Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

Антонец К.В. 1 Чурукова Н.М. 1
1 Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова
Увеличение психоэмоционального напряжения, нарушение режима труда и отдыха способствуют прогрессивному росту заболеваний сердечно-сосудистой системы. Изучение функций сердечно-сосудистой системы необходимо для понимания механизмов нарушения функций сердечно-сосудистой системы и возможности ее коррекции. Правильное распределение нагрузки на сердечно-сосудистую систему является неотъемлемой частью процесса тренировочного цикла. Неоспорима также необходимость отслеживания всех показаний деятельности и функций сердца. При выполнении физической нагрузки происходит напряжение сердечно-сосудистой системы, что отражается на гемодинамических характеристиках. Изменение частоты сердечных сокращений обеспечивает адаптацию системы кровообращения к потребностям организма и условиям внешней среды. Исследование проводилось на студентах КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова в возрасте от 18 до 22 лет. Обследование проводилось в два этапа: 1 этап – до физической нагрузки, 2 этап – после физической нагрузки (20 приседаний). В результате выяснилось, что общее физическое состояние большинства испытуемых находилось на достаточно высоком уровне, что позволило сделать некоторые выводы.
сердечно-сосудистая система
студенты
физические нагрузки
1. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека : учеб. для вузов. – М.: Медицинская книга, 2003. – С. 528.
2. Занько Н.Г. Физиология человека. Методы исследования функций организма: лабораторный практикум – СПб.: СПбГЛТА, 2003. – С. 36.
3. Кузнецов В.Д., Кузнецова Л.М., Зубцов Ю.Н. Риски нарушений здоровья в современном образе жизни учащейся молодежи // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения: материалы 3-го Всерос. конгресса по школьной и университет. медицине. – 2012. – С. 205-206.
4. Малютина М.В., Андронов О.В., Инжеватов В.В. Физическая и функциональная подготовка студенток в вузе средствами аэробики // Вестник ОГУ. – 2016. – № 2. – С. 34-38.
5. Нургалиева Е.А., Красногорская Н.Н., Еникеев Д.А. Методические указания к лабораторным работам по курсу «Физиология человека»: учеб. для вузов. – М.: Уфа, 2002. – С. 41.
6. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: учебник физиологии в 3 т. – М.:Мир, 2005. – С. 420.
7. Van Dyck D, De Bourdeaudhuij, Deliens T., Deforche B. Can Changes in Psychosocial Factors and Residency Explain the Decrease in Physical Activity During the Transition from High School to College or University? // IntJBehavMed. – 2015. № 22(2). – P. 78-86.

Введение

Ограничение двигательной активности, возникающее при обучении студентов в высшем учебном заведении, негативно сказывается на их функциональной и физической подготовке. Физическое воспитание студентов в высшем учебном заведении имеет некоторые недочеты и противоречия между уровнем социальных требований к эффективности физического воспитания, с одной стороны, и средствами, методами и формами, которые используются в высшем учебном заведении – с другой. Различные системы физических упражнений, при всех их достоинствах, имеют один общий недостаток: узкую направленность на функциональные системы организма [1].

С началом обучения в высшем учебном заведении уровень оптимальной двигательной активности заметно снижается, тем не менее, оставаясь столь же важной биологической потребностью, как потребность в пище и сне [2]. Недостаточная физическая активность, способствующая снижению работоспособности, была выявлена у трети студентов, 39 % которых вообще не занимались физической культурой [3].

Одними из наиболее важных показателей физической работоспособности человека являются параметры гемодинамики. Функциональные пробы позволяют проконтролировать изменения гемодинамических показателей, по которым можно судить об интенсивности нагрузки, а также отклонения данных показателей от нормы (если таковые имеются), установить тип реакции организма на физическую нагрузку, время, необходимое для восстановления организма, и определить состояние сердечно-сосудистой системы [4].

Реакции сердечно-сосудистой системы на функциональные нагрузки можно разделить на три основных типа:

1.      адекватный – с  умеренным учащением не более 50% к исходному уровню, увеличением систолического АД до 30% при незначительных колебаниях диастолического АД и восстановлением в течении 3-5 мин;

2.      неадекватный – с чрезмерным увеличением показателей пульса и АД, задержкой восстановления более 5 мин;

3.      парадоксальный – тип реакции, не соответствующий энергетическим потребностям с колебаниями показателей менее 10% к исходному уровню [1].

