Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА

Устьянцева Э. 1 Левшина Н.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
В статье раскрывается роль театрализованной деятельности в развитии дошкольника, её влияние на развитие речи, коммуникативных умений воспитанников и общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Авторы предлагают разработанную программу развития общения в театрализованной деятельности, рассчитанной на три месяца. Программа включает цель и задачи, направленные не только на знакомство с театрализованной деятельностью, но и на формирование навыков общения и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Реализация задач предполагается в результате включения ребёнка в разные виды деятельности, в основе которых – театрализованная: театрализованная игра, ритмопластика, речевая деятельность, игры, скороговорки и другое.
театр
игра
театрализованная деятельность
общение
коммуникативные умения
1. Гусева Л.Г. О развитии личности одаренного ребенка//Современные проблемы науки и образования: материалы XLVII внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – С. 27-28.
2. Елистратова О.В., Левшина Н.И.К вопросу реализации интегративного подхода в образовательном процессе ДОО. В сборнике: Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. – 2014. – С. 42-47.
3. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. – С. 192.
4. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 6 (42). – С. 94-103.
5. Левшина Н.И. Развитие языковой способности дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 3 (108). – С. 10-12.
6. Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников//Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 35-37.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. На современном этапе развития педагогической науки предлагается большое разнообразие средств образовательного воздействия на ребенка. В области дошкольного образования раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала дошкольника в наибольшей степени способствует интеграция искусств. Данный подход на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как средства развития творческого потенциала детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская и др.). Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. В ходе театрализованной игры детям предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Через ролевые игры старшие дошкольники ощущают семя актёрами, моделируя различные ситуации в которых копируют поведения взрослых. Эти игры можно называть театральной постановкой, так как в них присутствуют все элементы театральной деятельности: сценарий, роли, декорации, музыкальное сопровождение и другие моменты театральных постановок [1].

Посредством театральной деятельности дети в дошкольном образовательном учреждении знакомятся с национальными традициями, литературой разных жанров, музыкальными произведениями. Успешному развитию ребёнка в театрализованной деятельности будут способствовать посещения театров, музеев, выставок. Именно там, дети смогут обогатить свой опыт, а также почерпнуть новые идеи для развития собственных творческих способностей.

Каждый дошкольник испытывает большое желание участвовать в театрализованной деятельности, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Театр нравится детям, а значит это один из самых доступных видов искусств, что позволяет достичь значительных результатов в развитии речи, общении и формировании коммуникативной компетентности[2].

Кроме того, театрализованная деятельность является замечательным источником развития его переживаний, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский).

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что с театрализованной деятельностью тесно связано и развитие общения, совершенствование речи. В театрализованной игре дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Театрализованная деятельность требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью [5].

Представленная программа направлена на повышение уровня общения старших дошкольников со сверстниками.

Цель: формирование и развитие общения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

– развивать желание вступать в контакт со сверстниками;

– формировать умение организовать общение, которое у старших дошкольников проявляется во включении в совместную деятельность, умении выслушать собеседника, согласовывать с ним свои желания;

– формировать умение поддерживать элементарный диалог с взрослыми и сверстниками;

– развивать способность к эмпатии, то есть к пониманию эмоций собеседника;

– учить детей правилам поведения, которые следует соблюдать при общении со сверстниками и взрослыми;

– формировать умение распознавать и использовать язык тела, мимики и жестов.

Программа рассчитана на 3 месяца и предусматривает проведение разнообразных форм работы образовательной деятельности по развитию общения с использованием театрализованной деятельности (таблица).

Программа «Общаемся, играя»

п/п

Программное

Содержание

Виды

деятельности

Атрибуты
и музыкальный

материал

1

2

3

4

Сентябрь

1. 

Развивать согласованность действий, выдержку.

Развивать правильное речевое дыхание, интерес к сценическому искусству.

Развивать навыки свободного общения со сверстниками, умения выслушать партнёра по общению.

Театрализованная игра: Эстафета знакомства.

Ритмопластика: Осенние листья.

Культура и техника речи: Игра со свечой.

Скороговорка: Оса уселась…

Основы театральной культуры: Что такое театр?

Работа над спектаклем «Три Поросенка» по сказке С. Михалкова

Стульчики, свечка.

«Вальс-фантазия» муз. М. Глинки.

2. 

Учить напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах. Вырабатывать умение пересказывать текст.

Обучать детей разным речевым средствам общения, владеть культурой речевого общения.

Театрализованная игра: Радиограмма.

Ритмопластика: Пальма.

Культура и техника речи: Мыльные пузыри.

Скороговорка: Оса уселась...

Основы т/культ: Русский театр. Скоморохи

Работа над спектаклем «Три Поросенка»

Стульчики.

«Вальс» – по выбору руководителя

5. 

Прививать умение координировать свои действия со сверстниками; Формировать невербальные умения и навыки владения выразительными средствами: интонацией, мимикой, жестами.

Театрализованная игра: Упражнение со стульями.

Ритмопластика: Мокрые котята.

Культура и техника речи: Веселый пятачок.

Скороговорка: Мышки сушки...

Основы театральной культуры: Играть в сказках.

