Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МОДЕЛЬ СОВМЕСТНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ШКОЛ И ВУЗОВ

Краснощеков А.В. 1
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
В работе представлены результаты разработки модели совместных дистанционных образовательных проектов школ и вузов. Модель рассматривается в качестве одного из инновационных методов повышения качества среднего и высшего образования. Также делается вывод, что условия реализации модели в информационно-образовательной среде затруднены недостаточным уровнем сетевого взаимодействия учреждений среднего и высшего образования. Для подтверждения указанного вывода была в качестве примера рассмотрена информационно-образовательная среда Центрального района Санкт-Петербурга. Далее сделан ряд предложений по совершенствованию системы сетевого взаимодействия между школами и вузами Центрального района, которые позволят реализовать модель совместных дистанционных образовательных проектов, в частности, о создании системы районных консорциумов. В заключение делается вывод о возможности реализации модели совместных проектов и системы районных консорциумов в других районах Санкт-Петербурга, в других регионах и в целом на территории Российской Федерации.
сетевое взаимодействие
повышение качества образования
среднее образование
высшее образование
информационно-образовательные ресурсы.
1. Калмыкова С.В. «Развитие информационно-коммуникативной компетенции преподавателей вуза в среде дистанционной поддержки обучения» — автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук — Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург — 2011 г.
2. Краснощеков А.В. «Совершенствование средств сетевого взаимодействия педагогов в Центральном районе Санкт-Петербурга» — «Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология практика» — Сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции г. Новосибирск 12 февраля, 2 марта 2016 г. — Новосибирск — 2016 г. — стр. 190-194.
3. Официальный ресурс дистанционного обучения Центрального района Санкт-Петербурга — http://emccentr.emccenter.bget.ru [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 28.10.2016.).
4. Официальный сайт Информационно-методического центра Центрального района Санкт-Петербурга — http://centerimc.ucoz.ru [Электронный ресурс] (Дата обращения: 27.10.2016.).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р
6. Субетто А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. Часть 4 // Академия Тринитаризма, М., Эл № 77–6567, публ.11620, 02.11.2004 г. - http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120200.htm#800

Повышение качества системы образования является одним из приоритетных задач развития Российской Федерации. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы уделяет внимание развитью доступности, качества и конкурентоспособности российской системы образования, а, кроме того, оценке указанных характеристик. Также в концепции отмечено, что: «необходимо повышать качество имеющихся общедоступных образовательных ресурсов, развивать новые направления и формы обучения» [5].

Показатели качества неодинаковы для различных элементов системы российского образования, хотя они могут быть и частично связанны между собой. В зависимости от выбранных показателей в системе начального, среднего и высшего образования вырабатываются свои цели. В сфере среднего образования реализуются две основные цели:

1. Повышение качества выпускников.

2. Повышение качества педагогов.

В свою очередь, государственная политика в сфере высшего образования способствует реализации трех целей:

1. Повышение качества образовательного процесса (данная цель включает несколько подцелей, например, повышение качества преподавателей).

2. Повышение качества студентов (данная цель напрямую связана с повышением качества выпускников школ).

3. Повышение качества образовательных программ [6].

Поскольку цели учреждений среднего и высшего образования пересекаются и зависят друг от друга, можно утверждать, что повышение качества образования в школах приведет к повышению качества в вузах. Чем лучше будут подготовлены выпускники, тем более подготовлены будут абитуриенты и студенты. Следовательно, для повышения качества образования как в школах, так и в вузах, необходимо развивать взаимодействие между школами и вузами, в частности сетевое взаимодействие с применением информационных технологий.

Один из вариантов результативного сетевого взаимодействия школ и вузов с целью взаимного повышения качества образования — это модель совместных образовательных проектов. При применении данного подхода среди участников проекта выделяются следующие роли:

1. Организаторы проекта

2. Исполнители проекта.

3. Наставники.

4. Эксперты.

Организаторами проекта выступают школьные педагоги и преподаватели вузов. Они разрабатывают общую программу проекта и дают исполнителям задания, необходимые для выполнения. Также ими разрабатывается система контроля выполнения заданий.

Данная деятельность должна рассматриваться руководством школы и вуза как повышение квалификации, поскольку педагоги и преподаватели выполняют новые для них задачи и функции. Следовательно, модель совместных проектов способствует повышению качества как образовательного процесса, так и образовательных программ.

Школьники играют роль исполнителей проекта. Им поручается выполнить поставленные задачи за отведенное время определенным способом.

Таким образом, повышается мотивация школьников к обучению и возрастает их интерес к решению научных и социальных проблем. Это играет роль в повышении качества выпускников, а, следовательно, абитуриентов и студентов.

Студенты в проектном подходе играют роль наставников или экспертов. Они консультируют исполнителей о том, какие знания и навыки необходимы для выполнения того или иного задания.

Таким образом, студенты приобретают дополнительные профессиональные компетенции, которые могут в дальнейшем быть ими учтены, например, при трудоустройстве. Помимо этого участие в совместных дистанционных образовательных проектах стоит рассматривать как расширение базы практики для студентов.

Для того, чтобы модель совместных дистанционных образовательных проектов была успешно реализована, должны быть созданы определённые условия. Прежде всего, должна существовать развитая систем сетевого взаимодействия школ и вузов.

Однако на данный момент в большинстве случаев подобные условия не созданы или созданы лишь частично. Для примера следует рассмотреть ситуацию, сложившуюся в Центральном районе Санкт-Петербурга в сфере сетевого взаимодействия школ и вузов.

