Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ: ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РФ

Череповская М.С. 1
1 Юго-Западный государственный университет
В связи с актуализацией проблем коррупции, данная статья посвящена рассмотрению административно-правовых механизмов противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы. В статье приведены так же нормативно-правовые акты Курской области в сфере противодействия коррупции. Правовые нормы являются основой антикорррупционной модели политики, которая непосредственно направлена на профилактику коррупционного поведения. В Российской Федерации за последние годы проведена серьезная работа по внедрению и разработке административно-правовых средств противодействия коррупции. В большинстве государственных органов, утверждены внутриорганизационные планы противодействия коррупции, кодексы служебного поведения и этики, по средством которых государственный служащий должен отдалиться от связи с коррупцией и нести определенную модель поведения не только на работе.
коррупция
административно-правовые механизмы
гражданская служба.
1. Алкаев, И. А. Государственная и муниципальная служба/ Алкаев И.А., Журавлев С.И., Изолитов А.С., Князева Т.С., Першин Е.А., Першина А.В., Петров И.В., Терешин А.П., Терешина Е.В., Туганов Ю.Н. Учебник для среднего профессионального образования / Москва, 2016. Сер. Профессиональное образование (2-е издание, переработанное и дополненное).
2. Боренштейн, А.Л. Федеральное законодательство о профессиональной оценке государственных гражданских служащих: общие положения и проблематика/ А.Л. Боренштейн/ Вестник Владимирского юридического института. 2016. № 3 (40). С. 47-51.
3. Ларина, Е.А. Коррупция в современном обществе/ Ларина Е.А., Золотарева Д.В. В сборнике: Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения/ Сборник материалов II международного круглого стола. 2016. С. 133-137.
4. Михайлова, Е.Н. Проблемные вопросы государственной службы в СССР/ Михайлова Е.Н., Горлов Д.В./ Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ, тенденции, перспективы сборник материалов Международной научно-практической конференции.- 2016. С. 88-93.
5. Хлопотной, А.В. Коррупция как фактор разрушения российской государственности и общности: проблемы и пути преодоления/ Хлопотной А.В., Белоусова Д.С., Шевцов А.Л. В сборнике: Ценности и нормы правовой культуры Сборник научных статей VI Международного круглого стола, посвященного дню рождения И. А. Ильина, русского философа и юриста. 2016. С. 341-344.

Одной из приоритетных задач во всех структурах власти Российской Федерации является противодействие коррупции. Для разрешения данных проблем происходит формирование основ антикоррупционной политики.

Административное правовое регулирование и противодействие коррупции по действующему законодательству в настоящее время относят к введенью всех уровней государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации. Актуальной является разработка модели антикоррупционного поведения государственных гражданских служащих, в связи с чем проводится модернизация данного направления. Прежде всего административно-правовая модель поведения государственных гражданских служащих основывается на методике решения проблем профессиональной служебной деятельности, а так же строгом соблюдении принципов антикоррупционной системы государственной службы и ее нормативно-правовое обеспечение[1].

Правовые нормы являются основой антикорррупционной модели политики, которая непосредственно направлена на профилактику коррупционного поведения.

В Российской Федерации за последние годы проведена серьезная работа по внедрению и разработке административно-правовых средств противодействия коррупции[3].

К таким средствам относят следующие:

  1. Разработан и реализуется на практике Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017гг., который призван совершенствовать правовые и организационные основы, повысить эффективность противодействия коррупции посредством данного плана.
  2. Создан ряд комиссий призванных обеспечить соблюдение требований к служебному поведению государственных служащих и урегулировать ведущие конфликты интересов. Основные направления работы этих комиссий это обеспечение соблюдения ограничений и запретов государственными служащими, а так же осуществление мер предупреждающих коррупцию.
  3. Ведется процесс совершенствования механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
  4. В рамках административной реформы взят курс на улучшение качества предоставления отдельных государственных услуг. Серьезные ожидания в данной сфере возложены на введение портала госуслуг, созданного в ходе реализации административной реформы.
  5. Отводится особое место процедуре оценки регулирующего воздействия, в ходе которой специалистами Минэкономразвития России анализируются проекты нормативно-правовых актов. Так за недолгий период действия этого нововведения были отклонены около 50% всех разработанных проектов в связи с содержанием в них административных барьеров.
  6. Проведены немаловажные изменения в сфере противодействия коррупции: например в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены ряд поправок и нововведений.

Следует так же сказать об органах государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих немаловажную работу в сфере формирования правовых, информатизационных и организационных механизмов противодействия коррупции. В каждом субъекте Российской Федерации разработано и принято региональное антикоррупционное законодательство, которое непосредственно соответствует международным, федеральным стандартам и нормам[2]. Регионы реализуют принятые программы и планы противодействия коррупции, внедряя унифицированные стандарты антикоррупционного поведения в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Так, в Курской области, приняты:

  • Закон Курской области от 11.11.2008 № 85-ЗКО "О противодействии коррупции в Курской области" ( с изменениями от 11.08.2016г.)
  • Постановление Губернатора Курской области "О мерах по противодействию коррупции";
  • План комитета социального обеспечения Курской области по противодействию коррупции на 2014-2016 годы, утвержденный приказом от 28.05.2014г. № 63л/с;
  • Постановление Губернатора Курской области от 31.03.2014 «О задачах органов исполнительной власти, органов местного самоуправлении, правоохранительных органов по противодействию коррупции»;
  • Постановление Губернатора Курской области от 3.09.2014 «О форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Курской области по вопросам противодействия коррупции».

Распространенной ошибкой регионального органа законодательной власти является дублирование федеральных норм. Не является эффективным выражение федеральных норма без учета специфики региона, а так же без содержания и объема компетенции органов региона[5].

Программы противодействия коррупции в России должны носить сугубо административно-правоприменительный характер, который требует детального правового регулирования, а не оперирование общими и абстрактными положениями.

Кроме федерального и регионального законодательства, которое направлено на борьбу с коррупцией гражданских служащих, в большинстве государственных органах, утверждены внутриорганизационные планы противодействия коррупции, кодексы служебного поведения и этики, по средством которых государственный служащий должен отдалиться от связи с коррупцией и нести определенную модель поведения не только на работе. Но и в повседневной жизни. Так международная некоммерческая организация Transparency International провела исследования и в рейтинге по «Индексу восприятия коррупции» Россия заняла в 2016 году 136 место, на ряду с такими странами как Иран, Нигерия, Ливан и др. В 2013 году Россия располагалась на 127 месте, а в 2012 на 133 месте, набрав в эти годы одинаковые баллы. Так данные указанные в исследованиях свидетельствуют, о потребности исполнения антикоррупционных норм[4].

Таким образом, перед Российской Федерацией стоит важная задача - создать такую государственную службу, при которой приоритетными будет противодействие коррупции и развитие профессионального уровня государственных служащих. В итоге, так же стоит отметить, что и федеральная и региональная законодательные власти проделали колоссальную работу по разработке административно-правовых мер в сфере противодействия коррупции государственных гражданских служащих. Несмотря на все это данную работу стоит беспрерывно планомерно продолжать, посредством чего обеспечивая принцип равенства всех перед законом и судом.


Библиографическая ссылка

Череповская М.С. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ: ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РФ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17239 (дата обращения: 25.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074