Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Маджугина М.А. 1
1 Омский государственный технический университет
В статье описано исследование уровня креативности студентов дизайнеров первого и четвертого года обучения с использованием психодиагностических методик. Выявлена зависимость средних показателей уровня креативности студентов от года обучения. Сделан вывод о том, что креативность поддается формированию и развитию, из чего следует необходимость изучения методов и способов развития креативности при обучении будущих дизайнеров в высшей школе. Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что студенты-дизайнеры 4 года обучения демонстрируют в целом более высокий уровень креативности, чем студенты-дизайнеры 1 года обучения. Встает вопрос об изучении значимости различий в исследуемых показателях креативности, существовании прямых либо обратных корреляций и влияния отдельных показателей креативности друг на друга, а также постановка проблемы изучения ценностного и мотивационного аспектов развития креативности.
креативность
творческое мышление
уровень креативности
диагностика креативности
развитие креативности
1. Вишнякова, Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Москва, 1996.
2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965. С. 433–456.
3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
4. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Мастера психологии/ Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 443 с.
5. Маслоу А. Г. На подступах к психологии бытия / Пер. с англ. // М.: «Рефл-бук» - К.: «Ваклер», 1997. 304 с.
6. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководоство / Е. Е. Туник. – СПб.: ИМАТОН, 1998. – 171 с.

В различных отраслях профессиональной деятельности современного общества креативность выступает как один из ведущих факторов успешности человека. В перечне требований, которые предъявляются к кандидатам на различные должности, все чаще встречаются креативность и творческое мышление. Креативность обеспечивает возможность быстрой адаптации личности к стремительно изменяющейся реальности и таким образом становится залогом профессиональной успешности человека.

С одной стороны, вся профессиональная деятельность это в какой-то степени творческий процесс, включающий в себя отыскание оригинальных идей или создание новых решений. Для успешного функционирования в любом направлении деятельности необходимо обладать креативностью, умением отказываться от стереотипных приемов и методов, своевременно находить и принимать эффективные оригинальные решения, хорошо ориентироваться в новом контексте. С другой стороны, существует перечень профессий, для успешного функционирования которых, креативность и творческий подход является основополагающей характеристикой личности. Одной из таких профессий является профессия дизайнера.

Дизайнерская деятельность, которая выделилась в отдельную профессию достаточно недавно, является динамично развивающейся и проникает практически во все сферы жизнедеятельности человека. Как в России, так и за рубежом, укрепляются позиции основных направлений дизайна, а также активно зарождаются новые его виды. Профессия дизайнера направлена на создание индивидуальных, своеобразных объектов, отличающихся от общей массы, обладающих индивидуальным своеобразием и требующих особого восприятия. В связи с этим, данный вид профессиональной деятельности предполагает высокий уровень творческого мышления, а креативность рассматривается как одно из основных профессиональных качеств дизайнера. Таким образом, перед высшими учебными заведениями ставится задача подготовки таких дизайнеров, которые обладают высокой способностью к творчеству.

Исследованию креативности посвящены работы таких зарубежных и отечественных исследователей как Е. П. Торренс, Дж. Гилфорд, Р. Дилтс, К. Роджерс, П. Эдварс, А. Х. Маслоу, С. А. Медник, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. М. Теплова. В работах данных авторов креативность рассматривается как способность к творчеству, как стремление личности к творчеству, изучаются качества личности и типы мышления, влияние образовательной среды на формирование креативности, разрабатываются и классифицируются креативные методы и техники профессиональной деятельности [2,3,5].

На сегодняшний день разные авторы высказывают предположение о том, что креативность поддается формированию и развитию [4], из чего следует необходимость изучения методов и способов развития креативности и возможности их применения при обучении будущих дизайнеров в высшей школе. Для подтверждения гипотезы о том, что творческое мышление может развиваться либо формироваться в процессе обучения студентов-дизайнеров и, следовательно, уровень креативности может расти, было проведено эмпирическое исследование особенностей уровня креативности студентов в зависимости от года обучения.

Объектом исследования является уровень креативности личности. Предмет исследования – зависимость уровня креативности студентов-дизайнеров от года обучения. Цель исследования заключается в изучении зависимости уровня креативности и творческого мышления студентов-дизайнеров от года обучения. В качестве теоретической гипотезы исследования выступило предположение о том, что существуют зависимость уровня креативности и творческого мышления студентов-дизайнеров от года обучения.

Исследование проводилось на базе Института дизайна и технологий Омского государственного технического университета, кафедра «Дизайн костюма». Выборку исследования составили 30 студентов 1 и 4 курсов, в возрасте от 18 до 21 года, обучающиеся по соответствующему направлению подготовки. В процессе исследования испытуемые были разбиты на две группы. Первую группу составили студенты 1 курса – 15 человек, вторую группу составили студенты 4 курса – 15 человек.