На данный момент связи между школами и вузами фрагментарны и бессистемны. Они, прежде всего, основаны на том, что часть абитуриентов выбирает вуз территориально близкий к месту проживания. Поэтому вузы не могут оставить без внимания работу с абитуриентами соседних школ. Однако целостная электронная образовательная среда, объединяющая школы и вузы, и являющаяся важным фактором повышения качества образования, так и не создана [2].

Примерная текущая система сетевого взаимодействия школ и вузов в Центральном районе Санкт-Петербурга представлена на Рис.1.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Текущая система сетевого взаимодействия школ и вузов в информационно-образовательной среде Центральном районе Санкт-Петербурга

 

Согласно представленной схеме, в сетевом взаимодействии школ и вузов Центрального района можно выделить следующих участников:

1. Школы, не имеющие связей с другими образовательными учреждениями.

2. Вузы, не имеющие связей с другими образовательными учреждениями.

3. Школы, не имеющие связей с вузами, но взаимодействующие с другими школами.

4. Школы, имеющие связи с вузами, но не взаимодействующие с другими школами.

5. Вузы, имеющие связи со школами, но не взаимодействующие с другими вузами

6. Вузы, имеющие связи с другими вузами, но не взаимодействующие со школами.

7. Школы, взаимодействующие как с другими школами, так и с вузами.

8. Вузы, взаимодействующие как с другими вузами, так и со школами.

Для внедрения и реализации модели совместных образовательных проектов каждый из участников должен иметь возможность связаться с каждым, то есть в перспективной системе остается всего два типа участников — участники, обозначенные цифрами «7» и «8».

Для создания такой среды следует сформировать две крупные платформы — консорциумы. Предлагается реализовать два консорциума:

1. Консорциум школ.

2. Консорциум вузов.

Примерна схема сетевого взаимодействия, созданная в рамках предлагаемой системы, представлена на Рис.2.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Перспективная система сетевого взаимодействия школ и вузов в информационно-образовательной среде Центральном районе Санкт-Петербурга

 

Как видно из представленной схемы сетевого взаимодействия, консорциумы объединяют однотипные образовательные учреждения района, обладающие достаточным уровнем технического оснащения, в одну сеть. Формирование системы сетевого взаимодействия, основанную на консорциумах, следует реализовывать в два этапа:

1. Формирование консорциумов.

2. Формирование связей между консорциумами.

В качестве базы для формирования системы районных консорциумов может выступить уже существующий на данный момент официальный ресурс дистанционного обучения в Центральном районе Санкт-Петербурга [3].

Для реализации системы районных консорциумов предполагается привлечь не только государственные, но и частные средства, поскольку в состав вузовского консорциума могут войти не только государственные, но и частные вузы.

Регулирующим органом при реализации проекта может выступить Информационно-методический центр (ИМЦ) Центрального района Санкт-Петербурга. Структурное подразделение ИМЦ — Центр информатизации образования — помимо иных функций, занимается как раз развитием сетевого взаимодействия образовательных организаций в районе [4].

Система районных консорциумов при взаимодействии школ и вузов предоставит следующие преимущества школам:

1. Помощь от преподавателей и сотрудников вузов при профессиональной ориентации выпускников.

2. Повышение мотивации школьников к обучению за счет применения к ним новых методик обучения, и, как следствие, повышение успеваемости школы.

3. Достижение учащимися более высоких результатов в конкурсах и олимпиадах.

4. Развитие профессиональных компетенций педагогов и сотрудников школы.

Система районных консорциумов при взаимодействии школ и вузов предоставит следующие преимущества вузам:

1. Повышение качества абитуриентов и, следовательно, студентов за счет адаптации выпускников к требованиям высшего образования.

2. Использование студентов в качестве наставников для школьников, и, как следствие, развитие у них дополнительных профессиональных компетенций.

3. Разработка дополнительных образовательных программ, адаптированных для школьников.

4. Повышение профессиональных компетенций преподавателей и сотрудников.

Система районных консорциумов при взаимодействии школ и вузов предоставит следующие преимущества педагогам:

1. Повышение профессиональной компетентности в сфере информационных технологий.

2. Использование профессионального общения для изучения новых методик обучения.

3. Приобретение дополнительных компетенций. Данное преимущество будет выполнено, если участи педагога в сетевом взаимодействии с вузом будет рассматриваться школой как форма повышения квалификации.

Система районных консорциумов при взаимодействии школ и вузов предоставит следующие преимущества преподавателям и сотрудникам вуза:

1. Привлечение учеников к участию в проведении научных исследований.

2. Развитие профессиональных компетенций в области информационных технологий [1].

Также важно отметить, что рассматриваемая система сетевого взаимодействия школ и вузов ориентирована, в первую очередь, на поддержку общего уровня образования. Самые мотивированные и успевающие выпускники, скорее всего, не будут продолжать обучения в вузах по месту жительства, а выберут другие, более популярные учебные заведения, расположенные в других районах Санкт-Петербурга или в других городах.

Ученики с более низкой мотивацией в меньшей степени стремятся в популярные вузы и могут решить продолжить образование по месту жительства. Как раз для них и создается система сетевого взаимодействия школ и вузов при помощи районных консорциумов.

В заключение стоит отметить, что опыт создания системы консорциумов в Центральном районе Санкт-Петербурга и реализации в ней модели совместных дистанционных образовательных проектов может быть расширен на другие городские районы. Также данный опыт может быть учтен при развитии региональных систем сетевого взаимодействия образовательных организаций, а также аналогичной системы, охватывающей всю Российскую Федерацию.

 


Библиографическая ссылка

Краснощеков А.В. МОДЕЛЬ СОВМЕСТНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ШКОЛ И ВУЗОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16750 (дата обращения: 01.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074