Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУППЫ ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Евстигнеева Ю.В. 1 Евстигнеева Н.А. 1
1 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
В результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в мире ежегодно погибает около 1,25 млн человек. При этом гибель в автомобильных катастрофах остается основной причиной смерти молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет. В России социальный риск (число лиц, погибших в ДТП, на 100 тыс. населения) в два раза выше чем в Европе. Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) убеждены, что наибольшей эффективности в снижении смертности и травматизма в результате ДТП, можно достичь за счёт совершенствования законодательства и обеспечения его исполнения. В статье рассмотрены основные требования, содержащиеся в действующих в России Правилах организованной перевозки группы детей автобусами, – к транспортным средствам, водителям, режиму перевозок в ночное время, а также к сопровождению детей. Приведены административные наказания за нарушение указанных требований.
детский дорожно-транспортный травматизм
безопасность детей
организованная перевозка группы детей
административная ответственность
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.06.2017) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 (дата обращения 08.07.2017).
2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673 (дата обращения 08.07.2017).
3. Медведев подписал правила организованной перевозки детей на автобусах [Электронный ресурс]// МИА «Россия сегодня»: [ресурс]. URL: https://ria.ru/society/20131223/ 985876875.html (дата обращения 08.07.2017).
4. О безопасности пассажиров транспортных средств [Электронный ресурс]// Госавтоинспекция: [сайт]. URL: http://www.gibdd.ru/about/social/remni (дата обращения 08.07.2017).
5. Оценка эффективности реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» и государственных программ/подпрограмм по повышению безопасности дорожного движения в субъектах РФ с учетом показателей аварийности в регионах (по состоянию на 31.12.2016) [Электронный ресурс] // ФКУ «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»: [сайт]. URL: http://www.fcp-pbdd.ru/achievements/efficiency (дата обращения 08.07.2017).
6. Постановление Правительства РФ от 23.06.2014 № 579 «О внесении изменения в постановление Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 164658&rnd=263249.314034003&dst=100005&fld=134#0 (дата обращения 09.07.2017).
7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2015 № 652 «О внесении изменений некоторые акты Правительства РФ в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=182094&rnd=263249. 868411295&dst=100012&fld=134#0 (дата обращения 09.07.2017).
8. Постановление Правительства РФ от 22.06.2016 № 569 «О внесении изменения в Правила организованной перевозки группы детей автобусами» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 200133&rnd=263249.2190311146&dst=100005&fld=134#0 (дата обращения 09.07.2017).
9. Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 № 1558 «О внесении изменения в постановление Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 210208&rnd=263249.1116317109&dst=100005&fld=134#0 (дата обращения 09.07.2017).
10. Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 772 «О внесении изменения в постановление Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177»» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 218999&rnd=263249.137211856&dst=100005&fld=134#0 (дата обращения 09.07.2017).
11. Правила дорожного движения: утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 28.06.2017) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709 (дата обращения 08.07.2017).
12. Правила организованной перевозки группы детей автобусами: утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=156090&from= 219122-0&rnd=0.910793084893803� (дата обращения 08.07.2017).
13. Сведения о показателях состоянии безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]// Госавтоинспекция: [сайт]. URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения 09.07.2017).
14. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982 (дата обращения 08.07.2017).
15. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 –2020 годах»: утв. постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 (ред. 11.10.2016) [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_152847 (дата обращения 08.07.2017).

Важной задачей демографической политики РФ является «сокращение уровня смертности [населения] … от внешних причин» [2]. Для её эффективного решения необходима системная реализация комплекса мероприятий, в том числе включающего мероприятия, направленные на «сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП)» [2]. Известно, что «повреждения, полученные в результате ДТП, являются … одной из основных причин смертей и травм в мировом масштабе» [4].

Особое место в части повышения безопасности дорожного движения отводится мероприятиям, направленным на повышение безопасности детей. Согласно статистическим данным, основная часть пострадавших (погибших и раненых) в ДТП детей в возрасте до 16 лет, являются пассажирами транспортных средств (рисунок).

evstig1.wmf

Структура пострадавших в ДТП детей в возрасте до 16 лет (РФ, 2012 г.) [15]

С целью обеспечения безопасных условий перевозок детей и сокращения детского дорожно-транспортного травматизма Министерством транспорта РФ (в соответствии с поручением Кабинета министров РФ от 01.06.2012 г.) были подготовлены правила организованной перевозки группы детей автобусами (далее – Правила), определяющие «требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей, в том числе детей-инвалидов, автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении» [12]. Указанные Правила были утверждены постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 и вступили в силу с 01.01.2014 г. (за исключением отдельных положений). Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев после подписания указанного постановления отметил, что в принятых Правилах «жёстко устанавливаются требования к водителю, который возит детей, техническому состоянию автобусов, на которых предстоит перевозить детей, и их оснащению необходимой навигационной аппаратурой, уточняются также организационные моменты, связанные с сопровождением детей» [3].

