Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАХОДКИНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

Шпатаковская И.С. 1
1 ПАО АКБ "Приморье"
Малое предпринимательство в Российской Федерации, будучи новым экономическим явлением 25 лет назад, в настоящее время состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. Малые предприятия - это рабочие места для граждан. Около одной пятой валового внутреннего продукта Российской Федерации, а во многих субъектах Российской Федерации треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями. Вместе с тем вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. В последние годы динамика развития малого предпринимательства является отрицательной. Недостаточное внимание к специфике деятельности малого предпринимательства при разработке и реализации регуляторных решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу предпринимателей в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки.
развитие и поддержка малого предпринимательства
находкинский городской округ
муниципальная программа
1. Федеральный Закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
2. Федеральный Закон от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
3. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. №1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»
4. Закон Приморского края от 01.07.2008 г. № 278-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае»
5. Решение Думы Находкинского городского округа от 27.02.2013 г. № 155-НПА «О создании условий для обеспечения жителей Находкинского городского округа услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействия развитию малого и среднего предпринимательства»
6. Постановление администрации НГО от 14.12.2016 г. № 1372 «О создании Совета по малому и среднему предпринимательству при администрации Находкинского городского округа»
7. Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы», утвержденная распоряжением от 29 августа 2014г. № 1598
8. Устав Находкинского городского округа от 18 мая 2005 года

Находка стремительно меняется. Государственные, муниципальные проекты и масштабные частные инвестиции призваны помочь малому предпринимательству раскрыть все преимущества города, реализовать заложенный в нем мощный потенциал.

В целях поддержки и развития малого предпринимательства государством и краевой администрацией приняты ряд федеральных законов и постановлений, упрощающих процедуру регистрации, ведения налоговой и бухгалтерской отчетности, наличием льгот, дополнительного финансового стимулирования, появляется возможность осуществлять поставки и выполнять работы для нужд государства.

Актуальность - развитие рыночных отношений в стране тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов малого предпринимательства. Малое предпринимательство выполняет роль инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения. Развитие малого предпринимательства способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка, сокращению числа безработных, решению важных социальных проблем в регионах.

Вместе с тем малому предпринимательству в России приходится сталкиваться с серьезными трудностями, среди которых можно выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта. Поддержка малого предпринимательства должна стать одним из приоритетов экономической политики государства. Разработка и внедрение действенного механизма поддержки малого предпринимательства возможны на основе глубокого анализа его сущности и выявления основных закономерностей и тенденций на всех этапах его развития.

Цель – изучение особенностей реализации программ поддержки малого предпринимательства в Находкинском городском округе.

Задачи - рассмотреть роль малого предпринимательства в функционировании муниципального образования и развитие системы поддержки малого предпринимательства в России; исследовать систему поддержки малого предпринимательства на территории Находкинского городского округа; проанализировать систему поддержки малого предпринимательства на территории Находкинского городского округа.

Научная новизна состоит, прежде всего, в комплексном анализе организации системы поддержки малого предпринимательства.

Методы исследования - описательный метод позволил собрать теоретический материал по основным концептуальным подходам к реализации программ поддержки малого предпринимательства; структурно-функциональный подход, с помощью которого выявлены принципы организации системы поддержки и развития малого предпринимательства; метод морфологического анализа определяет результат работы в качестве эффективного решения проблемы организации системы поддержки малого предпринимательства; кроме указанных подходов применялись также теоретический и сравнительно-сопоставительный методы исследования, которые позволили собрать, проанализировать необходимую информацию и сделать выводы по проделанной работе.

Создание условий для развития благоприятного предпринимательского климата, конкуренции и развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества является главным направлением реализации муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Находкинского городского округа.

Малое и среднее предпринимательство - это неотъемлемая часть экономики Находкинского городского округа, фундаментальная основа ее функционирования.

Уровень развития малого и среднего предпринимательства является одной из важнейших характеристик муниципальной экономики, поскольку формирует цивилизованные рыночные отношения, способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближает производство товаров и услуг к конкретным потребителям; обеспечивает самозанятость населения, создает значительную долю рабочих мест, в значительной степени способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия.

В целях принятия действенных мер по развитию малого предпринимательства на местном уровне, администрацией Находкинского городского округа осуществляется реализация муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы» с лимитом денежных средств в размере 5 280,0 тыс. руб. [7].

Мероприятия Программы разработаны в соответствии с Законом Приморского края от 01.07.2008 г. № 278-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» [4]. Основными направлениями Программы являются: информационно-консультационная, финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства, совершенствование правовой базы и снижение административных барьеров, инновационное развитие предпринимательства, поддержка предпринимательской инициативы молодежи.

В целях осуществления мероприятий Программы в 2016 году принято Постановление администрации Находкинского городского округа от 14.12.2016 г. № 1372 «О создании Совета по малому и среднему предпринимательству при администрации Находкинского городского округа». Совет создан для организации взаимодействия органов местного самоуправления и объединений субъектов малого предпринимательства по вопросам развития предпринимательства, оптимизации нормативно-правовых актов, разработки и реализации программ развития и поддержки предпринимательства, проведению анализа проблем и разработке предложений по их решению, формирования положительного имиджа малого предпринимательства, привлечения граждан для участия в предпринимательстве [5].

