Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цыбулько В.В. 1
1 Донской Государственный технический университет (ФГБОУ ВО «ДГТУ»)
Статья посвящена компьютерному тестированию, обоснованы его основные преимущества, а также приведены проблемы, которые препятствуют активному развитию тестирования в образовании. На сегодняшний день методика проверки подготовленности учащихся является развивающейся областью, и на ее основе появляются инновационные техники и методики проверки качества образования. Данный инструментарий позволяет более качественно, а в некоторых случаях адаптивно, оценивать результаты обучения. Компьютерное тестирование является эффективным, но недостаточно используемым методом диагностики знаний и анализа образовательных достижений. Однако, несмотря на появившийся за последние годы интерес к данной проблематике, не все аспекты и проблемы достаточно полно рассмотрены в периодической печати. К примеру, недостаточно рассмотрены вопросы использования результатов компьютерного тестирования школьников для организации внутреннего мониторинга успеваемости в школе.
общее образование
информатизация образования
тест
компьютерное тестирование (кт)
компоненты компьютерного тестирования
проблемы внедрения кт.
1. Баранова, Ю.П. Компьютерное тестирование как эффективный способ контроля знаний // Современные научные исследования и инновации. 2012. – № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10008.
2. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 688 с.
3. Валеденский, В.Д. Информатика. Словарь компьютерных терминов // М: Аквариум, ИПТК (ЛОГОС) ВОС. – 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://eknigi.org/nauka_i_ucheba/171053-tolkovyj-slovar-po-informatike.html
4. Ефремова, Н.Ф. Тестирование и мониторинг: рекомендации учителю. //Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 3. С. 55.
5. Кофтан, Ю.Р. Задачи создания компьютерной обучающей среды открытого образования // Электронный учебник по информатике. [Электронный ресурс]. URL: http://works.doklad.ru/view/rpsd8-VnU/all.html
6. Рыжкин, А., Ефремова, Н. Современные измерители знаний (опыт тестирования) // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 15-20.
7. Умарова, У. Б. Использование компьютерного тестирования в подготовке кадров // Молодой ученый. – 2014. – №8. – С. 887-889.
8. Elena C. Papanastasiou Компьютерное адаптивное тестирование в образовании. Пер.: Семёнова Е.П. [Электронный ресурс]. URL: http://cblis.utc.sk/cblis-cd-old/2015/3.PartB/Papers/Science_Ed/Testing-Assessment/Papanastasiou.pdf.

Современный период развития общества ученые характеризуют насыщенным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивает распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство [1]. Неотъемлемой и значительной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

Информатизация образования – это довольно сложная современная тенденция, связанная с внедрением в учебно-образовательный процесс различного рода информационных средств, функционирующих на основе микропроцессоров, а также электронной продукции и новых педагогических технологий, опирающихся на использование ИКТ для обучения. Компьютерные технологии тестирования призваны стать неотъемлемой частью единого образовательного пространства и средством, значительно повышающим эффективность учебной деятельности школьников.

Прежде чем начать рассматривать данную тему, необходимо обратиться к словарю компьютерных терминов по информатике с целью выяснения точного определения термина тест. Согласно по словарям терминов тестирования [2, 3], дадим ряд основных определений.

Тестирование – это процесс не только измерения уровня подготовленности испытуемого, но и оценки соответствия знаний ученика экспертной (идеальной) модели знаний. Главная цель тестирования – обнаружение несоответствия этих моделей, оценка уровня их несоответствия. Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из заданного набора тестовых заданий.

Тест (test) – это проверка работоспособности аппаратуры или программы, обнаружение и устранение ошибок. Тестирование является важным этапом при разработке программного обеспечения.

Тестовое задание – это четкое и ясное задание по предметной области, требующее однозначного ответа или выполнения определенного алгоритма действий.

Тест – набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющих оценить соответствие знаний ученика экспертной модели знаний предметной области.

Тестовое пространство – множество тестовых заданий по всем модулям экспертной модели знаний.

Полный тест – подмножество тестового пространства, обеспечивающее объективную оценку соответствия между личностной моделью и экспертной моделью знаний.

Эффективный тест – оптимальный по объему полный тест.

С начала XXI века при проведении тестирования в образовании стали широко применяться информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В педагогических инновациях появилось отдельное направление – компьютерное тестирование, при котором предъявление тестов, оценивание результатов обучающихся и выдача результатов реализуются с помощью персонального компьютера (ПК), а также с использованием сети Internet [4].

Этап генерации заданий для компьютерного тестирования технологически может протекать по-разному, в том числе путем ввода в компьютер содержания бланковых тестов. На сегодняшний день по компьютерному тестированию имеются многочисленные публикации, разработаны программно-инструментальные средства для формирования и предъявления тестов. Данную проблематику в своих работах затрагивали многие современные авторы. В их числе Ефремова Н.Ф., Малыгин А.А., Умарова У.Б, Челышкова М.Б. и другие.

Однако, несмотря на появившийся за последние годы интерес к данной проблематике, не все аспекты и проблемы достаточно полно рассмотрены в периодической печати. К примеру, недостаточно рассмотрены вопросы использования результатов компьютерного тестирования школьников для организации внутреннего мониторинга успеваемости в школе. Таким образом, заявленная тема является актуальной и является одним из направлений, необходимых для автоматизации контроля результатов обучения учащихся образовательных учреждений. Целью данной работы является изучение проблем, которые препятствуют широкому применению результатов компьютерного тестирования в организации мониторинга внутри общеобразовательной школы.

