Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СПЕЦИФИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО КОСТЮМА ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Толмачева Г.В. 1 Борисова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский университет дизайна и технологий»
Целью данной статьи является подчеркнуть основные аспекты положительных влияний театрального костюма на психологию и общее развитие детей с синдромом Дауна. В статье рассматривается современный инновационный метод, театрально-игровой демонстративной формы, где театральный костюм является важной составляющей. При использовании данного метода, костюм способен не только вовлечь особенного актера в игру, но и оказывает влияние на сферу познания; выполняет функции социализации, коммуникации, а так же решает психологические проблемы: ответственности, неуверенности, поиска - индивидуальности, значимости, нужности, полезности. Обращение к теме проектирования театрального костюма для детей с синдромом Дауна является актуальной, потому что дети могут быть адаптированы и развиты с помощью влияния творчества, искусства, костюма, а в дальнейшем в меру своих способностей полезны обществу, семье, могут получать образование и даже профессию.
проектирование
методы работы с детьми с синдромом дауна
театральный костюм
1. Сост. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. – СПб.; Рэспекс, 1996. –432с.
2. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 4-е издание. – М.: КДУ, 2010. –228с.
3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/Под ред. Селиверстова В.И. – М.; Владос, 2003. – 408с.
4. Сост. Пискун О.Ю., Волошина Т.В. Хрестоматия для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.– Новосибирск, 2009. – 112с.
5. Тэкэкс К., Корне М. Одаренные дети./ Пер. с англ. Д. А. Линник, А.Г.Мкервали.// Предисловие В. М. Слуцкого. – М.; Прогресс, 1991. – 376 с.
6. Холостова Е.И., Мкртумов И.В. Современные психолого-педагогические подходы в работе с семьей и детьми в условиях социальных учреждений. – М.; ИПК ДСЗН, 2014. – – Вып.14.– 128 с.
7. http://journal.downsideup.wiki/ru/post/samostojatelnost_vo_vsjom Даунсайд ап
8. http://xn--80aib8adafhblecfq5a0c0c.xn--p1ai/?p=190 ТеатрПростодушных.РФ

Как гимнастика выпрямляет тело, так и искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое, поднимает себя до прекрасного[5].

На протяжении прошедшего столетия считалось, что люди имеющие синдром Дауна умственно неполноценны, практически необучаемы и не могут быть адаптированы в социуме. Их старались изолировать в специальных интернатах, или дома, где в лучшем случае, они только осваивали необходимые для жизни навыки. Одним из достижений 21 века, является колоссальный прогресс в развитии и обучении детей с синдром Дауна. Происходит это, благодаря специальным новым методикам обучения, которые учитывают не только физические и психологические особенности, их восприятие, но и включают развитие с помощью творчества и приобщения к искусству. Этими вопросами занимались ученые Н.П. Бехтерева, Т.В. Черниговская, Л.С. Выготский. Мозг человека состоит из двух полушарий: правого и левого, и рисование, театральная деятельность, музыка, рассматривание красивых костюмов помогает укрепить связь между полушариями, и оказывает улучшающие действие на развитие ребенка с «синдромом Дауна». Современные методики предполагают что, при проведении занятий педагогам и родителям следует использовать характерную особенность этих детей – их подражательность и музыкальность. Им полезны специальные игры под музыкальное сопровождение, ритмические движения, имитация действий персонажей сказок. С ними можно разучивать простые стихотворения, считалки[4]. В результате чего, особенные дети приобретают навыки общения (если они это делают в группе). Так же полезным является изучение больших ярких картинок, игрушек и других объектов, особенных детей нужно учить рассматривать их, кратко объясняя смысл и содержание[7]. В дальнейшем, такие методы, включающие влияние на развитие с помощью игровой деятельности и творчества, приводят к положительным результатам, дети с синдромом Дауна становятся социализированными и приспособленными, к жизни (в меру своих возможностей и к общественно полезному труду, например, могут работать ассистентами в социальных учреждениях, выполнять работу не высокой сложности на компьютере, быть помощниками в супермаркетах, заниматься изобразительным и театральным искусством.

С целью (развития, приспособления и адаптации) в России и всем мире открываются специализированные театральные студии в которых играют дети с синдром Дауна. По словам режиссеров таких студий, это новая современная форма подхода воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, многие из которых меняются в течение года «на глазах»: начинают лучше говорить, становятся более уверенными и самостоятельными. Для них театральная деятельность выступает в значительной мере в игровой и демонстративной формах и театральный костюм является важной составляющей и оказывает положительное влияние на психологическое, эстетическое и общее развитие особенных детей. Поэтому важно обратить внимание на особенности при его проектировании.