Позже отдельные положения рассматриваемого нормативного правового акта неоднократно подверглись редакциям [6 – 10].

Целью настоящей работы являлось изучение основных требований (и их изменений), содержащихся в Правилах, к автобусам, водителям, режиму перевозок в ночное время, возрастным ограничениям перевозки детей, а также к сопровождению детей.

Основная часть. Согласно Правилам дорожного движения «организованная перевозка группы детей (далее – ОПГД) – перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представитель(ли) является(ются) назначенным(и) сопро-
вождающим(и) или назначенным медицинским работником» [11]. Отметим, что согласно части 1 статьи 54 Семейного кодекса РФ, «ребёнком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)» [14].

Требования к автобусам. Для осуществления ОПГД должен использоваться «автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащён в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» [12]. Названные требования должны были вступить в силу с 22.06.2014 г., однако указанный срок позже был изменён (табл. 1). На сегодняшний день одно из требований к автобусу – требование к его году выпуска – так и не вошло в действие (в очередной раз дата вступления рассматриваемого требования в силу перенесена, теперь на 01.01.2018).

Таблица 1

Требования к автобусам и срок их вступления в законную силу [6, 7, 10, 12]

Требование, содержащееся в Правилах

Дата вступления требования в силу

[12]

[6]

[7]

[10]

Возраст автобуса (не старше 10 лет)

22.06.2014

01.07.2015

01.07.2017

01.01.2018

Соответствие по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров

22.06.2014

01.07.2015

Допуск в установленном порядке к участию в дорожном движении

22.06.2014

01.07.2015

Оснащение тахографом

22.06.2014

01.07.2015

Оснащение навигационной аппаратурой

22.06.2014

01.07.2015

Примечание. Курсивом выделены требования, вступившие в законную силу с 01.07.2015.

Требования к водителям. В первой редакции Правил к водителям, осуществляющим ОПГД, предъявлялись только два требования [12]:

- наличие непрерывного стажа работы в качестве водителя транспортного средства (далее – ТС) категории «D» не менее 1 года;

- отсутствие в течение последнего года административных наказаний «в виде лишения права управления ТС либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения».

Позже Постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 № 652, вступившим в силу с 10.07.2015, к водителям были установлены более высокие требования [7]:

- наличие стажа работы в качестве водителя ТС категории «D» не менее 1 года из последних 3-х календарных лет;

- отсутствие правонарушений в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления ТС либо административный арест, в течение последнего года;

- прохождение предрейсового инструктажа по безопасности перевозки детей (в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждёнными Минтрансом России);

- прохождение предрейсового медосмотра в порядке, установленном Минздравом России.

ОПГД в ночное время суток. Правила вводят ограничение на ОПГД в ночное время: с 23 часов до 6 часов допускается ОПГД только «к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также завершение ОПГД (доставка до конечного пункта назначения, определённого графиком движения, или до места ночлега) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути). При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 50 км» [12]. Отметим, что позже Постановлением Правительства РФ от 22.06.2016 № 569 [8], вступившим в силу 02.07.2016, было увеличено максимальное расстояние, на которое допускается осуществлять ОПГД в ночное время, – с 50 до 100 км.

Возрастные ограничения перевозки детей. Правилами предусмотрено ограничение по продолжительности перевозки детей возрастом до 7 лет: они могут быть включены в группу для организованной перевозки автобусами только при условии их нахождения в пути следования (согласно графику движения) не более 4-х часов.

Сопровождение группы детей. В каждый автобус, осуществляющий ОПГД, назначаются их сопровождающие до места назначения. Количество сопровождающих определяется «из расчёта их нахождения у каждой двери автобуса, при этом один из сопровождающих является ответственным за ОПГД по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе» [12]. Если используется два и более автобуса, назначается старший ответственный за организованную перевозку детей. При ОПГД в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 3-х часов (согласно графику движения) необходимо обеспечить сопровождение такой группы детей медицинским работником. Старший ответственный и медработник должны находиться в автобусе, замыкающем колонну.

