Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Бараш Е.Л. 1
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
В статье приводятся следующие термины: «игровые действия», «отклонения в овладении речью», «коррекционно-предупредительное воздействие». В рамках констатирующего этапа автор анализирует показатели речевого развития, общего уровня и сформированности игровых действий детей из экспериментальной и контрольной групп. На формирующем этапе были составлены индивидуальные коррекционно-предупредительные маршруты развития игровых действий и планы занятий для части детей из экспериментальной группы, рекомендации для родителей и воспитателей. В рамках контрольного этапа автор сравнил показатели двух групп детей с отклонениями речевого развития, подобрав диагностические задания и оценив эффективность своей методики. По мнению автора, направленное формирование игровых действий оказывает положительное влияние на речевое развитие детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
процессуальные игровые действия
игровые действия
ранний возраст
отклонения в овладении речью
коррекционно-предупредительное воздействие
1. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: метод. пособие под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной [Текст]. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2006. – 160 с. – (Ранняя помощь).
2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие [Текст]: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 164 с.
3. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога [Текст] / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с.
4. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста [Текст]: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 272 с. – (Бакалавриат).
5. Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста [Текст] / Е.В. Шереметьева. – М.: НКЦ, 2013. – 112 с.
6. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Елена Викторовна Шереметьева. – М.: ИКП РАО, 2007.
7. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст] / Е. В. Шереметьева. – М.: НКЦ, 2012. – 168 с.

Игровые действия являются эффективным средством формирования личности ребенка раннего возраста.

Центральная нервная система ребенка пластична, и при создании необходимых условий многие нарушенные функции возможно восстановить. Но после трех лет осуществимо только корригирование, что ощутимо медленнее приближает нарушенные функции к норме. Принципиальное значение приобретают ранняя диагностика и комплексная коррекция различных аномалий развития речи. Мы видим большой потенциал в формировании игровых действий для того чтобы достичь более высокого уровня общего развития детей и, в частности, уровня речевого развития.

Цель статьи: подчеркнуть значимость игровых действий для речевого развития детей раннего возраста (третьего года жизни) с отклонениями в овладении речью.

В нашем исследовании под игровыми действиями понимаются действия со значением, свободные от операционально-технической стороны и имеющие изобразительный характер [4, с. 42].

Процессуальные игровые действия – это многократное воспроизведение процессуальной стороны деятельности взрослых, при этом результат является воображаемым [5, с. 61].

Отклонения в овладении речью (отклонения речевого развития) – это нарушения в формировании невербальных и вербальных средств коммуникации, обусловленные незрелостью психофизиологических, когнитивных компонентов речестановления и / или неадекватностью естественной речевой среды [5, с. 14].

Коррекционно-предупредительное воздействие – это направленный процесс коррекции психоречевого развития ребенка раннего возраста с целью формирования его коммуникативных взаимоотношений в ближайшем социальном окружении [7, с. 84].

Обследование проводилось в 3 этапа.

Для проведения констатирующего этапа экспериментального исследования была выбрана методика обследования «Изучение когнитивных компонентов речеязыкового развития ребенка», предложенная Е.В. Шереметьевой [5; 6]. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 307 города Челябинска.

Параметры обследования игровых действий следующие:

1) действия с игрушками;

2) подражательные действия;

3) сюжетно-отобразительная игра.

По результатам исследования были выделены экспериментальная и контрольная группы детей третьего года жизни с отклонениями в овладении речью. Мы определили уровень сформированности и специфические особенности игровых действий, а также тип речевого развития детей обеих групп. Было выявлено, что:

1) у шести воспитанников – нерезко выраженные отклонения в овладении речью, у двоих – обратимая задержка речевого развития и у четырех детей – норма речевого развития;

2) у первой половины экспериментальной группы сюжетно-отобразительная игра отсутствовала; у второй половины – носила невыраженный сюжетный характер.

Формирующий эксперимент проводился в 2 этапа.

На I этапе мы составили индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут развития игровых действий для каждого ребенка с отклонениями в овладении речью.

На II этапе мы разрабатывали планы занятий, индивидуальные рекомендации для родителей и воспитателей.

Коррекционно-предупредительное воздействие было основано на отборе, комбинировании и адаптации игровых заданий и упражнений с использованием следующих методик:

1. «Изучение когнитивных компонентов речеязыкового развития ребенка» [5];

2. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями» [1];

3. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» [3];

4. «Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 2-3 лет» [2].

В рамках коррекционно-предупредительного воздействия мы учили детей действиям с игрушками, обучали подражательным действиям и формировали у них предпосылки к становлению полноценной сюжетно-отобразительной игры.

В качестве примера приведем индивидуальный маршрут коррекционно-предупредительного воздействия для Вали С.

Индивидуальный
коррекционно-предупредительный маршрут формирования
игровых действий Вали С

В качестве основной формы работы по развитию игровых действий Вали С. была выбрана индивидуальная форма проведения занятий.

