Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

«НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ» И «ДЕТИ ПЕРЕСТРОЙКИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ»: 90-Е ГГ. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИБЛИИ

Бурлаков В.М. 1 Маленкова Е.С. 1
1 Российский православный университет
В статье проводится научный, многоаспектный сравнительный анализ двух православных литературных произведений: отца Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение». В этих произведениях говорится о России 90-х гг. ХХ века с точки зрения православия. Авторы статьи делают вывод, что произведения «Несвятые святые» и «Дети перестройки. Предупреждение» должен прочитать каждый. Эти книги особенно полезны для молодежи, так как способны привести молодежь к православию. С точки зрения авторов, представителей студенчества, вышеназванные произведения необходимо рекомендовать для обязательного прочтения во всех школах и вузах страны. Данная статья является законченной научно-исследовательской работой; материалы исследования могут быть использованы в практике научной и преподавательской деятельности.
православие
о. Тихон (Шевкунов)
«Несвятые святые»
Мария Магдалинова
«Дети перестройки. Предупреждение»
современная православная литература
Русская Православная Церковь
современная литература
1990-е гг. ХХ века
1. Баринова Н.В. Инновации в высшем образовании. // Инновационное развитие российской экономики Материалы конференции, VI Международный научно-практический форум. – 2013. – С. 36-39.
2. Барсегян М.А., Косорукова М.И. Армяно-российские отношения – свой взгляд. // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-4. – С. 78.
3. Васина М.А., Косорукова М.И. «Во имя жизни на Земле…» // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-4. – С. 79.
4. Ермолов А.Ю. Лабиринты модернизации. // Российская история. – 2014. – № 1. – С. 12-17.
5. Косорукова М.И., Васина М.А. Российская семья на рубеже ХХ – ХХI вв.: культурно-исторический аспект. // В сборнике: Концептуал. Сборник научных трудов кафедры Философии и истории. Московский финансово- промышленный университет «Синергия»; Составитель А. В. Матюхин. – М., 2016. – С. 355-362.
6. Косорукова М.И. Культура России на рубеже ХХ-ХХI вв.: тенденции и перспективы (Общая характеристика) // В сборнике: Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития сборник научных трудов. – М., 2014. – С. 144-148.
7. Косорукова М.И. Роль культуры в воспитании молодежи в современной России //В сборнике: Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. – 2016. – С. 38-46.
8. Косорукова М. И. Культурное наследие России как ресурс ее возрождения и развития // Наука и школа, МПГУ, 2013. – № 6. – С. 188-193.
9. Косорукова М.И. Православные мотивы в творчестве С. А. Есенина // XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. – 2016. – С. 66-74.
10. Косорукова М.И. Национальная идея и ее роль в развитии русской культуры за рубежами России (20 – 30-е гг. XX века). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – М., 2004.
11. Косорукова М.И. Межнациональные отношения в современной российской литературе // Государственное регулирование миграционных процессов и межнациональная политика как факторы обеспечения стабильности в современном мире: российский и зарубежный опыт Сборник тезисов докладов и статей международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти. ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – 2015. – С. 107-110.
12. Магдалинова Мария. «Дети перестройки. Предупреждение». – М., 2017.
13. URL: mariamagdalena.ru.
14. «Мария Магдалина». Ютуб.
15. Перекальский М.М., Уварова Н.Р., Косорукова М.И. Амбивалентность зла: проблема терроризма в современной литературе (на примере романа «Дети перестройки. Предупреждение») // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. – С. 674-676.
16. Severo Мигель. Планета Афон. – М., 2017.
17. Шевкунов Т. Несвятые святые и другие рассказы. М.: Сретенский монастырь, ОЛМА Медиа Групп, 2011.
18. Шевкунов Т. С Божьей помощью возможно всё! О Вере и Отечестве». («Коллекция Изборского клуба»). – М.: Книжный мир, 2014. – 368 с.

В начале ХХI в. происходит переосмысление прошлых исторических эпох c позиций новых вызовов времени [4, с. 16]. Пристальное внимание вызывают переломные периоды в истории России, такие как революция 1917 г., крушение СССР и становление новой государственности. Особо актуальным является анализ эпохи «лихих» 1990-х годов, так как истоки большинства современных проблем коренятся в данном периоде [6, с. 144]. Вместе с тем, насущно необходимо рассмотрение данных эпох с позиции вечных ценностей.

