Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ С УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ В АКАДЕМИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ ДОНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Жижин К.С. 1 Кочнев А.Д. 1
1 ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
В статье приводится определение психологического типа личности и степень важности распределения учащихся групп в зависимости от их психологических типов в образовательной программе. Проведён анализ психологически типов студентов нескольких групп БТП-411, ПБ-123, ОПС-101 с помощью психологического теста Мегедь-Овчарова для разработки системы формирования групп учащихся по психологическим типам личности в высшем учебном заведение Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета. Представлены коды для интерпретации психологического типа личности и интертипные отношения между различными психологическими типами людей. Исходя из данных проведённого анализа студенты групп БТП-411, ПБ-123, ОПС-101 Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета были распределены по психологическим типам в группы для наиболее эффективного взаимодействия, а также были выделены студенты с психологическими типами для которых необходимы дополнительные занятия по предмету “Высшей математике”.
психологический тип личности
интертипные отношения
1. Жижин К.С. Экспресс-диагностика подсознания / Жижин К.С. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006;
2. Мегедь В.В. Методическое пособие по соционике / Мегедь В.В., Овчаров А.А. – М: Интенсив – 1990;
3. Юнг Г.К. Психологические типы / Юнг Г.К. Санкт-Петербург: Азбука – 2001;
4. Гуленко В.В. Основы социоанализа / Гуленко В.В., Молодцов В.В. – Киев - 2002;
5. Аугустинавичюте А. Соционика. Введение / Аугустинавичюте А. – 1998

Психологический тип личности представляет собой сочетание различных черт личности в человеке и позволяет отнести его по критериям к одной из психологических групп.

В образовательной программе это имеет приоритетное значение, поскольку классификация учащихся по психологическому типу личности и распределение по соответствующим психологическим группам ведёт к эффективному росту успеваемости [3].

К сожалению, в большинстве учебных заведений Российской Федерации не ведётся учёт психологических типов личности учащихся. Последствием этого является нерациональное распределение учащихся в группах, невысокая успеваемость и непродуктивная работа учащихся.

Для разработки системы формирования групп учащихся по психологическим типам личности в высшем учебном заведение Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета, был проведён психологический тест Мегедь-Овчарова среди нескольких групп студентов. Кроме того, учащиеся этих групп указали свои оценки по общему предмету “Высшая математика”, для установления связи между психологическими типами студентов и успеваемостью.

На рисунке 1 представлена диаграмма психологических типов личности студентов групп БТП-411, ПБ-123, ОПС-101 Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета в количестве 50 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Диаграмма психологических типов личности студентов групп БТП-411, ПБ-123, ОПС-101 Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета в количестве 50 человек

В таблице 1 представлены коды для интерпретации психологического типа личности.

Таблица 1 - Коды для интерпретации психологического типа личности

№ п/п

Цифровой код

Социони-ческий код

Между-

народный

код

Психичиские

функции по

Юнгу-Кейрси

Код

темпе-

рамента

Код квадры

1

1357

ЛСИ

ISTJ

Ч (ощущения)

Л

Э

И

SJ

 

Рациональные

2

1358

ЛСЭ

ESTJ

Л (деловая)

Ч

И

Э

SJ

3

1367

ЛИИ

INTJ

И (времени)

Л

Э

Ч

NT

4

1368

ЛИЭ

ENTJ

Л (деловая)

И

Ч

Э

NT

5

1458

ЭСЭ

ESFJ

Э (этические)

Ч

И

Л

SJ

6

1467

ЭИИ

INFJ

И (времени)

Э

Л

Ч

NF

7

1468

ЭИЭ

ENFJ

Э (этические)

И

Ч

Л

NF

8

2358

СЛЭ

ESTP

Ч (волевые)

Л

И

Э

SP

Иррациональные

9

2367

ИЛИ

INTP

Л (со-отношения)

И

Ч

Э

NT

10

2368

ИЛЭ

ENTP

И (возмож-ностей)

Л

Э

Ч

NT

11

2457

СЭИ

ISFP

Э (отношений)

Ч

И

Л

SP

12

2458

СЭЭ

ESFP

Ч (волевые)

Э

Л

И

SP

13

2467

СЭИ

INFP

Э (отношений)