Для результативной работы современного образовательного учреждения необходимо внедрение следующих компонентов:

  • проектная деятельность учащихся;
  • проведение уроков по различным предметам, с использованием компьютерной техники;
  • во время обучения закрепление всех предметов с использованием ИКТ;
  • организация и проведение стандартизированного и адаптивного компьютерного тестирования;
  • интенсификации учебной деятельности участников педагогического процесса с помощью применения средств информатизации.
  • создание условий для развития самостоятельности учащихся их целенаправленного взаимодействия с информационным пространством [5].

 

В настоящее время происходит поиск обучающих систем образования, способных усовершенствовать работу преподавательского состава и направленных на эффективную проверку знаний учащихся. Компьютерное тестирование в условиях общего образования является одной из самых удобных форм обучения и проверки знаний учащихся. Отечественные и зарубежные исследователи и педагоги считают, что использование тестирования при обучении, бесспорно, имеет существенные преимущества перед традиционными методами. Новые технологии позволяют:

  • использовать новые адаптивные алгоритмы обучения и тестового контроля;
  • использовать в тестах мультимедийные возможности образовательных программ с помощью компьютеров;
  • уменьшить объем бумажной работы и ускорить подсчет результатов, обеспечить их наглядность и доступность;
  • упрощать администрирование и проводить тестирование в любой период обучения;
  • обеспечивать комфортные условия работы для каждого тестируемого;
  • повышать секретность передаваемой информации, оперативность ее доставки пользователям и снижать затраты на организацию и проведение тестирования [1].

 

Одной из проблем, как показали результаты зарубежных исследований, является опыт работы на компьютерах, имеющийся у школьников, во многих случаях значительно влияет на надежность результатов выполнения теста [8]. Влияние опыта работы с компьютером на результаты тестирования незначительно, если в тест включены задания без инноваций с выбором ответов, поскольку от учащихся в подобных заданиях не требуется никаких сложных действий при выполнении теста. Если же на экране предъявлены инновационные типы заданий, широко использующих средства компьютерной графики и другие технологии, влияние компьютерного опыта на тестовый балл становится значительным. Таким образом, при компьютерном тестировании необходимо учитывать уровень владения персональным компьютером испытуемых, для которых предназначается тест [6].

Для аккумуляции воздействия опыта работы с компьютером на тестовые баллы рекомендуется ввести в оболочки для компьютерного тестирования особые инструкции и демонстрационные версии упражнения для каждой инновационной формы заданий. Необходимо также заранее ознакомить учащихся с интерфейсом, провести репетиционное тестирование и выделить в самостоятельные группы учащихся, не имеющих достаточного опыта работы с ПК, для того чтобы дополнительно обучить их или дать им бланковый тест. Влияние интерфейса пользователя на результаты компьютерного тестирования. Интерфейс пользователя включает доступные учащемуся функции и возможности движения по заданиям теста, элементы размещения информации на экране, а также общий визуальный стиль изображения информации.

Тестовая технология может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам [4]. В сочетании с другими видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

На сегодняшний день существуют и другие проблемы внедрения компьютерных тестов в общее образование. Существенным пробелом в профессиональном развитии современных учителей общеобразовательных учреждений остается их недостаточное знание в области информационных технологий. В первую очередь это сказывается на существенном снижении эффективности обучения школьников. Именно поэтому необходимо, чтобы современный учитель обладал знаниями в области компьютерных технологиях, был специалистом по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках. Однако если создание текстовых документов и электронных презентаций не является проблемой для преподавателей, то создание собственных компьютерных тестов вызывает значительные трудности. Не все учителя компетентны в плане самостоятельного написания тестов средствами программирования [7, С. 887-889].

Еще одной не маловажной проблемой внедрения компьютерного тестирования в школы является недостаточное оснащение школ компьютерным и мультимедийным оборудованием, а также специализированными лицензионными программными продуктами. Несмотря на то, что происходит активное оснащение школ компьютерным оборудованием, это не значит, что оно будет применимо.

Таким образом, главными проблемами при внедрении компьютерного тестирования в общеобразовательные учреждения на современном этапе развития является отсутствие у педагогов:

  • знаний в области педагогических измерений и опыта конструирования современных стандартизированных оценочных материалов;
  • умений и навыков работы с компьютерным оборудованием и программными продуктами;
  • специализированного программного обеспечения для создания тестовых заданий и оценки качества подготовленности школьников.

 

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что компьютерное тестирование является эффективным, но недостаточно используемым инструментарием диагностики знаний и анализа образовательных достижений. В то же время, использование компьютерного тестирования в подготовке кадров обеспечивает решение комплекса актуальных педагогических задач: создания предметных тестовых баз и средств автоматизированной обработки результатов тестирования обучаемых, наглядного представления и интеграции результатов тестирования, оперативного получения информации о достижениях. Компьютерное тестирование позволяет более качественно, а в некоторых случаях адаптивно, оценивать результаты обучения. Оно формирует условия для коррекции персональных и коллективных уровней обученности и может быть средством обоснованного принятия решений для управления качеством обучения. На сегодняшний день данная методика проверки подготовленности учащихся является развивающейся областью, и на ее основе появляются инновационные техники и методики проверки качества образования.


Библиографическая ссылка

Цыбулько В.В. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17236 (дата обращения: 25.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074