Во-первых, дизайнерский театральный костюм служит главным инструментом перевоплощения. Он позволяет расширить горизонты понимания характера исполняемого героя, раскрытия театрального образа, избавить от стереотипов которые мешают актерской игре, повышается серьёзность отношения, ответственности особенного актера к своей роли, потому что для них всё происходит по-настоящему: сцена, костюмы, декорации, зрители. В свою очередь, похвала за социальные достижения в театральной студии – терпение, доброту, понимание ошибок и неудач помогают избавиться особенным детям от отрицательного самовосприятия, всем нравится делать то, что у них хорошо получается. В результате, происходят улучшения в детской психике и развитии. Мнение родителей детей посещающих театральные студии, что дети становятся другими, открываются с совершенно неведомых сторон[8]. По словам руководителей, у детей которые начинают заниматься, появляется ответственность за свои поступки и сознание собственной значимости и возможности влиять на окружающий мир: вызывать положительные эмоции у зрителя, быть частью яркого театрального действия, что укрепляет удовлетворенность и уверенность в своих силах.

Огромную роль в развитии особенного ребенка играет костюм, т.к. он является ещё и частью познания окружающего мира. Ребенок с синдромом Дауна в игровой форме овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими, изучает их. В результате познавательная деятельность особенного трудного ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее. Формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление [6]. Очень важно, что развиваясь с помощью театрального искусства, ребенок выступает как творец. В процессе воспитания таких детей в театральной студии, происходящее действо вокруг (репетиции, реквизит, костюмы) используется как эталон прекрасного, в этом случае костюм выполняет эстетическую функцию. Другая роль костюма - это способ творческого самовыражения, потому что, как правило дети участвуют в выборе своего костюма и образа. В процессе чего у маленьких актеров появляется ощущение значимости, уверенность в себе. В результате происходят положительные изменения и в развитии - корректировка речи, умение владеть ею, улучшение двигательного аппарата.

Для особенных, «солнечных детей» очень важно расширить горизонты понимания жизненных ролей и своего внутреннего «Я», чтобы у них не развивались стереотипы своей ненужности, одиночества, отставания в развитии. В театральной студии они взаимодействую между собой, приобретают навыки общения в коллективе, становятся активными участниками репетиций. В этом случае для них театральный костюм выполняет коммуникативную функцию.

Для особенных актеров эти выступления, не только способ общение друг с другом, а ещё и со зрителем, чтобы они не чувствовали, что находятся в изолированном обществе и существуют отдельно от других. Мода – это одно из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту, она выполняет функцию социализации[2]. Поэтому, когда актеры одеты нарядно, стильно, выразительно это является средством общения, возможностью выстроить «мостик» общения друг с другом, они начинают взаимодействовать, подходить друг к другу, восхищенно рассматривать и трогать костюмы, улыбаться и разговаривать.

Другой важной функцией театрального костюма для солнечных детей является - функция нарядной одеждой, красивой, выразительной которую одевают в особых торжественных случаях, так как большее время репетиции (кроме генеральных прогонов) они проводят в удобной одежде. Многие родители утверждают, костюм для детей является мотиваций, т.к они ждут того самого дня, когда выйдут на сцену, каждый в своём личном сценическом костюме, этот процесс для них праздник. Нарядность при проектировании театральных костюмов для «особенных студий» достигается активным звучание выразительной формы, эффектных фактур и крупных элементов, рисунка ткани, необычных ярких цветовых сочетаний, которые привлекут внимание ребенка. Поэтому очень важно, чтобы костюм не выглядел не эстетичным или странным, но в тоже время, он должен быть современным, окрылять и заинтересовать «войти в образ, игру»: цветом, фактурами материалами, и вызывать позитивные эмоции, желание участвовать в постановке, являться средством перевоплощения для маленького актера. Поэтому каждый костюм продумывается очень тщательно и подбирается художником и режиссером в зависимости от характеров детей, т.к с помощью театрального наряда, как правило, подчеркивается личность актера, его внутренне «Я» выбранный для него характер роли. Многие дети вместе со своими родителями участвуют в подборе грима к уже сшитому костюму, для того, чтобы создать цельный образ и лучше представить его соответственно характеру своего героя в концепции постановки.

Опираясь на инновационные изменения в методике, обучения и воспитания детей с синдромом Дауна можно сделать вывод, что творчество и взаимодействие с искусством благотворно влияет на их психологическое и общее развитие. Одной из методик, является специализированные театральные студии, где играют особенные дети. Важной составляющей спектаклей и репетиций является театральный костюм который:

- несет эстетическую функцию, служит «идеалом прекрасного», формирует вкус, развивает воображение, мышление;

- помогает в раскрытии характера роли и вхождении актеров в образ;

- помогает в формировании положительных эмоций от театрального действия, создания особого приподнятого настроения;

-является способом выражения и укрепления понимания собственной индивидуальности для особенных актеров;

- помогает в познании окружающего мира, оказывает влияние на сферу познания;

- выполняет функции коммуникации и социализации;

- поднимает самооценку, помогает стать более уверенным в себе

Таким образом, обращение к данной теме исследования, поднимает важные актуальные вопросы: влияние театрального костюма, как части комплексного развития детей с синдромом Дауна и их социальной адаптации. В итоге исследования становится понятно, что театральный костюм помогает и способствует их развитию. 


Библиографическая ссылка

Толмачева Г.В., Борисова Е.А. СПЕЦИФИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО КОСТЮМА ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16802 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674