Один из современных литераторов, творящих в стиле постмодернизм, заявил, что за все существование человечество создало только одну книгу – Библию. Все остальная литература – ремейк Библии [12]. Данное высказывание авторы статьи, как воцерковленные люди, считают оригинальным и заслуживающим внимания.

Проанализировав современную художественную литературу, авторы данного научного исследования остановились на двух произведениях, вызвавших у них особый интерес. Выбор объекта исследования объясняется тем, что именно в этих произведениях исследуется эпоха «лихих 90-х», в которой коренятся большинство современных проблем, и оба эти произведения философски осмысливают эту эпоху с позиции православия, с точки зрения вечных ценностей, заложенных в Библии.

Это всемирно известное произведение «Несвятые святые» отца Тихона (Шевкунова) [17] и антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» Марии Магдалиновой [12].

Несмотря на широкую известность исследуемых произведений, приведем их аннотации, и напомним биографии авторов для лучшего сравнения.

1. Епископ Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов), архиерей Русской православной церкви, епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Западным викариатством города Москвы.

Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Ректор Сретенской духовной семинарии. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Церковный писатель. Руководит издательством Сретенского монастыря и является главным редактором интернет-портала Православие.Ru.

Интересен факт, что Шевкунов принял постриг в день, когда ему минул возраст Иисуса Христа, 33 года. Принял активное участие в процессе воссоединения Русской Православной Церкви с Русской Православной Церковью За рубежом.

2. Псевдонимом «Мария Магдалинова» автора антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» носит христианский оттенок. Как пояснила писательница, в честь своего ангела- хранителя. Более подробно о личности автора см. сайт mariamagdalena.ru [13] и канал на ютубе [14]. Необходимо отдельно отметить, что из одного интервью стало ясно, автор – ученый, общественный деятель, постоянный участник и редактор Рождественских Образовательных чтений, кандидат исторических наук, автор многих исследований по истории православной церкви, особенно по истории Православной Церкви в эмиграции.

Для раскрытия сюжета необходимо привести аннотации этих книг.

1. «Несвятые святые» – сборник коротких рассказов из жизни отца Тихона. Книга вышла 21 ноября 2011 года и к 2014 году вышло 8 её переизданий.

В книгу вошли рассказы из жизни автора. Многие из них связаны с Псково-Печерским монастырём, где Тихон начинал монашескую жизнь. Как рассказал сам архимандрит Тихон: «Практически все истории, которые вошли в книгу, я рассказывал на проповедях. Всё это — часть нашей церковной жизни. Проповедь… ведь и строится на осмыслении Священного Писания, на толковании церковных событий святыми отцами и на примерах из жизни. Смысл названия книги «Несвятые святые» архимандрит Тихон поясняет в одноимённом рассказе: в конце Божественной литургии священник возглашает: «Святая святым», обращаясь к тем, кто сейчас находится в храме: священникам и мирянам, всем, кто пришёл с верой и ждёт причащения.

2. Мария Магдалинова в антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» показывает, как изначально неплохие подростки попали в экстремистскую организацию, и как произошло преодоление ситуации.

«Когда взрывают твой дом – сиди тихо. Когда взрывают твой дом – сиди зажмурившись…». Серия взрывов в Москве, приключения, трагическая судьба, любовь и гибель подростков и все это на фоне реалий безумных «лихих» 90-х, таких недавних, и уже ставших историей. 1991 и байкеры, 1993 и скины, дефолт 1998 и готы… А также зацеперы, ролевики, фанаты и прочие 50 оттенков юности. Они все по-своему любили Родину, свою Россию. Об истинном и ложном патриотизме, о жестокости окружающего мира и юношеской дружбе, о хрупкости молодой жизни и прочности первого чувства… В книге нет мата, но есть приключения. Вот, вкратце, о чем роман.

Попутно необходимо отметить, что в интернете имеется высказывание одного священника, который, в подобающей терминологии высказался, что в романе «Дети перестройки. Предупреждение» писательница поведала о том, как в России боролись с Антихристом, и в результате победили его. Имеются соответствующие высказывания представителей Православной Церкви, что терроризм «есть порождение Антихриста». Таким образом, в романе «Дети перестройки. Предупреждение» все равно зло побеждено, вне зависимости от названия, терроризм или Антихрист. В философско- эсхатологическом смысле Антихрист тоже является своеобразным террористом [10, с. 108].

