Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Федотова И.В. 1 Быкова М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «ВГАФК»
Обзор посвящен анализу особенностей психического и физического развития детей с нарушениями интеллекта. Отмечены недостатки физического развития и особенности двигательных навыков. Рассмотрена роль двигательно-координационных изменений, связанных с задержкой психического развития. Сделан вывод о возможном формировании у детей с нарушениями интеллекта изменений процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, замедленный темп развития локомоторных функций. Отмечен факт необходимости формирования специальной программы реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Описана роль действующего центра адаптивной физической культуры в совершенствовании процесса реабилитации детей с различными патологическими и предпатологическими состояниями. Указаны научно-методические подходы в работе центра, являющиеся новой мультидисциплинарной стратегией, нацеленной на осуществление научных исследований, быструю их трансляцию в практику, использование информационных технологий в управлении реабилитационным процессом, в том числе с созданием новых модулей кооперации педагога, ребенка и его семьи, а также подготовку кадров из числа студентов в рамках образовательного процесса.
дети с нарушениями интеллекта
особенности развития
реабилитация
1. Большевидцева И.Л. Анализ агрессивных проявлений у детей 10-12 лет с умственной отсталостью / И.Л. Большевидцева, И.С. Депутат // Вестник университета. – 2014. - № 1. – С. 45-48.
2. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. – М.: Асар, 2007. – 320 с.
3. Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. – М.: Советский спорт, 2004. – 104 с.
4. Демьянов, Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. – М.: Сфера, 2004. – 160 с.
5. Дробышева, С.А. Теоретические основы преподавания дисциплины «Адаптивное физическое воспитание». – Волгоград: ВГАФК, 2009. – 152 с.
6. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. – М.: Советский спорт, 2007. – 448 с.
7. Лубовский, В.И. Специальная психология: учебное пособие. – М.: «Академия», 2006. – 461 с.
8. Мозговой, В.М. Программа 5-11 классов коррекционно-образовательных учреждений VIII вида: учебное пособие. – 2000. – С. 179-223.
9. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М., 2008. – 400 с.
10. Федотова И.В., Стаценко М.Е., Бакулин В.С. Предикторы успешной адаптации и дизадаптации в постспортивном периоде//Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 134.
11. Филина, В.И. Влияние занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой на развитие внимания учащихся начальных классов// Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 2 (12). - С. 35-40.
12. Фомина Н.А., Ушакова М.Ю., Федотова И.В. Мультидисциплинарный подход к научно-методическому обеспечению деятельности центра АФК для детей с ограниченными возможностями здоровья//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2017.- №3.- с.74-77.
13. Фомина, Н.А. Интеллектуальное развитие ребенка в процессе музыкально-двигательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 10. - С. 62-65.
14. Хоботов, С.А. Программно-методическое обеспечение формирования координационных способностей у школьников с проблемами развития, проживающих в условиях Северных регионов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Хоботов Сергей Анатольевич. – Красноярск: КГПУ, 2006. – 21 с.
15. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.

Для нарушения интеллекта свойственно стойкое недоразвитие психики. Отмечаются элементы недостаточного развития, а в отдельных случаях атипичное развитие психических реакций на различных этапах процесса познания. В первую очередь нарушается процесс восприятия. У данной категории детей оно поверхностно [9]. Снижена или вовсе отсутствует способность к сравнению и сопоставлению. Отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действия приводит к тому, что их деятельность приобретает непоследовательный и необдуманный характер [4]. Проблемы, связанные с аналитической и сравнительной характеристикой психических процессов, несомненно, могут сказываться и на способности концентрировать внимание. Психическое качество - внимание у детей с нарушениями интеллекта характеризуется рассеянностью. Для них свойственна слабость произвольного внимания – заинтересованность такого ребенка можно привлечь только с помощью ярких предметов, картинок. Вместе с тем, на продолжительное время сконцентрировать его внимание представляется весьма сложным [6].

Рассеянность внимания, нарушения процессов восприятия являются неотьемлимыми составляющими формирования такого качества иентеллекта как память. Ведущие процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у ребенка с нарушениями интеллекта имеют характерные черты, так как развиваются на болезненной основе. Для них свойственно лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков. Сложнее ими понимаются и усваиваются внутренние логические связи [1]. Задержка в развитии детей с нарушениями интеллекта проявляется в познавательной деятельности, в особенностях их мышления. Дети не способны применять полученные знания и умения при изменении условий, обстоятельств, принимать решение в легко разрешимых ситуациях – все это вызывает затруднения. Специфика мышления ребенка с нарушениями интеллекта проявляется в отсутствии критики в отношении проделанной ими работы [4]. Воображение детей с нарушениями интеллекта отличает неполнота, отрывочность. Это происходит ввиду недостаточности жизненного опыта, слабости мышления. Следовательно, формирование воображения происходит на дефектной основе [2].

Следовательно, любые изменения привычной для ребенка обстановки могут стать факторами дизадаптивных изменений, способствующих формированию дизадаптивных моментов психоэмоционального характера. Отличительной чертой нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей с нарушениями интеллекта является непостоянство эмоциональных проявлений. Состояние радости без видимых причин оборачивается апатией, подавленностью [1,8]. В связи с отсутствием взаимосвязанной работы между первой и второй сигнальными системами отмечаются нарушения речевой деятельности. У ребенка с нарушениями интеллекта отстают в развитии все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются сложности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В этой связи возникают всевозможные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения [7].

