Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ У КУРСАНТОВ МОРЕХОДНОГО УЧИЛИЩА

Нигматулина В.А. 1 Булыгина Т.Б. 1
1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
В связи с тем, что в современном мире наблюдаются нарушение традиционных ценностей, смещение ориентации с семьи на сознательное одиночество, потребительские тенденции в отношении семьи и спутницы жизни, отсутствие реалистичности и целостности в восприятии себя и других, тенденция к увеличению количества разводов, повторных браков, неполных семей. В семьях, где один из супругов периодически отсутствует из-за длительных командировок, прерываются непосредственные контакты супругов, наблюдаются колебания структуры семьи, дестабилизация, разобщение семейных ролей. Данная статья посвящена изучению представлений о семейных ролях у курсантов мореходного училища. Показано, что представления о семейных ролях у курсантов мореходного училища являются фрагментарными, неполными и искаженными, а также существуют завышенные требования и ожидания к характеристикам идеальной супруги («долженствования в отношении другого»).
представления
роль
семейные роли
представления о семейных ролях
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика – М.: Смысл, 1995. – 496 с.
2. Алешина Ю.В. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология. – Серия 14. – 1987. – № 2. – С. 60-72.
3. Андреева Г.М. Семейная психология: учеб. пособие – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
4. Березин С.В., Лисецхий К.С., Серебрякова М.Е. Словарь психологических терминов, 2002 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/22.
5. Бугакова Е.С. Формирование коммуникативной компетентности у курсантов ВУЗа морского профиля / Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 9. – С. 246-252.
6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.
7. Филиппова Н.К. Социальные позиции и социальные роли ученого //Социология науки и технологий. – 2011. – Т. 2. – № 1. – С 109-116.

Известно, что важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений является трансформация представлений о семейных ролях. Ролевая структура семьи предписывает членам семьи, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения. Неопределенность норм, регулирующие в настоящее время семейные роли, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем, связанных с проблемой «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье. Поэтому для понимания семьи как социального института большое значение имеет понятие «семейная роль».

Традиционно в современной психологии семейная роль рассматривается как один из видов социальных ролей человека в обществе, соответствующий принятым в семье нормам способ поведения человека в зависимости от позиции, занимаемой им в системе семейных отношений. Это устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов и определяемые местом и функциями индивида в семейной группе [4; 6]. Они подразделяются, в первую очередь, на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные. По распределению власти семейные роли могут быть централистическими или авторитарными, автономными и демократическими; по функциям – ответственный за материальное обеспечение семьи, хозяин – хозяйка, воспитатель, сексуальный партнер, организатор семейной субкультуры, ответственный за поддержание родственных связей и др. Также выделяют традиционные, товарищеские и партнерские супружеские роли [1; 2; 4; 6; 7].

В настоящее время проблема представлений о семейных ролях, переживающих вынужденный разрыв близких связей из-за профессиональной деятельности одного из супругов, например моряков, недостаточно изучена. Специфика обучения курсантов состоит в изоляции от привычных социальных контактов; вынужденной необходимости взаимодействия друг с другом при решении бытовых повседневных вопросов и при выполнении служебных задач; проживании в морском общежитии, где деятельность курсантов строго регламентирована, упорядочена и расписана; лишении возможности постоянного общения с родителями и друзьями; сенсорной и эмоциональной депривации в условиях многомесячных командировок и пребывания в открытом морском пространстве. Как можно убедиться, эти особенности обучения будущих моряков являются характерными атрибутами повседневной жизни и профессии моряков [5].

Актуальность изучения представлений о семейных ролях у курсантов мореходного училища обусловлена тем, что от степени подготовленности к браку, к семейной жизни юношей, превалирующих установок в области деторождения, зависят не только будущий демографический потенциал семьи, но и условия ее жизнедеятельности. В силу естественных причин они не только активно «включаются» в воспроизводственный процесс, но и быстрее, и легче усваивают иные образцы, ценности, нормы и поведенческие модели.

C.В. Ковалев подчеркивает важность формирования адекватных представлений о семейных ролях именно у юношей, так как в этом возрасте формируется будущая готовность к семье и семейным ролям. Однако в современном мире происходит тенденция нарушения традиционных ценностей и смещения ориентации с семьи на сознательное одиночество, а для юношей характерны потребительские тенденции в отношении семьи и спутницы жизни, отсутствие реалистичности и целостности в восприятии себя и других [3].