При выборе методик для сбора фактического материала учитывались следующие факторы: доступность методики для изучаемого контингента, возможность статистической обработки результатов, а также соответствие целям и задачам исследования. Основной методический инструментарий составили тест Е. Торренса, в адаптации Е. Е. Туник [6] и методика «Креативность» Н. Ф. Вишняковой [1]. Обработка результатов осуществлялась по пяти показателям креативности – беглости, оригинальности, абстрактности названия, сопротивлению замыканию и разработанности, а также по восьми креативным качествам – творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение, интуиция, эмоциональность, чувство юмора и творческое отношение к профессии.

Рис. 1 Соотношение средних показателей креативности студентов 1 и 4 года обучения

Стратегия исследования состояла в последовательной реализации нескольких этапов. Задачей первого этапа стало определение средних показателей креативности для студентов первого и четвертого года обучения и их сравнение. Показатели средних значений представлены на рис. 1. Среднее значение для всех студентов первого курса по методике Н. Ф. Вишняковой составило 6,45 балла, по методике Торренса – 40,02 балла. Среднее значение для обучающихся на 4 курсе по методике Н. Ф. Вишняковой и методике Торренса составило 7,17 и 52,5 балла соответственно. Средние баллы по двум методикам составили 23,24 для обучающихся 1 курса и 29,82 для обучающихся 4 курса. Таким образом, уровень креативности студентов 4 года обучения выше уровня креативности студентов 1 года обучения как по методике Торренса и методике Вишняковой, так и по среднему значению для обеих методик.

Таблица 1

Средние значения индексов креативности по методике «Креативность»

 

1 курс

4 курс

Увеличение показателя, %

Творческое мышление

6,4

7,2

12,5

Любознательность

6,2

6,8

9,7

Оригинальность

7,5

8

6,7

Воображение

6,3

6,4

1,6

Интуиция

7,3

7,6

4,1

Эмпатия

6,6

7,7

16,7

Чувство юмора

5,5

6,1

10,9

Отношение к профессии

5,8

7,3

25,9

 

На втором этапе были изучены различия количественных показателей по каждой из шкал, характеризующих креативность. Результаты сравнения показателей по методике «Креативность» представлены в табл. 1. В целом по всем индексам креативности студенты четвертого курса демонстрируют более высокий уровень показателя по сравнению с первым курсом. Некоторые показатели – такие как «оригинальность», «воображение» и «интуиция» – незначительно увеличены в пользу 4 курса, на 6,7 %, 1,6% и 4,1% соответственно. Более заметные различия наблюдаются по показателям «любознательность», «чувство юмора», «творческое мышление» и «эмпатия». Следует отметить, что максимально – на 25,9 % – в процессе обучения увеличился индекс «отношение к профессии», что позволяет предположить связь развития креативности с мотивационной сферой личности и формированием в процессе обучения устойчивой ценностной ориентации, связанной с выбранной профессией.

Таблица 2

Средние значения показателей креативности по методике Торренса

 

1 курс

4 курс

Изменение показателя, %

Беглость

31,8

36,6

15,1

Оригинальность

22,5

25,1

11,6

Абстрактность названия

17,2

14,1

-18,0

Сопротивление замыканию

14,9

16

7,4

Разработанность

113,7

170,7

50,1

 

В табл. 2 представлены результаты сравнительного анализа показателей, полученных по методике Торренса. По таким показателям креативности как «беглость», «оригинальность» и «сопротивление замыканию» уровень четвертого курса выше, чем уровень первого (на 15,1%, 11,6% и 7,4% соответственно). По шкале «абстрактность названия» показатель студентов 1 курса на 18% выше, чем студентов 4 курса, а показатель «разработанность» отличается на 50% в пользу четверокурсников. Это может свидетельствовать о том, что в процессе обучения дизайну максимальное развитие получают художественно-изобразительные навыки студентов, тогда как вербальная креативность развивается не столь интенсивно. С другой стороны, показатель «разработанность» для такой выборки как студенты-дизайнеры, не является ключевым, так как умение хорошо рисовать является скорее отличительной характеристикой их профессиональной деятельности, а не показателем креативности.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что студенты-дизайнеры 4 года обучения демонстрируют в целом более высокий уровень креативности, чем студенты-дизайнеры 1 года обучения. Встает вопрос об изучении значимости различий в исследуемых показателях креативности, существовании прямых либо обратных корреляций и влияния отдельных показателей креативности друг на друга, а также постановка проблемы изучения ценностного и мотивационного аспектов развития креативности. Подробное изучение и анализ существующих методик, техник и подходов к обучению студентов-дизайнеров, которые применяются в Институте дизайна и технологий ОмГТУ, позволит выявить основные аспекты развития креативности в процессе обучения дизайнеров и разработать дополнительные методики, делающие упор на формирование творческого мышления.


Библиографическая ссылка

Маджугина М.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17137 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674