Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шепилова Н.А. 1 Долгополова А.Д. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Самоценность дошкольного детства очевидна, так как в этот период закладываются основы взаимодействия с природой, по мере развития любознательности и познавательных интересов процесс мышления все шире используется детьми для познания окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Поэтому одним из эффективных средств в экологическом развитии дошкольников являются творческие задачи.
экологическое развитие
творческие задачи
дошкольники
1. Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 268 с.
2. Новикова Г. Дошкольный возраст: этико-экологическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 87-89.
3. Тугузова С.Г., Шепилова Н.А. Изучение ценности «природа» у дошкольников / С.Г. Тугузова, Н.А. Шепилова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 357-359.
4. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. – М.: Высшая школа, 2007. – 639 с.
5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика. – 1971. – 223 с.

В настоящее время в экологическом образовании существует ряд средств экологического развития детей дошкольного возраста, одним из которых выступают творческие задачи. Вопросу использования творческих задач посвящены труды таких авторов как Н.П. Берестневой, Л.А. Маневцовой, А.К. Матвеевой, Л.Ю. Бутылкиной, Т.А. Сидорчук и др.

Для того чтобы раскрыть сущность применения творческих задач в экологическом развитии, обратимся к общему определению задачи.

Задача – это проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. В более узком смысле под задачей понимают саму цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать [1].

Под решением задач понимается процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации – задачи.

Задача, при решении которой необходимо найти новый путь или алгоритм решения называется творческой задачей. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие представления нужны будут для их решения, поэтому деятельность дошкольников направлена на их выявление и подбор необходимых знаний.

Сущность творческих задач составляют такие ее характеристики как новизна, необычность, неожиданность. Такие задачи специально созданы для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, как правило, старшего и требуют от детей для своего решения догадливости и сообразительности. Благодаря использованию творческих задач у детей старшего дошкольного возраста развиваются такие необходимые мыслительные операции, как сопоставление, анализ, синтез, обобщение и др. Компетентное применение творческих задач в области экологического развития позволяет заинтересовать детей, вызвать удивление и желание быть активным исследователем природы, формирует эмоционально-ценностное отношение к окружающему природному миру.

Применение творческих задач эффективно тогда, когда педагог осознает цели ее использования в каждом конкретном случае. Назначение творческой задачи в процессе экологического развития многообразно:

– первоначальный толчок к познавательному интересу;

– опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особенно трудного материала;

– своеобразная разрядка напряженной обстановки, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;

– средство повышения эмоционального тонуса познавательной деятельности детей с недостаточной работоспособностью, мобилизации их внимания и волевых усилий [5].

В основе каждой задачи лежит цепочка мыслительных операций, которую дети должны разобрать и предложить верное решение, объяснение исследуемого явления, предмета или объекта природы.

Каждая задача включает в себя определенную познавательную нагрузку, которая, как правило, скрыта игровой мотивацией. Смекалка, находчивость, инициатива и определенные накопленные знания проявляются в активной интеллектуальной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Творческие задачи не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми.

Классификацию творческих задач по характеру получаемых образовательных заданий предлагает А.В. Хуторской:

1. Эмоционально-образные образовательные, позволяющие формировать умение создавать «образ» решения проблемы, умение интуитивно мыслить, умение оперировать воображаемыми образами, умение «вживаться» в изучаемый объект.

2. Оценочные образовательные, формирующие умение критически мыслить, сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, давать объективную оценку происходящему, давать прогноз и формулировать гипотезы, рефлексировать свою деятельность.

3. Материальные образовательные, формирующие умение конструировать, ставить опыты и проводить эксперимент, наблюдение, моделировать.

4. Теоретические образовательные, формирующие умения создавать «новое» знание, генерировать идеи, задавать вопросы.

5. Информационные образовательные, формирующие умения обобщать, систематизировать, преобразовывать учебную информацию, кодировать и декодировать учебный материал, интерпретировать информацию [4].

Применение творческих задач дает возможность детям старшего дошкольного возраста проявить свою индивидуальность, учит неординарно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и делать выводы.

Творческие задачи по экологическому развитию предполагают высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Они должны даваться детям старшего дошкольного возраста в определенной последовательности: вначале – простые, содержащие однозвенные связи, затем – более сложные, содержащие цепочки связей.

