формы работы, направленные на развитие проектных умений и навыков у младших школьников. На этом этапе исследования нами была разработана и апробирована программа «Проектируем. Творим. Учимся».

Занятия реализовывались в форме классных часов, проводимых два раза в неделю. Первые четыре занятия были посвящены последовательному знакомству со структурой проектной деятельности. Так, на первом занятие обучающимся былараскрыта сущность и определено значение проектной деятельности.На втором занятие школьники познакомились с понятием «проблема», учились анализировать и формулировать проблему. На третьем – познакомились с понятием «цель», учились определять и формулировать цель исходя из определенной проблемы. На четвертом занятие, обучающиеся учились определять задачи, отталкиваясь от поставленной цели. Пятое занятие было посвящено актуализации прошлых четырех занятий.Шестое занятие проходило в форме конкурса, школьники были разделены на шесть команд. Используя метод наводящих вопросов, мы подвели обучающихся к правильному формулированию проблемы, цели и задач предстоящей проектной деятельности, затем, работая в команде, разрабатывали программу экскурсионной программы и макет буклета. На седьмом занятие – познакомились с существующими типами проектной работы, учились определять тип проекта. На восьмом занятие учащимся были представлены, возможные методы, используемые при реализации проектной работы. Девятое занятие было посвящено актуализации знаний по всем занятиям. Учащиеся определили проблему, цель, задачи, тип проекта, возможно используемые методы исходя из проблемной ситуации. А на итоговом десятом занятие учащиеся представляли классу свои проектные работы.

Пожалуй, в современной школе только проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать принцип проживания, в соответствии с которым осуществляется абсолютное личностное принятие каждым учащимся целей и содержания обучения [3].

Ведущими формами и методами формирования проектных умений являлись: конкурс, групповые, индивидуальные и фронтальные формы работы, объяснение, обсуждение, наводящие вопросы, упражнения, ассоциация.

Так, на занятии «Школьное экскурсионное бюро» мы организовали конкурс на лучшую экскурсионную программу по школе, разделив обучающихся на шесть подгрупп по 4 человека.

Целью команд являлось: разработать проект экскурсионной программы по школе, сделать макет буклета программы в соответствии с требованиями конкурса. В течение получаса дети разрабатывали совместный проект, а после каждая команда по очереди представляла полученную работу.

Особенностью наших занятий является то, что мы практически на каждом занятии использовали такие методы, как метод наводящих вопросов, упражнение, объяснение. Наводящие вопросы помогают уменьшить психологическую инерцию и упорядочить поиск ответов. Так благодаря данному методу, мы подводили учеников, к пониманию нового материла, проверяли знания уже по изученному материалу или подводи к правильному анализу проблемной ситуации.

Метод упражнения использовался нами для того, что закрепить умение формулировать проблему, цель и задачи, гипотезу, выполнять план действия.

Объяснение

Данный метод также часто использовался нами в начале каждого урока, для того, чтобы познакомить учащихся с этапами и с существующими формами проектной работы.

Также на каждом занятии ребенку предоставлялась возможность оценить свою собственную работу, с целью формирования рефлексивно-оценочных умений.

Например, в конце одного из занятий, обучающиеся должны были оценить свой личный вклад в работу группы, обозначив на листочек одну из фигур: звезду (если вклад был значительным), квадрат (если вклад был незначительным), либо круг (если что-то не получилось). Итоговые занятия по закреплению полученных знаний проводилось в форме защиты проектов, которые выполнялись школьниками самостоятельно в течение месяца.

В ходе экспериментального исследования мы пришли к выводу, что младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность.Осуществление проектной деятельности в младших классах проблематично, но возможно. Первоклассники еще не могут самостоятельно выполнить полноценный проект. В первом классе начальной общеобразовательной школы происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности.

Таким образом, проектная деятельность в младшем школьном возрасте обладает рядом качественных особенностей. Она интегрирует различные учебные предметы и соответствует ориентирам развития личности на данном возрастном этапе, но нельзя уверенно сказать, что технология обучения с использованием метода проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Практика использования метода проектов с младшими школьниками, по нашему мнению, может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.


Библиографическая ссылка

Абрамова Е.С., Мишанина В.И. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17521 (дата обращения: 17.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252