Помимо нормативно-правовой помощи, существует ряд организаций, оказывающих поддержку субъектам малого предпринимательства, такие как Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства, Гарантийный фонд Приморского края, Центр развития экспорта Приморского края, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Инвестиционное агентство Приморского края.

Вышеперечисленные организации призваны оказывать поддержку субъектам малого предпринимательства в привлечении средств, в увеличении объемов продаж, в организации информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения.

По состоянию на конец декабря 2016 года общая численность проживающих в Находкинском городском округе составляет 152,5 тыс. человек. Число малых предприятий – 3 217 единиц. Занято в малом предпринимательстве 21,6 тыс. человек, что составляет 14,2% от общей численности города. Оборот малых предприятий Находкинского городского округа в 2016 году составил 36,9 млн. руб., что составляет около 30% в общем обороте за год. Доля налоговых поступлений в бюджет Находкинского городского округа в 2016 году от субъектов малого и среднего предпринимательства составила 18%.

Сложившаяся структура малых и средних предприятий Находкинского городского округа практически не меняется в последние годы. В отраслевой структуре наибольший удельный вес занимает оптовая и розничная торговля, на долю которой приходится около 34%. Привлекательность данной сферы объясняется, прежде всего, относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом. Не отстают в развитии такие виды экономической деятельности как операции с недвижимым имуществом, на долю которых приходится - 17%, транспорт и связь - 16%, строительство - 10%, обрабатывающее производство - 7% и прочие услуги - 4%.

Основным источником финансирования деятельности сферы малого и среднего предпринимательства по-прежнему остаются собственные средства предпринимателей. Привлечение заемных и кредитных ресурсов остаётся для предпринимателей достаточно проблематично, особенно на первоначальном этапе построения предпринимательства [8].

Несмотря на очевидную роль малого и среднего предпринимательства в экономике города, есть ряд проблем, сдерживающих его развитие. Наиболее значимыми и влияющими на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Находкинского городского округа являются:

  • недостаток стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств для развития предпринимательской деятельности;
  • невысокий уровень развития системы информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • недостаток доступных производственных площадей;
  • неурегулированность социально-трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства;
  • неразвитость инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • слабая общественная активность предпринимателей, их разобщенность, недостаточная развитость общественных объединений предпринимателей.

Комплексный характер взаимосвязанных проблем в секторе малого и среднего предпринимательства определяет необходимость концентрации и координации финансовых, имущественных и организационных ресурсов, взаимодействия органов власти всех уровней, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства и бизнес-сообщества для решения задач ускоренного развития малого и среднего предпринимательства.

Наиболее предпочтительным инструментарием, обеспечивающим максимальную эффективность координации и управления муниципальными ресурсами и финансами всех уровней, является программно-целевой метод, который предполагает увязку в рамках программы значительного множества мероприятий по целям, содержанию работ, их исполнителям и ресурсам. В случае при неполном решении проблем по отдельности суммарные затраты на это значительно превысят те, которые потребовались бы при комплексном решении той же группы проблем.

Действующая муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы» разработана в соответствии нормативно-правовыми актами:

- Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1];

- распоряжением администрации Находкинского городского округа от 19.05.2014 г. № 272-р «О разработке муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы»;

- Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 179);

- Уставом Находкинского городского округа [8].

Программа утверждена Постановлением Администрации Находкинского городского округа от 29 августа 2014 г. № 1598. Ответственным за реализацию данной Программы является Управление экономики, потребительского рынка и предпринимательства администрации Находкинского городского округа. Муниципальная программа реализуется в 2015-2017 годах в один этап.

Цель Программы: обеспечение благоприятных условий для создания и развития малого и среднего предпринимательства на территории Находкинского городского округа.

Задачи Программы:

  • совершенствование правовых, организационных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • совершенствование механизмов предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам;
  • поддержка предпринимательской инициативы по созданию собственного дела, формирование положительного имиджа предпринимательства среди населения и молодежи;
  • повышение экономической устойчивости и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства Находкинского городского округа [7].

Целевые индикаторы и показатели Программы: количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тысяч человек населения: 2015 год - 499,270 единиц; 2016 год - 502,446 единиц; 2017 год - 504,034 единиц. Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций: 2015 год – 41,66 %; 2016 год - 41,72 %; 2017 год – 41,75 %.

Финансирование мероприятий муниципальной программы на 2015 - 2017 годы запланировано за счет средств бюджета Находкинского городского округа, краевого и федерального бюджетов. Общий объем средств на реализацию программы 5 280,0 тыс. руб. (в 2015 – 1 300 тыс. руб., в 2016 – 1 980 тыс. руб., в 2017 – 2 000 тыс. руб.) [7].

Ожидаемые результаты реализации программы. Реализация мероприятий муниципальной программы позволит достичь следующих показателей:

  • количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) на 10 тысяч человек населения с 499,270 ед. до 504,034 единиц к 2017 году;
  • доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций с 41,664 % до 41,754 % к 2017 году.