Целью данного исследования является изучение представлений о семейных ролях у курсантов мореходного училища. Гипотеза исследования состоит в том, что представления о семейных ролях у курсантов мореходного училища являются фрагментарными, неполными и искаженными, а также существуют завышенные требования и ожидания к характеристикам идеальной супруги («долженствования в отношении другого»). В качестве объекта выступают психологические аспекты изучения представлений. Предметом исследования являются представления о семейных ролях у курсантов мореходного училища.

Исследование проводилось на базе одного из мореходных училищ Архангельской области. Выборка состоит из 26 курсантов мужского пола 2 курса в возрасте 17-18 лет. Методический инструментарий содержит опросник «Распределение ролей в семье» Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской, опросник «Семейные роли» А.В. Черникова, сочинение-рассуждение на тему «Мой образ идеальной будущей семьи».

Анализ полученных данных по опроснику «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана и Е.М. Дубовской позволяет утверждать, что у большей части курсантов (73 %) роль воспитателя детей в идеальной семье должна реализоваться женой, лишь более четверти (27 %) считают, что данную роль должны выполнять оба супруга. Для единиц испытуемых (8 %) роль ответственного за поддержание эмоционального климата должен выполнять муж, менее трети испытуемых (23 %) – оба партнера, а для более половины курсантов (69 %) данную роль нужно выполнять жене. Половина респондентов (50 %) считает, что ответственным за материальное обеспечение семьи могут быть оба супруга. В тоже время чуть менее половины (42 %) курсантов утверждают, что данную роль должен выполнять супруг, а единицы (8 %) – супруга.

Более половины испытуемых (58 %) считает, что роль организатора развлечений необходимо в идеальной семье выполнять жене, а менее половины (42 %) указывает, что эту роль следует выполнять обоим супругам. Большинство респондентов считает, что роль «хозяина» – «хозяйки» в семье следует исполнять жене (69 %) и только единицы испытуемых (4 %) – мужу. При этом, менее трети курсантов (27 %) считают, что роль «хозяина» – «хозяйки» должны выполнять оба супруга.

Мнение о том, что сексуальным партнером в семье могут выступать оба партнера демонстрирует чуть менее половины испытуемых (42 %). Однако, более половины (58 %) курсантов считает, что данную роль в идеальной семье должна выполнять супруга. И, наконец, более половины респондентов (58 %) считает, что организатором семейной субкультуры в идеальной семье могут выступать оба партнера и чуть менее половины (42 %) – жена.

Таблица 1

Результаты изучения представлений о семейных ролях у курсантов мореходного училища (данные представлены в процентах)

Роли распределения в идеальной семье

Муж (супруг)

Жена (супруга)

Муж и жена

Воспитатель детей

-

73

27

Ответственный за материальное обеспечение семьи.

42

8

50

Ответственный за поддержание эмоционального климата

8

69

23

Организатор развлечений

-

58

42

Распределение ролей «хозяин» – «хозяйка»

4

69

27

Сексуальный партнер

-

58

42

Организатор семейной субкультуры

-

42

58

Таблица 2

Результаты изучения представлений о ролевой структуре у курсантов мореходного училища (данные представлены в процентах)

Виды ролей

Муж (супруг)

Жена (супруга)

Муж и жена

Организатор домашнего хозяйства

4

92

4

Тот, кто закупает продукты

12

84

4

Тот, у кого хранятся деньги

69

27

4

Тот, кто зарабатывает деньги

69

12

19

Тот, кто следит за порядком в доме

8

84

8

Тот, кто выносит мусор

62

19

19

Тот, кто готовит еду

-

92

8

Тот, кто убирает со стола и моет посуду

8

84

8

Тот, кто ухаживает за животными

23

62

15

Организатор праздников и развлечений

12

84

4

Человек, принимающий решения

85

-

15

Тот, кто проверяет у детей уроки

35

57

8

Тот, кто ухаживает за детьми, когда они болеют

8

69

23

Тот, кто водит детей на занятия

42

54

4

Тот, кто ремонтирует сломанные вещи

100

-

-

Сторонник строгой дисциплины

77

19

4

Тот, кто утешает обиженных

38

50

12

Тот, кто уклоняется от обсуждения проблемы

38

62

-

Тот, кто держится в стороне от семейных разборок

65

31

4

Приносящий жертвы ради других

73

19

8

Шутник

84

4

12

Таблица 3

Результаты изучения представлений о семейных ролях у курсантов мореходного училища (данные представлены в процентах)

Группы высказываний

Примеры высказываний

Количество ответов

Ответственный за материальное обеспечение семьи

«Муж должен найти высокооплачиваемую работу», «…купить большой дом и машину самостоятельно, без чьей-либо поддержки», «…зарабатывать деньги, жена тоже, но меньше, не перетруждая себя», отвечать за благосостояние семьи» и т.п.