Психоэмоциональные изменения, лабильность психики, трудности в обучении и формировании познавательных навыков, непосредственно, могут быть взаимосвязаны с психомоторными особенностями, формирующимися у детей с нарушениями интеллекта. Психомоторное недоразвитие выражается в замедленном темпе развития локомоторных функций, ограниченности движений. Движения неловкие. Отдельно стоит отметить слабо развитые тонкие и точные движения рук, предметную манипуляцию, жестикуляцию и мимику [3]. Нарушения физического развития проявляются в: - отставании в длине и массе тела; - ожирении; - нарушении осанки; - деформации стопы; - нарушениях в развитии грудной клетки; - низких показателях жизненной емкости легких; - деформации черепа, лицевого скелета [5].

Проблемы физического характера у детей с нарушениями интеллекта способствуют формированию локомоторных нарушений. Отмечаются недостатки в развитии основных движений: - замедленность, неуклюжесть; - ограниченные амплитуды в беге, прыжках, метаниях; - отсутствие легкости и плавности; - излишней напряженности и скованности [5].

Отмечаются отклонения в развитии физических качеств: - отставание от нормативных значений в показателях силы мышц туловища и конечностей (на 15-30%); - быстроты двигательных действий (10-15%); - выносливости (20-40%), скоростно-силовых качеств (15-30%), гибкости (10-20%) [15]. Наличие недостатков физических качеств может способствовать формированию сложнокоординационных навыков.

На сегодняшний день главным расстройством двигательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью считается нарушение двигательной координации. Движения любого уровня сложности создают у детей проблемы при выполнении. В виду органического поражения различных уровней мозговых структур, несогласованности работы между контролирующими и исполняющими органами, низкой сенсорной афферентации управлять всеми характеристиками одновременно ребенок с интеллектуальными нарушениями не в состоянии. Нарушения в координации движений обусловлены тем, что координационные способности изначально формируются на дефектной основе [3]. Нарушения координационных способностей имеют выражение в: неточности движений в пространстве и времени; - неспособности выполнять ритмические движения; - ошибках в дифференцировании мышечных усилий; - низком уровене способности к равновесию [14].

Следовательно, школьники с нарушениями интеллекта представляют собой группу детей, имеющих общие особенности, основной из которых является психофизический дефект. Нарушения интеллекта у них проявляются в их психомоторном недоразвитии. Отмечаются нарушения процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, замедленный темп развития локомоторных функций. В частности, низким является уровень развития координационных способностей.

Изучение вопросов адаптации/дизадаптации является важным звеном любого адаптационного процесса [10]. Очевидным становится факт необходимости формирования специальной программы реабилитационных мероприятий для детей с нарушениями интеллекта [13].

На базе Волгоградской государственной академии физической культуры при участии автономной некоммерческой организации социальной поддержки и развития физкультурно-спортивных инициатив "ИГРАЙ И ПОМОГАЙ" (г. Санкт-Петербург) в январе 2017 года начал функционировать Научно-практический центр адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья «Без границ». Порядка 100 детей с диагнозами детский церебральный паралич, синдром Дауна, аутизм и другими заболеваниями уже начали заниматься (Таблица).

Таблица

Характеристика контингента центра адаптивной физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья

             Хроническая патология

Частота встречаемости заболеваний, n

Колическтво человек, n

Врожденная миопия высокой степени

5

5

Сложный астигматизм

5

3

Сколиотическая болезнь 4 степени

5

5

Сколиотическая болезнь 3 степени

                 11

11

Сколиотическая болезнь 2 степени

                 31

27

Сколиотическая болезнь 1 степени

34

21

Юношеский артрит

1

1

Целиакия

1

1

Врожденная мышечная дистрофия

1

1

Врожденный порок развития позвоночника и спинного мозга

1

1

Атипичный аутизм

3

2

Задержка психического развития

8

8

Детский церебральный паралич

7

7

Тугоухость 2 степени, нарушения речи

4

4

Всего

117

94

Примечание: У некоторых детей отмечается наличие двух или нескольких хронических заболеваний одновременно

Среди диагнозов у детей имеются нарушения интеллекта. Разработаны авторские методики и оздоровительно-коррекционные программамы (гидрореабилитация, сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика, акробатика, йога, эстетическая гимнастика) [14,15]. Каждому ребенку помогает «наставник», обеспечивая индивидуальный подход к каждому занимающемуся (Рисунок).

Рисунок

Процесс адаптивного физического воспитания детей и юношей, занимающихся в Центре происходит по следующим приоритетным направлениям:

- комплексная психолого-педагогическая, медико-биологическая и социальная оценка развития ребенка, уровня адаптационных возможностей организма до, в процессе и после завершения занятий;

- использование различных видов двигательной активности в рамках адаптивной физической культуры детей и подростков, имеющих различные патологические состояния;

- помощь социально незащищенным детям и подросткам.

Таким образом, научно-методические подходы в работе Центра являются новой мультидисциплинарной стратегией, нацеленной на осуществление научных исследований, быструю их трансляцию в практику, использование информационных технологий в управлении реабилитационным процессом, в том числе с созданием новых модулей кооперации педагога, ребенка и его семьи, а также подготовку кадров из числа студентов в рамках образовательного процесса.

Выполнение программы научно-методического обеспечения в рамках работы Научно-практического центра адаптивной физической культуры на базе ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры» позволит: совершенствовать систему адаптивного физического воспитания; повысить качество жизни и эффективность процессов социализации и реабилитации детей инвалидов, лиц с отклонениями в состоянии здоровья; увеличить двигательные возможности и физическую активность детей с отклонениями в состоянии здоровья; создать предпосылки для обеспечения равных возможностей в образовании и развитии детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов; уменьшить количество инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, имеющих вредные привычки, в связи с приобщением их к здоровому образу жизни; изменить отношение общества к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями; существенно укрепить материально-техническую базу для детей-инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями интеллекта.


Библиографическая ссылка

Федотова И.В., Быкова М.А. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17290 (дата обращения: 25.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074