Работа над спектаклем: Три Поросенка

Стульчики.

Любая веселая музыка.

Октябрь

6. 

Развивать память, воображение, фантазию, образное мышление.

Учить действовать с воображаемым предметом.

Развивать умения взаимодействовать с партнером; планировать совместную леятельность.

Театрализованная игра: Угадай, что я делаю?

Ритмопластика: Насос и кукла.

Культура и техника речи: Сочини сказку.

Скороговорка: Мышки сушки...

Основы театральной культуры: Мир новых слов.

Работа над спектаклем: Три Поросенка

Насос, шарик.

7. 

Учить удерживать внимание, чувствовать партнера по общению.

Помогать дошкольникам преодолеть застенчивость и зажатость, вырабатывать уверенность в своих силах, желание помогать товарищу.

Театрализованная игра: Телепаты

Ритмопластика: Конкурс лентяев.

Культура и техника речи: Чудо -лесенка.

Скороговорка: Лежебока рыжий кот...

Основы театральной культуры: Мир новых слов

Работа над спектаклем: Три Поросенка

Лесенка – малые формы.

Спокойная мелодия по выбору.

Окончание таблицы

1

2

3

4

8. 

Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию, чувство ритма.

Учить детей активно вступать в диалог, использовать различные диалогические реплики.

Театрализованная игра: Тень

Ритмопластика: Не ошибись.

Культура и техника речи: Вопрос- ответ.

Скороговорка: Лежебока рыжий кот...

Основы театральной культуры: Азы художественного слова.

Работа над спектаклем: Три поросенка

«Марш поросят»,

«Веселые
поросята».

9. 

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции. Воспитывать культуру поведения в театре, навыки совместного общения, развивать умения обсуждать, высказывать свою точку зрения.

Театрализованная игра: Веселые обезьянки.

Ритмопластика: Гипнотизер.

Культура и техника речи: Похожий хвостик.

Скороговорка: Три сороки...

Основы театральной культуры: Культура поведения в театре.

Работа над спектаклем: Три Поросенка

Хвостики
для обезьянок.

Музыка
для релаксации.

10. 

Формировать произвольность общения детей со сверстниками. Способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения в процессе театрализованной деятельности

Театрализованная игра: любая игра из предыдущих, по выбору детей.

Ритмопластика: Поймай хлопок.

Культура и техника речи: Ручной мяч.

Скороговорка: Три сороки...

Основы театральной культуры: Театральные профессии.

Работа над спектаклем: Три Поросенка

Мяч.

Ноябрь

11. 

Развивать способность представлять себя другим существом или предметом. Развивать у детей навыки восприятия партнера по общению, понимание его внутреннего состояния, взаимопонимания.

Театрализованная игра: Воробьи и вороны

Ритмопластика: Голова и хвост.

Культура и техника речи: Фантазии

Скороговорка: Кукушка кукушонку...

Основы театральной культуры: Театр снаружи.

Работа над спектаклем: Три поросенка.

Шапочки воробьёв и ворон; гимнастическая палка.

Стульчики.

12. 

Развивать согласованность действий, ориентировку в пространстве, координацию движений, умение пользоваться жестами. Развивать у детей умение взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия с партнёрами по общению.

Театрализованная игра: След в след.

Ритмопластика: Считалочка

Культура и техника речи: Моя сказка.

Скороговорка: Кукушка кукушонку

Основы театральной культуры: Театр изнутри.

Работа над спектаклем: Три Поросенка

Иллюстрации с изображением театра.

13. 

Тренировать слуховое и зрительное внимание.

Развивать умение пользоваться жестами.

Учить строить диалог в разных ситуациях общения, понимать эмоциональное состояние сверстников, адекватно решать конфликтные ситуации.

Театрализованная игра: Внимательные звери.

Ритмопластика: Считалочка

Культура и техника речи: Придумай диалог.

Скороговорка: любая, из выученных.

Основы театральной культуры: Словарь театральных терминов.

Работа над спектаклем: Три Поросенка

Следы из белой

бумаги.

Карточки с изображением сказочных персонажей.

Стульчики.

14. 

Развивать воображение, фантазию, образное мышление, чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами.

Развитие речевой активности детей, побуждение их вступать в диалог.

Театрализованная игра: любая игра из предыдущих, по выбору детей

Ритмопластика: Ритмический этюд

Культура и техника речи: Сочини сказку

Скороговорка: любая, из выученных.

Основы театральной культуры: Словарь театральных терминов

Работа над спектаклем: Три Поросенка по сказке С.Михалкова

Декорации и условные реквизиты.

Музыкальное оформление сказки.

15. 

Выступление перед детьми и родителями.

Таким образом, театрализованная деятельность выступает эффективным средством социально-эмоционального, речевого и коммуникативного развития дошкольника, всесторонне обогащающая его опыт, активизирующая интерес к искусству, способствующая раскрытию и развитию творческих способностей ребёнка. На наш взгляд, большие возможности театрализованная деятельность представляет для развития навыков общения и формирования коммуникативных умений дошкольников.


Библиографическая ссылка

Устьянцева Э., Левшина Н.И. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-4.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17406 (дата обращения: 10.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074