Цель исследования – определить функциональные особенности организмов студентов, подверженных учебным нагрузкам.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе Казахского Национального Медицинского Университета имени С.Д.Асфендиярова среди 76 студентов в возрасте от 18 до 22 лет. Измерение АД проводилось по методу Короткова, также у испытуемых была определена длительность сердечного цикла по пульсу. Определение АД и пульса проводилось одновременно, измерения проводились несколько раз, пока не были получены две близкие показатели АД и пульса. Испытуемым предлагали встать, затем быстро измеряли давления несколько раз подряд. Одновременно каждые 15 сек записывали данные частоты пульса. Измерение проводилось до тех пор, пока показания не вернулись к исходным величинам (до полного восстановления). Аналогичное наблюдение проводилось после физической нагрузки (20 приседаний).

Для оценки тренированности сердечно-сосудистой системы к выполнению физической нагрузки использовались такие показатели, как коэффициент выносливости (КВ), показатель качества реакции (ПКР) и показатель двойного произведения (ПДП). Коэффициент выносливости определили по формуле: КВ=ЧССx10/ПД.

Увеличение КВ, связанное с уменьшением пульсового давления (ПД), является показателем детренированности сердечно-сосудистой системы. В норме коэффициент выносливости равен 16 единицам. Увеличение КВ свидетельствует об ослаблении сердечной деятельности, о слабости миокарда, а уменьшение – об утомлении миокарда.

ПДП оценивает состояние сердечно-сосудистой системы в период относительного покоя по формуле:

Оценка:

·         111 и выше – очень плохое;

·         95-110 – плохое;

·         85-94 – среднее;

·         70-84 – выше среднего;

·         69 и ниже – отличное.

 

ПКР оценивает качество реакции сердечно-сосудистой системы на любую нагрузку, по формуле:

ПД2 и ПД1 – пульсовое давление в покое и сразу после нагрузки;

П2 и П1 – пульс в покое и сразу после нагрузки.

Оценка: 0,5-1,0 – хорошее функциональное состояние сердечно-сосудистой системы; отклонение в ту или иную сторону расценивается как признак плохого функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты показали, что у большинства испытуемых наблюдались нормальные физические данные, т.е. результат оценки тренированности сердечно-сосудистой системы к выполнению физической нагрузки был выше среднего. По результатам ПКР было выявлено, что из 35 студентов разных возрастов у 17 студентов наблюдались нормальные, у 12 - пониженные, а у 6 – повышенные показатели. Оказалось, что ПДП у 4 студентов отличный, у 3 – средний, у 4 – плохой, а у 24 студентов выше среднего.

Диаграмма 1. Коэффициент выносливости до нагрузки.

.

 

Диаграмма 2. Коэффициент выносливости после нагрузки.

 

Диаграмма 3. Показатель двойного произведения в процентах после нагрузки.

.

                                                                                                                                                                                   

Диаграмма 4. Показатель качества реакции в процентах после нагрузки.

 

Выводы

1.По результатам исследований, у подавляющего числа студентов нагрузка соответствовала функциональным особенностям организма, установлены характерные для большинства нормальные физические данные.

2. В зоне риска по сниженной переносимости нагрузки может находиться меньший процент студентов, что тем не менее требует большего внимания со стороны преподавателя, в том числе визуального контроля признаков утомления, а также со стороны самих студентов.

3. Выявленные данные могут быть полезны преподавателям кафедр физического воспитания и спорта, проводящим занятия со студентами с отклонениями в состоянии здоровья.

Общее функциональное состояние ССС всех испытуемых находится на достаточно высоком уровне, на выполнения работы были здоровы и не находились в состоянии утомления. Таким образом, следует подчеркнуть наличие у них такого качества, как выносливость, - способность организма совершать работу заданной мощности длительное время.

Результаты проведенной экспериментальной работы позволяют предположить, что внедрение в процесс физического воспитания индивидуальных дополнительных средств физической культуры могут значительно повысить уровень физической подготовки студентов и их функциональные возможности,  улучшить антропометрические показатели.


Библиографическая ссылка

Антонец К.В., Чурукова Н.М. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16910 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674