Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЗНАНИЕ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гребеник А.А. 1
1 НИУ БелГУ
В статье рассматриваются технологии внедрения дистанционного обучения и инструментов поддержки дистанционного обучения, а также необходимость требования к средствам создания учебных курсов и технологической поддержки дистанционного обучения. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что дистанционное обучение развивается в России и требует решения проблем его организации. Цель статьи заключается в исследовании процесса дистанционного обучения в России. Ведущими подходом к исследованию этой проблемы являются анализ, обобщение. Основные результаты статьи общая картина дистанционного обучения в нашей стране: развитие, направления, нормативно-правовые аспекты и проблемы. Перечислены основные вузы, осуществляющие дистанционное обучение и центры дистанционного образования. Материалы статьи могут быть полезными для дальнейшего исследования дистанционного образования и его усовершенствования, путем решения выявленных проблем.
дистанционное обучение
знание-ориентированный
информационная
кейс-технологии
tv-технология
клиент-сервер
интернет-технологи.
1. Бухарина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр Академия, 2012. 368 с.
2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. М.: Академия, 2013.
3. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Издательский сервис», 2013. Изд. 2-е. М.: Ритм, 2005.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: ИЦ «Академия», 2011.
5. Интеллектуальное информационное обеспечение социологического анализа систем дистанционного образования / В.А. Ломазов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2007. № 4. С. 48-54.
6. Мониторинг региональных экономических процессов как неотъемлемая часть экономической рыночной системы / Н.Л. Глекова // Территория науки. 2007. № 1. С. 16-24.
7. Вовченко А.И., Добрунова А.И., Ломазов В.А., Маторин С.И., Михайлова В.Л., Петросов Д.А. Анализ сложных динамических систем на основе применения экспертных технологий // Монография / Белгород, 2013. - 157 с.

Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

Во всех странах мира наблюдается рост числа студентов, которые обучаются дистанционно, растет и число вузов, использующих эти технологии в учебном процессе; создается большое число международных образовательных структур и т. д. Современное образование – это интеграция содержания и технологий обучения. Среди средств технологической поддержки дистанционного обучения выделяют три основные группы: кейс-технология, ТV-технология и сетевые технологии. [1]

При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс). Данный набор пересылается учащемуся для самостоятельного изучения с периодическим обращением к преподавателям-консультантам (тьюторам) в созданные для этих целей Учебные центры. В частности, к данной группе относится традиционная технология заочного обучения. Заочное обучение – по почте – существует более 100 лет. Считается, что при достаточной мотивации студент в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин.

 TV-технология, как следует из ее названия, основана на использовании телевизионных лекций. К сетевым технологиям относятся интернет-технология и технология клиент-сервер в локальных вычислительных сетях. В интернет-технологии интернет используется для обеспечения студентов учебно-методическими материалами, а также для интерактивного взаимодействия между преподавателями и студентами.

В последнее время технология Интернет вытесняет другие формы. Это связано с тремя обстоятельствами  [2]:

1) техническое развитие интернет-технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;

2) простота подключения к сети Интернет;

3) низкая стоимость подключения.

 Интернет-технология дистанционного обучения имеет очень существенные преимущества перед другими. Она позволяет обучаться по индивидуальному расписанию, имея постоянный контакт с преподавателями, другими студентами и администрацией учебного центра. Возможность связи «многих со многими» является принципиальным отличием интернет-технологии от других технологий дистанционного обучения, создается эффект «присутствия» и порождается явление под названием «виртуальный университет».

Интернет-технология является сегодня самым современным и перспективным средством технологической поддержки дистанционного обучения. Её целесообразно рассматривать в сочетании с технологиями CD-ROM. Содержательная часть курсов может поставляться на компакт-дисках, что обеспечивает удешевление поставки и избавляет от необходимости иметь хороший канал выхода в Интернет. А Интернет целесообразно использовать для интерактивного общения студента и для оперативного получения справочной и дополнительной информации. Вышеизложенный подход составляет основу технологии веб-CD – наиболее перспективной на данный момент для технической поддержки дистанционного обучения [3].

Сегодня имеются технические возможности для того, чтобы студент, находящийся на огромном расстоянии от учебного центра, прослушал и просмотрел лекцию ведущего профессора, принял участие в видеоконференции или получил консультацию, выполнил компьютерный лабораторный эксперимент. При этом возникает опасность некачественного обучения, ведь учебные курсы в Интернете предлагают не только крупные университеты, но и малоизвестные компании. [4]

Необходимые требования к средствам создания учебных курсов и технологической поддержки дистанционного обучения можно сформулировать следующим образом:

  1. Инструментальное средство должно быть ориентировано на специалистов-предметников, преподавателей.
  2. Интернет-технология не должна восприниматься как догма при создании дистанционных курсов. К наиболее удачным ее видам можно отнести технологию веб-CD, которая предполагает, что основной информационный объем поставляется на компакт-дисках, а информационная система сама обеспечивает актуальное обновление по каналам Интернета.
  3. Инструментальное средство должно обеспечивать технологическую поддержку всего жизненного цикла (фазы проектирования, разработки, сопровождения, возможности модернизации), всех компонент дистанционного курса.
  4. Желательно также представить студенту и преподавателю наглядные средства визуализации, планирования и выбора образовательной траектории. Необходимость веб-CD-технология: компакт-диск и Интернет этого обусловливается требованиями гибкости и вариативности не столько в рамках самого курса, сколько в рамках системы образовательных курсов. [5]

Для максимальной эффективности курсов ДО необходимо использование наиболее высокоуровневых компьютерных и интернет-технологий. При этом следует отметить и эффект обманчивой простоты и прозрачности современных интернет-приложений и средств разработки приложений. Следствием является неверное определение целей и задач при внедрении ДО, неоправданные вложения в разработку учебных материалов для ДО, затягивание сроков производства учебных материалов ДО, когда длительность цикла разработки курса сопоставим со сроком его использования. [6] Использование в качестве инструментов интернета и других систем передачи данных «сблизит» преподавателя и студента, находящих далеко друг от друга, приблизит дистанционное образование к традиционному, к непосредственному общению преподавателя со студентом, лектора с аудиторией, групповым семинарским занятиям, апробированными столетиями. Именно поэтому дистанционное обучение часто называют формой обучения XXI в. [7] В России и за рубежом накоплен значительный опыт дистанционного обучения. Становится очевидным, что научно-исследовательская и практическая работа над проблемами дистанционного обучения, методического, методологического и технического обеспечения дистанционного образования должна быть постоянной и непрерывной. Можно быть уверенными, что результаты такой работы принесут реальные плоды в современный образовательный процесс, а вместе с тем в развитие систем телекоммуникаций. 


Библиографическая ссылка

Гребеник А.А. ЗНАНИЕ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17174 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674