И

Ч

Л

NF

14

2468

ИЭЭ

ENFP

И (возмож-ностей)

Э

Л

Ч

NF

Среди студентов групп БТП-411, ПБ-123, ОПС-101 Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета преобладает психологический тип личности 1358 (ЛСЭ – ESTJ), 2358 (СЛЭ-ESTP) ,2467 (СЭИ-INFP). Для данных психологических типов характерны следующие психические функции:

1.                  1358 (ЛСЭ – ESTJ): Деловая, ощущения, времени, этические;

2.                  2358 (СЛЭ-ESTP): Волевые, соотношения, отношения, возможностей;

3.                  2467 (СЭИ-INFP): Отношений, возможностей, волевые, соотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рисунке 2 представлены интертипные отношения между различными психологическими типами людей.

Рисунок 2 - Интертипные отношения между различными психологическими типами людей: А –активация (+), Д – дуальные (+), КТ – квазитождественные (+), ПД – полудуальные (+), З – зеркальные (+ -), ДЕ – деловые (+ -), М – миражные (+ -), Т – тождественные (+ -), ПР – подревизуемые (+ -), Р – ревизор (+ -), РО – родственные (+-), СЭ – суперэго (+ -), ЗК – заказчик (-), К – конфликтные (-), ПЗ – подзаказной (-), ПП – полная противоположность (-).

Согласно рисунку 2, студенты психологического типа ESTJ хорошо взаимодействуют со студентами психологического типа ESTP (квазитождественные отношения), однако конфликтные отношения наблюдаются со студентами психологического типа INFP. В свою очередь, между психологическими типами студентов ESTP и INFP наблюдаются положительные дуальные отношения.

Дуальные отношения характеризуются как полное единство противоположностей, самые комфортные для человека взаимоотношения. Квазитождественные отношения характеризуются хорошим сотрудничеством [1],[2].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что студентов необходимо разделить на группы:

1.                  Студенты психологической группы ESTJ и ESTP;

2.                  Студенты психологической группы ESTP и INFP.

Студенты психологической группы ESTJ не должны взаимодействовать со студентами психологической группы INFP.

Для установления связи между психологическими типами студентов и успеваемостью был проведён анализ успеваемости студентов трёх групп (50 человек) по предмету “Высшая математика”. На рисунке 3 представлены оценки студентов по “Высшей математике” для каждого психологического типа личности студентов Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Оценки студентов по “Высшей математике” для каждого психологического типа личности студентов Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета

Оценки по “Высшей математике” 4 и 5 наблюдается в больше степени у студентов групп БТП-411, ПБ-123, ОПС-101 с психолигичиским типом: ESTJ (1358), ENTJ (1368), ENFJ (1468), ISFP (2457), INFP (2467).

Низкая успеваемость по “Высшей математике” наблюдается у студентов групп БТП-411, ПБ-123, ОПС-101 с психологичиским типом: INTP (2367), ESTP (2358), ENTP (2368). Данных студентов необходимо обьединить в группы для дополнительных занятий по “Высшей математике”, чтобы усилить знания  по этому предмету.

Согласно рисунку 2, студенты с психологичиским типом INTP имееют полудальные отношения со студентами с психологичиским типом ESTP и полную противоположность со студентами с психологичиским типом  ENTP. В свою очередь, студенты ESTP и ENTP имеют деловые отношения.

Полудальные отношения характирузются сотрудничеством, но не хваткой слаженности. Деловые отношения эффективны в учебной деятелньости. Отношения полной противположности характеризуются тем, что между людьми трудно достичь взаимнопонимания.

Таким образом, при формировании групп студентов для дополнительных занятий по “Высшей математике” для достижения высокой эффективности, необходимо создать две группы:

1.                  Студенты психологической группы INTP и ESTP;

2.                  Студенты психологической группы ENTP и ESTP.

Исключая взаимодействия студентов с противположными психологичискими типами INTP и ENTP, будет достигнута высокая эффективности в поднятии уровня знаний по предметру “Высшая математика”.

 


Библиографическая ссылка

Жижин К.С., Кочнев А.Д. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ С УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ В АКАДЕМИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ ДОНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16751 (дата обращения: 01.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074