Позже постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 № 652 [7] было изменено условие, при котором требуется обеспечить сопровождение медработником организованной группы детей в междугороднем сообщении организованной транспортной колонной: с 01.07.2015 г. медицинское сопровождение осуществляется при ОПГД длительностью более 12 часов согласно графику движения. Этим же постановлением введено новое требование, запрещающее допускать в автобус и (или) перевозить в нём не включённых в списки детей и сопровождающих их лиц (кроме назначенного медицинского работника).

О запланированном ОПГД следует в установленном МВД России порядке подать в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – ГИБДД) по месту начала перевозки один из следующих документов [12]:

- уведомление, если ОПГД осуществляется одним или двумя автобусами. С 01.04.2017 г. уведомление в ГИБДД подаётся в соответствии с порядком, изложенным в приложении к приказу МВД России от 30.12.2016 г. № 941;

- заявку на сопровождение автомобилями подразделения ГИБДД транспортных колонн в случае, если указанная перевозка осуществляется в составе не менее 3-х автобусов. Порядок назначения сопровождения, а также перечень случаев сопровождения и условия сопровождения транспортных средств автомобилями ГИБДД определён постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 № 20 (ред. от 25.11.2016).

Административная ответственность за нарушение Правил. Федеральным законом от 01.05.2016 № 138-ФЗ статья 12.23 «Нарушение правил перевозки людей» Кодекса РФ об административных правонарушениях была дополнена частями 4 – 6, предусматривающими административную ответственность за нарушение Правил (табл. 2) и направленными на повышение эффективности исполнения требований, предъявляемых к ОПГД.

Таблица 2

Административная ответственность за нарушение Правил (действует с 12.05.2016 г.) [1]

Правонарушение

Административное наказание

Водитель

Должностное лицо

Юридическое лицо

Автобус не соответствует требованиям Правил

Штраф – 3 000 р.

Штраф – 25 000 р.

Штраф – 100 000 р.

Водитель не соответствует требованиям Правил

Отсутствует договор фрахтования (если его наличие предусмотрено Правилами)

Отсутствует программа маршрута

Отсутствует список детей

Отсутствует список сопровождающих лиц

Нарушение требований ОПГД
в ночное время

Штраф – 5 000 р.

или лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 мес.

Штраф – 50 000 р.

Штраф – 200 000 р.

Нарушение остальных требований Правил

Штраф – 25 000 р.

Штраф – 100 000 р.

Примечани. За предусмотренные административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Заключение

Отсутствие в открытом доступе статистических данных о ДТП с автобусами, осуществляющими ОПГД, не позволяют выполнить оценку эффективности рассматриваемых Правил в части повышения безопасности детей-пассажиров на автомобильных дорогах России. Как уже отмечалось, для снижения дорожно-транспортного травматизма требуется комплексный поход, который сегодня успешно реализуется в РФ в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» (далее – ФЦП), одним из направлений которой является обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении (табл. 3).

Таблица 3

Эффективность реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» (по состоянию на 31.12.2016) [5, 13, 15]

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.*

2016 г.

Число погибших в ДТП, чел.

расчётное

27 580

27 025

26 814

26 500

фактическое

27 991

27 025

26 963

23 114

20 308

Число детей в возрасте до 18 лет,
погибших в ДТП, чел.**

фактическое

1 028

933

Число детей в возрасте до 16 лет,
погибших в ДТП, чел.

расчётное

935

872

872

830

фактическое

940

872

878

737

710

Число детей-пассажиров в возрасте
до 16 лет, погибших в ДТП, чел.**

фактическое

515

430

441

Примечание. * С января 2015 г. приказом Росстата от 21.05.2014 № 402 введена новая форма федерального статистического наблюдения № ДТП «Сведения о дорожно-транспортных происшествиях», в которую включено бόльшее количество показателей по ДТП с участием детей. **Показатель не включён в целевые индикаторы ФЦП.

Представляется, что рассмотренные Правила организованной перевозки группы детей автобусами вносят свой вклад в достижение заявленной цели ФЦП – «сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 процента) по сравнению с 2012 годом» [15].


Библиографическая ссылка

Евстигнеева Ю.В., Евстигнеева Н.А. ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУППЫ ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-4.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17416 (дата обращения: 10.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074