100 %

Хозяин – хозяйка

«Жена должна убираться дома», «…следить за очагом», «...готовить вкусные и ежедневные завтраки, обеды и ужины», «… быть хозяйственной супругой», «…отвечать за уют в доме» и т.п.

100 %

Организатор семейной субкультуры

«Муж и жена должны общаться между собой, а не чтобы каждый занимался своими делами и проблемами», «…ходить вместе по магазинам, гулять, развлекаться», «…иметь отдых на природе, ходить в кафе/рестораны», «…ездить отдыхать вместе», «Жена планирует праздники, муж организовывает»

100 %

Воспитатель

«Жена должна заботиться о ребенке», «…воспитывать детей», «Цель мужа и жены – воспитать детей хорошими» и т.п.

90 %

Сексуальный партнер

«Муж должен радовать свою жену каждый день, дарить ей улыбку, иногда дарить цветы», «Жена должна быть красивой, не забрасывающей себя после свадьбы», «Жена и муж должны иметь регулярный секс»

64 %

Таким образом, идеальное представление юношей о распределении семейных ролей характеризуется тем, что жене (супруге) соответствуют такие роли, как воспитатель детей, сексуальный партнер, организатор развлечений, роль «хозяйки» и ответственная за поддержание эмоционального климата; мужу только лишь роль ответственного за материальное обеспечение. По их мнению, оба партнера должны выполнять такие роли также как «ответственный за материальное обеспечение семьи» и «организатор семейной субкультуры».

Рассмотрим результаты анализа полученных данных по изучению представлений о ролевой структуре идеальной семьи по опроснику «Семейные роли» А.В. Черникова (см. табл. 2).

Как видно, все юноши считают, что для идеального мужа (супруга) все характерна роль «тот, кто ремонтирует сломанные вещи», для большинства из них– роль шутника (84 %), того, кто «принимает решения» (82 %), сторонника строгой дисциплины (77 %), «приносящий жертвы ради других» (73 %), хранителя денег (69 %), того, кто зарабатывает деньги (69 %), держится в стороне от семейных разборок (65 %), выносит мусор (62 %). При этом, большинство курсантов считает жена (супруга) должна быть организатором домашнего хозяйства (96 %), готовить еду (92 %), следить за порядком в доме (84 %), закупать продукты (84 %), убирать со стола и мыть посуду (84 %), быть организатором праздников и развлечений (84 %), ухаживать за детьми, когда они болеют (69 %), ухаживать за животными (62 %), уклоняться от обсуждения проблемы (62 %). Более половины юношей высказываются в пользу того, что идеальная жена также должна проверять у детей уроки (57 %), водить детей на занятия (54 %), полвины опрашиваемых указывают, что она должна утешать обиженных (50 %).

При анализе сочинений «Мой образ идеальной будущей семьи» был использован контент-анализ, где единицей анализа выступало упоминание социальных ролей. Был произведен подсчет частоты упоминания тех или иных ролей. Рассмотрим результаты диагностики, полученные с помощью проективной методики сочинение на тему «Мой образ идеальной будущей семьи», представленные в табл. 3.

Итак, исходя из полученных данных в табл. 3, можно утверждать, что все курсанты отметили, что образу «идеального мужа» соответствует такая роль как «ответственный за материальное обеспечение семьи», а образу «идеальной жены» соответствуют роли «хозяйки», «воспитателя». Большинство из них (90 %) считают, что жена должна заботиться и воспитывать детей. Чуть больше половины указывают, что в роли «сексуального партнера» должны выступать одинаково как муж, так и жена.

Таким образом, сравнение результатов полученных данных по всем методикам показывает, что у курсантов представления о семейных ролях являются традиционными, фрагментарными, искаженными и неполными, при этом существуют завышенные требования и ожидания к характеристикам идеальной супруги («долженствования в отношении другого»), что подтверждает нашу гипотезу. Юноши приписывают ответственность за выполнение большинства функций семейной системы жене, а не мужу. Поэтому перспективным направлением данного исследования является разработка и апробация программы, направленной на коррекцию фрагментарных, неполных и искаженных представлений о семейных ролях, а также существующих требований и завышенных ожиданий к характеристикам идеальных супругов («долженствования в отношении другого) у курсантов мореходного училища.


Библиографическая ссылка

Нигматулина В.А., Булыгина Т.Б. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ У КУРСАНТОВ МОРЕХОДНОГО УЧИЛИЩА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17482 (дата обращения: 14.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074