После принятия детьми поставленной творческой задачи под руководством педагога осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате проведения анализа дети выдвигают свои предположения о возможном явлении, объекте живой и неживой природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, очень часто противоречивыми. Педагог должен выслушать все мнения детей, обратить внимание на их противоречивость. Если дошкольники не выдвигают предположений для решения поставленной задачи, то их может выдвинуть сам педагог, тем самым помогая и давая основу для размышлений.

Завершающим этапом в решении творческих задач является формулировка последних ответов и выводов о том или ином объекте, явлении природы. Если дети не могут сформулировать наиболее точное объяснение, можно провести наблюдение для получения необходимого опыта. В процессе решения задач у детей развивается способность самостоятельно делать выводы, которые отражают более глубокое проникновение в сущность явлений природы, освоение экологических понятий, уяснение все более общих закономерностей природы.

Для оценки успешности выполнения творческих задач дошкольниками выступают следующие обобщенные критерии, сформированные такими авторами как О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков и др.:

– продуктивность – фактор, характеризующий скорость мыслительных действий, обусловленный общим количеством ответов, идей (замыслов);

– оригинальность – фактор, определяющий своеобразие мыслительных действий, необычность подхода к поставленной задаче;

– вариативность – использование стратегиальных тенденций мышления (умение искать аналоги, комбинировать, сопоставлять);

– гибкость – фактор, характеризуемый способность к быстрому переключению мышления, гибкость творческого мышления и определяемый числом гипотез детей.

Позиция педагога при использовании творческих задач заключается в том, что он не является транслятором готовых знаний, он должен стимулировать активность детей, чтобы самим детям её находить. Цель использования творческих задач по экологическому воспитанию – не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих природных процессов в окружающем мире.

На основе анализа работ Г.С. Альтшуллера, С.И. Гин, А.М. Матюшкина и др. можно выделить следующие требования к творческим задачам:

– наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

– практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

– самостоятельная деятельность дошкольника;

– использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения;

– открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

– соответствие условия выбранным методам;

– возможность разных способов решения;

– учет актуального уровня развития и ближайшего уровня развития дошкольников;

– учет возрастных особенностей детей.

В качестве примера творческих задач, используемых в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста, приведем следующие:

1. Экологическое занятие по теме «Вода».

Первым этапом является погружение детей в исследовательский эксперимент, который включает в себя несколько опытов для детей старшего дошкольного возраста: «Куда пропадает вода?», «Вода из воздуха», «Плавающее яйцо».

Вторым этапом является непосредственное использование творческих задач: «Львенок ищет воду», «Львенок переносит озеро» как проблемных ситуаций, которую дошкольникам предстоит решить с помощью полученных ранее знаний и наглядного опыта.

Третий этап проведения занятия будет включать в себя обобщение предложенных дошкольниками идей и выводы.

2. Экологический квест с использованием творческих задач включает в себя три этапа: подготовительный, этап непосредственного проведения и заключительный.

На подготовительном этапе педагог или педагогический коллектив проводят анализ литературы по выбранной теме, составляют план заданий, отбирают конкретные творческие задачи для детей старшего дошкольного возраста, подготавливают необходимое оборудование.

На втором этапе используют соревновательный метод – дошкольников делят на команды, выбираются капитаны. При прохождении квеста, одним из этапов будет являться решение творческих задач по экологическому развитию «На болоте», «Хитрая лягушка» и т.д., что способствует применению накопленного экологического опыта дошкольниками, развитию воображения и мышления, а так же накоплению и усвоению новых знаний об окружающем мире. Задачи будут задавать сказочные герои, «обитатели леса», за нестандартные и интересные решения команде будут начисляться дополнительные баллы.

Заключительный этап – подведение итогов, награждение [2].

Таким образом, творческие задачи являются хорошим средством экологического развития детей старшего дошкольного возраста. Они позволяют дошкольникам получить элементарные знания о природе, развить на этой основе конкретные и обобщенные представления о явлениях, объектах живой и неживой природы, воспитать бережное, ответственное отношение к окружающему миру, а главное сформировать ценность «природа» и открывать для себя ее уникальный мир [3].


Библиографическая ссылка

Шепилова Н.А., Долгополова А.Д. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17408 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674