Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Дворникова А.С. 1
1 Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н.Толстого
В наше время выбор профессии является наиболее актуальным. От выбранной подростком профессии зависит его дальнейшее будущее, что является немалозначимым. Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание подросткам психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных учреждениях профессионального образования. Наличие образования уже не обеспечивает автоматически профессиональную карьеру. По данным органов управления образованием, значительная часть выпускников школ не имеет сформированных планов профессионального самоопределения и не делает осознанного выбора профессии. Профессиональная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии подростком решения о выборе направления и места его дальнейшего обучения. А также она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
подросток
профессиональная ориентация
самоопределение
1. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. - МПСИ, 2002.
2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
3. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. - М., 2008.
4. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Академия,2014.
5. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2007. -128 с.

Актуальность проблем, связанных с различными аспектами формирования и развития профессиональной направленности личности подростка очевидны. Подростковый возраст – это период, который является решающим в будущем профессиональном самоопределении, и как следствием – успехом дальнейшей социализации

Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.

Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень.

Молодые люди, после окончания 9 или11 класса, а иногда и раньше, принимает решение о выборе профессии. Это решение, в дальнейшем, повлияет на всю их жизнь. От него зависит успешность этого молодого человека как профессионала и как человека в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование, после того, как однажды сделали ошибочный выбор.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Подростка манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 14-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.[1]

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых. Самостоятельный выбор профессиональной деятельности - это "второе рождение человека". Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Кроме этого, необходимо указать и на тот факт, что в современном мире идет быстрая смена профессий. Появляются все новые и новые сферы деятельности, которые не существовали еще 10-15 лет назад (системный администратор, менеджер и т.д. и т.п.), в тоже время происходит исчезновение ряда профессий, которые долгое время считались традиционными. [2]

Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Т. Парсонс, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.

Вопросы профориентационной работы рассматривались также и отечественными учеными - К.М. Гуревичем, Л.И. Божовичем, В.А. Янчуком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, С.Н. Чистяковой и др. [3]

Экспериментальное исследование проводилось на базе НСОШ пгт. Новогуровский. В исследовании приняли участие ученики 9 класса. 15 человек в возрасте 14 – 16 лет.

Для изучения профиля обучения нами были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова-

Оценка предпочитаемых профессиональных областей.

  1. «Карта интересов А. Е. Голомштока - Филлимонова» - Изучение интересов и склонностей подростков к различным сферам деятельности.
  2. Профессиональная ориентация типов» В.В. Гуленко.- Профессиональная ориентация личности

4.«Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) - Выявление ведущих типов выбора профессии

Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:

  1. В ходе диагностики было выявлено что большинство подростков проявляют больший интерес к профессиям типа “человек - человек” (4человек из 15), профессиям типа “человек - техника”- 4, ”человек – художественный образ”- отдали предпочтение 2 человек, ”человек - знак”-2 и “человек – природа” – по 3 человек.
  2. Для изучения познавательных интересов учащихся была использована методика “Карта интересов”, разработанная А.Е. Голомштоком.

Результаты проведенной методики “Карта интересов” показали, что наибольшей популярностью пользуются следующие области знаний: механика и конструирование, литература и искусство, спорт и военное дело .

  1. Для определения профессиональной ориентации личности была использована следующая методика: Профессиональная ориентация типов» В.В. Гуленко. [5]

По результатам проведения методики можно сделать вывод о том, что у 4 человек (14,29%) присутствует четкая выраженность на определенный профессиональный тип, у 6 испытуемых (46,43%) не четкая выраженность профессионального типа личности, что означает наличие неопределенного профессионального типа и у 5 человек (39,28%).

  1. Для изучения мотивации выбора профессионального пути у старшеклассников была использована методика «Мотивы выбора профессии» (Овчарова).

В ходе проведения диагностической программы было выявлено что 6 (27%) испытуемых будут руководствоваться при выборе профессии внутренними индивидуально значимыми мотивами, 3 (13%) испытуемых – внутренними социально значимыми мотивами, 2 (20%) - внешними положительными, 4 (40%) - внешними отрицательными мотивами.

На основе полученных данных была разработана программа психологического сопровождения подростков в условиях выбора профиля обучения. [4]

Цели программы:

- знакомство с содержанием профессии;

- развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии;

- достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов;

- развитие потребности в реализации интересов в деятельности;

- возникновение удовлетворенности профессиональной деятельностью.[5]

Характеристика программы психологического сопровождения подростков

№ п\п

Изучаемые свойства

Описание диагностических приемов, применяемых для выявления состояния изучаемого свойства

Описание развивающей программы

1

Интересы и склонности старшеклассников.

«Карта интересов А. Е. Голомштока – Филимоновой».

Упражнение «Профессии, которые мне интересны»;

Упражнение «Самое интересное на свете, это…»

2

Профессиональная направленность предпочтений различных видов деятельности.

«Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова.

Упражнение «Профессии, которые мне интересны»;

Упражнение «Самое интересное на свете, это…»

 

3

Мотивация личности

«Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчарова

Упражнение «Лучший мотив»; Упражнение «Включение позитивной мотивации»

4

Профессиональная ориентация личности

«Профессиональная ориентация типов» В.В. Гуленко.

Упражнение «Профессия на букву»;

Упражнение «Классифиция профессии по типам».

 

№ п\п

Название занятия

Цели занятия

Содержание занятия

1

Установление контакта

Знакомство участников группы, обсуждение целей и задач тренинга. Установление доверительной атмосферы.

1.Знакомство «Снежный ком»;

2.Обсуждение «Цель моего прихода в эту группу?»;

3.Упражнение «Правила группы»;

4.Упражнение «Улыбка»;

5.Упражнение «Контакт»;

6. Рефлексия

2

Учимся общаться

Диагностика развития и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Упражнение «Кулак, палец, ладонь»;

2.Упражнение «Я дарю тебе…»;

3. Беседа «21 способ получить свое»;

4. Упражнение «Завершение предложения»;

5. Рефлексия

3

Общение в жизни человека

Закрепление коммуникативных навыков

 

1.Упражнение «Приветствие по цепочке»;

2.Упражнение «Близнец издалека»;

3. Упражнение «Карусель»;

4. Упражнение «Невидимый подарок»;

5. Упражнение «Комплименты»;

6. Рефлексия

4

Разнообразие мира профессий

 

Развитие представлений о мире профессий

 

1.Разминка: «Профессия»;

2.Упражнение «Отгадай профессию»;

3. Упражнение «Профессия на букву»;

4. Игра «Классифицируйте профессии по типам»;

5. Упражнение «Яркие впечатления»;

6. Рефлексия

 

 


Библиографическая ссылка

Дворникова А.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16918 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674