Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИЗУЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ КУРСОВ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАЗНМУ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА НА КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

Кудайбергенова А.Ж. 1 Алимкул И.О. 1 Исаева А.М. 1
1 КазНМУ им. С.Ж.Асфендиарова
Коммуникативная компетентность врача – это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность. Доктора часто обвиняют пациентов в неудавшихся консультациях. Доктора больше говорят, чем слушают - большинство врачей перебивают пациента уже через несколько секунд после начала разговора. Коммуникативным техникам можно научиться. К сожалению, осознается это иногда поздно. В настоящее время, достаточно часто встречаются жалобы от пациентов на неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы, и, в первую очередь, точно выявить те проблемы, с которыми пациент пришел к врачу. А неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья. Для предотвращения данных ошибок в 1994 году 24 декабря в Казахском национальном медицинском университете им.С.Д.Асфендиярова была открыта кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии.
коммуникативная компетентность
кафедра коммуникативных навыков имени джулиет драпер
врач
пациент
субординация
установление контакта.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших заведений. – М.: Аспект Пресс, 2006.
2. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения. – СПб.: Речь, 2008.
3. Атватер И. Я вас слушаю… – М., 1988.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2007.. – (Психология общения).
5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.
6. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. М., 1993.
7. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Издательство: Дашков и Ко, 2007. –
8. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2006.
9. Масюкевич Н.В. Психология эффективного общения / Н.В. Масюкевич, Л.С., Кожуховская. – Минск: Соврем. шк., 2007.
10. Наварро Д., Карлинс М. Я вижу, о чём вы думаете / Д. Наварро, М. Карлинс; пер. с англ. О.Г. Белошеев. – Минск: «Попурри», 2009.

Введение:

В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком, особенно для врача[1]. Развитая коммуникабельность помогает успешно вести переговоры, выступать перед публикой, понимать пациента и быть понятым им[2]. Трудности в общении с пациентом могут возникать при недостаточной развитости того или иного коммуникативного умения[9]. Поэтому в Казахском Национальном Университете имени С.Ж.Асфендиарова решением Ученого Совета от 30 декабря 2008 года (протокол №6) кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии  были включены в список кафедр включающие теоретические и клинические дисциплины.

Цель исследования: Определение разницы в компетентностях врачей разных возрастов, с учетом того, что проходили ли они курсы коммуникативных навыков.

Материалы и методы исследования:

Для достидения проводилось на базе города Жаркент среди 50 жителей в возрасте от 20 до 70 лет.

С целью узнать улучшилось ли качество коммуникативной компетентности врачей за последние 20 лет мы провели опрос, состоящий из следующих вопросов:

  1. Часто ли вы обращаетесь к врачам?
  2. Были ли вежливыми врачи, к которым вы обращались?
  3. Здороваются ли, и представляют ли себя врачи при приеме?
  4. Слушают ли внимательно вас врачи?
  5. Бывало ли так, что они перебивали ваши слова?
  6. Объясняют ли свои назначения врачи подробно?
  7. Торопят ли вас, или торопятся ли сами врачи?
  8. Встречали ли вы грубых врачей, не соблюдающих врачебную компетентность?

И главным вопросом нашего опроса являлся:

Из какой возрастной категории врачи вам больше нравятся по врачебной этике и эстетике? (25-45(изучали предмет Коммуникативные навыки) / 46-60)    

Итоги были такими, как показано на диаграмме. 47 % жителей часто обращаются за помощью к врачам. Соответственно остальные 53 % обращаются не так часто.  69% отметили вежливость врачей . 82% опрошенным врачи соблюдали этику, т.е. здоровались, как полагается, и представлялись.  Только 61,5%  врачи слушали внимательно , и 54% не перебивали пациентов.  Каждый врач обязан объяснять свое назначение на простом языке, чтобы было понятно пациенту, как никак здоровье самое главное в нашей жизни. Оказалось, что 55% врачей, к которым обращались наши опрошенные не поясняли свое назначение. Конечно, после таких отношений у жителей не останется желания к ним идти. Торопливыми врачей отметили половина. А грубых врачей встречали 54 % опрошенных. С такими показателями мнение простого народа будет все хуже и хуже. Для интереса мы спросили какого возраста были врачи, которых они описывали как грубых и не исполняющих правильно свои обязанности. Ответ был таким: «врачи старше среднего возраста».   

Диаграмма №1. Результаты анкетирования среди жителей г.Жаркент

Диаграмма №2. выбор анкетированных, среди возрастных групп врачей, как коммуникативно компетентных.

Выводы:

Итоги данного исследования были такими, как показано на диаграмме №1. 47 % жителей часто обращаются за помощью к врачам. Соответственно остальные 53 % обращаются не так часто.  69% отметили вежливость врачей . 82% опрошенным врачи соблюдали этику, т.е. здоровались, как полагается, и представлялись.  Только 61,5%  врачи слушали внимательно , и 54% не перебивали пациентов.  Каждый врач обязан объяснять свое назначение на простом языке, чтобы было понятно пациенту, как никак здоровье самое главное в нашей жизни. Оказалось, что 55% врачей, к которым обращались наши опрошенные не поясняли свое назначение. Конечно, после таких отношений у жителей не останется желания к ним идти. Торопливыми врачей отметили половина. А грубых врачей встречали 54 % опрошенных. С такими показателями мнение простого народа будет все хуже и хуже. Для интереса мы спросили какого возраста были врачи, которых они описывали как грубых и не исполняющих правильно На опрос, который являлся главным в нашем опросе дал положительные результаты. Целью нашей работы было определить эффективность Центра Коммуникативных навыков имени Джулиет Драпер, открывшийся в 1994 году. Жители, участвовавшие в нашем опросе выбрали возрастную категорию врачей от 25 до 45 лет, как вежливых и соблюдающих этику, как указано на диаграмме №2.

               Коммуникативная компетентность помогает врачу не только для правильного установления  контакта с  пациентом и войти в его доверье, чтобы улучшить качество проводимых курсов лечения, но и  соблюдению субординации среди медицинского персонала. Ведь для врача важна как работа с пациентами, так и работа в команде, то есть среди своего рабочего коллектива.


Библиографическая ссылка

Кудайбергенова А.Ж., Алимкул И.О., Исаева А.М. ИЗУЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ КУРСОВ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАЗНМУ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА НА КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17457 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674