Цель направленного формирования игровых действий: обучить выполнению соотносящих действий и действий по подражанию; сформировать умения выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

Приведем перечень обучающих игр-заданий, подобранных для Вали С.:

1. «Возьми игрушку»;

2. «Покорми, напои куклу»;

3. «Уложи куклу спать»;

4. «Вместе играем»;

5. «Угости кукол чаем»;

6. «Позвони по телефону»;

7. «Приведи куклу в порядок»;

8. «Цветные кубики»;

9. «Разбери и сложи матрешку»;

10. «Разбери и сложи пирамидки»;

11. «Найди парные картинки»;

12. «Поиграй с цветными кубиками».

В течение каждого учебного дня ребенку нужно было выполнить 4-5 игровых упражнений. Приведем примерное планирование содержания занятий с учетом пятидневной рабочей недели детского сада, выполненное в форме таблицы.

Планирование учебных занятий с Валей С.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1. «Возьми игрушку»

1. «Возьми игрушку»

1. «Покорми, напои куклу»

1. «Разбери и сложи матрешку»

1. «Разбери и сложи матрешку»

2. «Покорми, напои куклу»

2. «Покорми, напои куклу»

2. «Угости кукол чаем»

2. «Разбери и сложи пирамидки»

2. «Разбери и сложи пирамидки»

3. «Угости кукол чаем»

3. «Приведи куклу в порядок»

3. «Приведи куклу в порядок»

3. «Цветные кубики»

3. «Поиграй с цветными кубиками»

4. «Уложи куклу спать»

4. «Позвони по телефону»

4. «Уложи куклу спать»

4. «Поиграй с цветными кубиками»

4. «Позвони по телефону»

5. «Найди парные картинки»

5. «Цветные кубики»

5. «Цветные кубики»

5. «Найди парные картинки»

5. «Вместе играем»

В рамках контрольного этапа исследования мы разделили детей с отклонениями в овладении речью, ранее входивших в экспериментальную группу (ЭГ-1) констатирующего этапа исследования, на две равные группы: экспериментальную группу (ЭГ-2) и контрольную группу (КГ-2). Таким образом, каждая группа состояла из 4-х воспитанников. Мы сравнили показатели этих групп, подобрав диагностические задания по параметрам игровых действий и оценив эффективность выбранной нами методики.

В качестве примера положительной динамики речевого развития и уровня сформированности игровых действий приведем показатели Вали С.

У Вали С. логопедическое заключение «нерезко выраженные отклонения в овладении речью» было заменено на «обратимую задержку речевого развития». Разница между количественным показателем уровня речевого развития ребенка на констатирующем этапе и показателем, полученным в ходе контрольного этапа, составляет 72 балла.

Мы выявили у Вали С. следующие качественные улучшения:

1) активное использование в игре предметов-заменителей;

2) увеличение репертуара игровых замещений;

3) игровые действия стали полностью соответствовать предложенному сюжету;

4) началось активное оречевление игровых действий и их сопровождение постоянными фонациями;

5) появились процессуальная игра с элементами замысла и сюжетно-отобразительная игра;

6) в целом значительно улучшилось речевое развитие ребенка.

Приведем общие результаты нашего исследования:

1. В экспериментальной группе у двоих детей заметно улучшился уровень речевого развития: логопедическое заключение «нерезко выраженные отклонения в овладении речью» было заменено на «обратимую задержку речевого развития»; у других двоих детей заключение «нерезко выраженные отклонения в овладении речью» сохранилось.

В контрольной группе у двоих детей уровень речевого развития также улучшился: логопедическое заключение «нерезко выраженные отклонения в овладении речью» сменилось на «обратимую задержку речевого развития»; у других двоих детей сохранилось заключение «обратимая задержка речевого развития».

2. У двоих детей отрицательные количественные показатели состояния игровых действий изменились на положительные; у других двоих детей положительные значения данного параметра увеличились; у четырех детей – остались на прежнем уровне.

3. У пяти детей отрицательные количественные показатели оречевления игровых действий изменились на положительные; у двоих – значения данного параметра возросли; у одного ребенка показатели остались на прежнем уровне.

4. У большинства детей увеличился репертуар игровых замещений, началось активное оречевление игровых действий и их сопровождение постоянными фонациями; появилось заметное желание взаимодействовать со сверстником, совершать с ним совместные действия.

5. У троих детей было отмечено появление процессуальной игры с элементами замысла, и их игровые действия стали полностью соответствовать предложенному сюжету.

6. У 7-ми детей в целом улучшилось речевое развитие.

7. Отметим возрастание общего уровня и специфики игровых действий у детей экспериментальной группы.

8. Такая индивидуализация формирования игровых действий является эффективной, так как наблюдается заметное возрастание уровня развития и оречевления игровых действий.

Таким образом, мы видим, что направленное формирование игровых действий оказывает положительное влияние на речевое развитие детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.


Библиографическая ссылка

Бараш Е.Л. ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-4.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17404 (дата обращения: 13.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074