В центре обоих книг – христианские вечные темы соотношения добра и зла. В книгах есть богословские рассуждения о взаимопроникновении добра и зла. Книга «Несвятые святые» написана одним из видных представителей Русской Православной церкви, епископом Егорьевским Тихоном. Эпиграф антиутопии Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение» взят из Евангелия от Матфея, приведены слова Христа: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас: ибо многие придут под именем Моим» [12].

В обоих книгах много говорится о взаимоотношениях молодежи и Русской Православной Церкви. Русская культура и христианство, как неотъемлемая часть этой многовековой культуры [8, с. 189], противопоставляется терроризму и экстремизму в книге писательницы «Дети перестройки. Предупреждение».

Отличием является манера изложения, у Шевкуновва – реализм, у Магдалиновой – сон-аллегория: Россия заснула и ей во сне привиделись «лихие 90-е».

Оценка 90-х «лихих» и у Шевкунова, и у Магдалиновой одинаково негативная, этот период они оценивают, как хаос. У Магдалиновой это время отражено в метафоре – приход Антихриста.

Одинаково позитивно оценивают ряд достижений СССР. Тихон (Шевкунов) дает позитивную оценку таким прорывам советской эпохи, как освоение космоса, БАМ. У Магдалиновой антиутопия начинается с того, как двое мальчишек – Миша и Боря – уничтожили мощного старика-коммуниста. В этом многие критики справедливо видят изображение СССР (старик-коммунист), а в мальчишках переданы черты Михаила Горбачева и Бориса Ельцина.

Вместе с тем, по мнению автора книги «Несвятые святые», пережив эту эпоху, люди смогли извлечь полезные уроки. Так, например, Шевкунов считает, что именно в этот период, даже раньше, в 80-е, когда была свобода слова, люди неумело, но стали приходить к Богу: «В 90-е годы все кому не лень насмешничали над нецерковными людьми, которые с серьезным видом выстаивали службы в православных храмах. Они прилежно, но неуклюже крестились, невпопад кланялись и явно мало что понимали в происходящем. … А мне, признаться, всегда отрадно было видеть этих «подсвечников», как саркастически честили их остряки. Радостно за них становилось потому что они, пусть и неловко, но представали пред Господом Богом в усердии и смирении. А такое бесследно никогда не проходит. Даже самые неискусные богомольцы обязательно получат от Бога особые духовные дары, совершат лично им предназначенные открытия, которых хохмачам-насмешникам и во сне не увидеть» [17, с.123].

У Магдалиновой тоже счастливая концовка: Россия проснулась и идет по дороге истории, чтобы встретить «Его, юного и уже воскресшего после распятия», то есть Спасителя [12]. Автор позиционирует себя как православный, воцерковленный и в предисловии особо подчеркивает цель романа: если по окончании чтения антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» хоть 10 человек откроют Библию, значит все нормально. Необходимо отметить, что многих представителей поколения шестидесятников привел в церковь роман Михаила Булгакова при всей его неканоничности и неоднозначности!

Магдалинова отмечает, что если у читателя возникли какие-то библейские ассоциации, это означает лишь одно: автору удалось поднять будничные проблемы на уровень вечных тем. Что же, некогда Джон Апдайк отождествлял свое заурядное детство с мифом о Кентавре. Детская наивность помогает верить в свою избранность, особенность. Героев романа 12 во главе с лидером, это намек на евангельский сюжет, а предатель носит фамилию Власов.

Вместе с тем, Магдалинова подчеркивает, что любое совпадение с реальностью в романе случайно, как и сама реальность. Это всего лишь сон, как и всё, что случилось в шальные 1990-е годы после перестройки [12].

В книге «Несвятые святые» Тихон (Шевкунов) описывает реальные события, приезд Ельцина в Псково-Печерскую обитель и др. Все повествование стилизовано под притчи, в каждом имеется ненавязчивая мораль, выводы всегда мудры и оригинальны. (Например, в храме не подобает плохо пахнуть, вот мощи святых и не разлагаются). «И вот тогда-то, как говорил Владыка Марк, он понял, что если даже милиционеры на российских дорогах теперь мыслят подобными категориями – (А милуете не вы, а Господь Бог) – то в этой непостижимой умом стране все снова изменилось» [17, с. 96].

В антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» неоднократно, тепло и с любовью дается описание Москвы, как «самого уютного места на Земле», где каждый обретет дом. Роман наполнен неподдельным патриотизмом: «Это Россия, которую так хочется любить. Это Россия, которую так трудно любить. Это Россия, которая так нуждается в любви» [12]. Тем страшнее угроза терроризма применительно к Москве и России.

Главное, что объединяет эти книги, кроме православной тематики, то, что эти книги обращены к молодежи, предполагают целевой аудиторией, в первую очередь, юношество. В романе «Дети перестройки. Предупреждение» говориться о подростках, а отец Тихон рассказывает, как он, будучи молодым человеком, сам нашел дорогу к храму.

Роман «Дети перестройки. Предупреждение» – размышление о молодежи, героям 15-16 лет, это поколение тех, кто родился в 1980-е годы, и чья юность пришлась на «лихие» 90-е годы, на перелом эпох [5, с. 359]. Плохая или нет, но это была историческая эпоха. У автора историческое образование и он не может игнорировать те или иные эпохи, а только проанализировать

Позволим процитировать антиутопию Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение»: «Россия. …Ты идёшь по дороге истории, ты идёшь, Россия – Магдалина в поисках Христа. Чтоб взял и поднял тебя, такую, как ты есть: прекрасную, грешную, многострадальную, …» [12].

Главное, по мнению авторов статьи, книги «Несвятые святые» и «Дети перестройки. Предупреждение» взаимно дополняют друг друга. Магдалинова больше предостерегает молодежь от негативных моментов, от опасности экстремистской идеологии, опасности попадания юношей и девушек в радикальные организации, а Шевкунов – указывает молодежи правильное направление, путь к спасению, к православию, к Храму Божьему.

Обе книги пользуются спросом, значит нужны.

Книга «Несвятые святые» епископа (на момент издания – архимандрита) Русской православной церкви Тихона (Шевкунова) – одна из самых востребованных у читателей и литературных критиков. Доказательством тому то, что за год продаж было продано около 1,3 млн экземпляров. К началу 2017 года общий тираж достиг 2 000 000 экземпляров.

Протодиакон Андрей Кураев писал об этом произведении: «Это полезная книга. Для человека церковного вся жизнь святого окутана благоуханиями; он с рождения словно ступает по облакам. А отец Тихон в своей книге приближает святых к нам, обычным негероическим обывателям, рассказывает о тех, чья повседневная будничная святость почти незаметна»

Антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» уже вызвала широкий резонанс у критиков [11, с. 109; 15, с. 675] и одобрение у читателей [2, с. 78; 3, с. 79]. Например, один из многочисленных критиков, которых больше чем настоящих писателей, заявил, что в образе Настоящего Христа, Спасителя России в романе изображен Путин.

Один из общественных деятелей, прочитав обе эти книги, изрек, что Россия, сейчас, мол, в таком кризисе, что ее спасти может только Бог [16]. Любая книга – интерактивный текст, отзывающийся на любые толкования.

Подводя итог данного исследования можно сделать следующие выводы:

1. «Несвятые святые» и антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» одни из самых ярких произведений современной российской литературы.

2. Автор книги «Несвятые святые» – отец Тихон (Шевкунов), архиерей Русской православной церкви, один самых ярких и значимых деятелей современной российской культуры.

Автор «Дети перестройки. Предупреждение» – православный писатель, ученый, историк, скрывающийся под христианским псевдонимом «Мария Магдалинова».

3. «Несвятые святые» и антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» – рассматривают актуальные проблемы. Эти книги обязан прочитать каждый.

4. Книги «Несвятые святые» и «Дети перестройки. Предупреждение» особенно полезны для молодежи, так как способны привести молодежь к православию. С точки зрения авторов, представителей студенчества, вышеназванные произведения необходимо рекомендовать для обязательного прочтения во всех школах и вузах страны [1, с. 37; 7, с. 40].

Данная статья является законченной научно-исследовательской работой; материалы исследования могут быть использованы в практике научной и преподавательской деятельности.


Библиографическая ссылка

Бурлаков В.М., Маленкова Е.С. «НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ» И «ДЕТИ ПЕРЕСТРОЙКИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ»: 90-Е ГГ. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИБЛИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17462 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674