Проведение мероприятий, призванных повысить предпринимательскую грамотность владельцев собственного дела, является одним из важных направлений работы Управления экономики, потребительского рынка и предпринимательства администрации Находкинского городского округа.

Обобщающими показателями результатов муниципальной программы являются эффективность и результативность мероприятий.

Так в 2015 году на реализацию программы было запланировано 1 300,0 тыс. руб., по факту израсходовано 1 294,0 тыс. руб. Была осуществлена финансовая и нефинансовая поддержка малого предпринимательства.

В ходе реализации программы в 2015 году финансовую поддержку получили два субъекта малого предпринимательства на сумму 500,0 тыс. руб., в виде субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей за оборудование.

Нефинансовая поддержка включала в себя информационную поддержку, формирование положительного имиджа предпринимательства, повышение предпринимательской грамотности, консультирование и оказание методической помощи по вопросам ведения предпринимательской деятельности, привлечение предприятий города к участию в муниципальных и региональных конкурсах, имущественную поддержку.

На проведение вышеуказанных мероприятий было запланировано 800,0 тыс. руб., из которых фактически израсходовано 794,0 тыс. руб.

Оказание информационной поддержки субъектов малого предпринимательства осуществлялось путем обеспечения функционирования веб-страницы «Малый и средний бизнес Находки» на официальном сайте Находкинского городского округа в сети Интернет.

В ходе реализации Программы в 2015 году были проведены различные конкурсы, такие как «Лучший по профессии», «Лучший молодежный бизнес проект». Организованы и проведены ярмарки с привлечением местных производителей. Привлечены к участию в конкурсе «100 лучших товаров России» 9 компаний города. Проведено 97 индивидуальных консультаций начинающим предпринимателям. Проведено 4 заседания Совета по малому и среднему предпринимательству.

Всего в 2015 году проведено 20 мероприятий (3 ярмарки, 4 конкурса, 13 семинаров), в которых приняло участие 472 предпринимателя.

В 2016 году на реализацию программы было запланировано и потрачено 1 980,0 тыс. руб. Была осуществлена финансовая и нефинансовая поддержка малого предпринимательства.

На финансовую поддержку израсходовано 1 180 тыс. руб. Финансовую поддержку получили два субъекта малого предпринимательства на сумму 1 180,0 тыс. руб., в виде субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей за оборудование.

Нефинансовая поддержка включала в себя информационную поддержку, формирование положительного имиджа предпринимательства, повышение предпринимательской грамотности, консультирование и оказание методической помощи по вопросам ведения предпринимательской деятельности, привлечение предприятий города к участию в муниципальных и региональных конкурсах, имущественную поддержку.

На проведение вышеуказанных мероприятий было запланировано и потрачено 800,0 тыс. руб.

В 2016 году были проведены семинары, тренинги, мастер-классы, деловая игра, конкурсы. Привлечены к участию в конкурсе «100 лучших товаров России» 7 компаний города. Организованы и проведены ярмарки с привлечением местных производителей. Проведена выставка-дегустация товаров города в рамках работы делегации города побратима Донхе, осуществляющего дружественный визит в Находку. Оказана имущественная помощь путем передачи во владение и пользование муниципального имущества в количестве 39 единиц, площадью 2,6 тыс. кв.м.

Всего проведено 14 мероприятий, в которых приняло участие 654 предпринимателя.

На 2017 год запланировано финансирование Программы в размере 2 000 тыс. руб.

С начала 2017 года в рамках реализации Программы были проведены тренинги, семинары, конкурс «Лучший молодежный бизнес-проект».

Таким образом, можно сделать следующие выводы, малое предпринимательство в Находкинском городском округе развивается, но при этом имеются определенные проблемы, зачастую связанные с низкой активность граждан и административными барьерами.

С целью поддержки и развития малого предпринимательства приняты ряд Федеральных законов и постановлений регионального уровня. В Находкинском городском округе действует целевая программа по развитию малого предпринимательства на 2015-2017 годы.

В сфере малого предпринимательства занято 14% численности города, с оборотом 30% от общего оборота города, доля налогов в бюджет составляет 18%.

Подводя предварительные итоги хода реализации Программы в 2015-2016 годах, можно сказать, что с каждым годом более весомым становится вклад малого предпринимательства в социально-экономическое развитие города. Программа позволила провести планомерную работу по созданию благоприятного предпринимательского климата в Находкинском городском округе. Эффективность реализации Программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 годы» оценивается как высокая. Предложение по реализации Программы – рекомендуется продолжить работу по совершенствованию существующих механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства, а также продолжить финансирование муниципальной программы в 2017 году.

Кроме того, Управлению экономики, потребительского рынка и предпринимательства администрации Находкинского городского округа рекомендовано разработать и утвердить Программу «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Находкинского городского округа на 2018-2020 годы».


Библиографическая ссылка

Шпатаковская И.С. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАХОДКИНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17175 (дата обращения: 25.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074