Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК В ВОЗРАСТЕ 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ

Труфанова А.В. 1 Юшманова Е.В. 1
1 Северный (Арктический) федеральный университет
Спортивная акробатика - вид спорта, связанный с выполнением акробатических упражнений, с сохранением равновесия и вращением тела с опорой и без опоры. Стремительный рост спортивных результатов в гимнастических видах спорта и «омоложение» высших спортивных достижений привели к тому, что занятия акробатикой начинают с 4-5 лет. Начало специализированных занятий акробатикой обычно приурочивается к 10-11 годам. Для определения физического здоровья юных спортсменок была выбрана экспресс-оценка по Полякову С.Д., с соавторами по 5-балльной шкале. ] В исследовании были использованы пять индексов: Индекс Кетле 2, Индекс Робинсона, Индекс Скибинкого, Индекс Шаповаловой, Индекс Руфье. За последние годы, специальных исследований, отражающих состояние здоровья и физического развития девочек-подростков, занимающихся спортивной акробатикой не отмечается. В статье дана оценка физического здоровья юных спортсменок в возрасте 12 лет, которая отражает средний уровень по таблице С.Д. Полякова.
экспресс-оценка
пять индексов
спортивная акробатика
физическое здоровье
1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
2. Доклад «Мировая статистика здравоохранения» [Электронный ресурс: http://www.who.int/gho/publications/ru/].
3. Корельская И.Е., Кузнецов А.А. Экспресс оценка состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой зрительно-моторной реакции. //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-2. С. 194-197.
4. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод.пособие/ [С.Д. Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева и др.].? М.: Айрис-пресс, 2006.? 96 с.
5. Чайка Ж.Ю., Чеснокова В.Н., Варенцова И.А., Голубина О.А. Мониторинг здоровья студенческой молодежи как комплексная педагогическая проблема.//В сборнике: Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процесс науки и практики материалы Международной научно-практической конференции. под редакцией: В.С. Макеевой, 2006. С. 122-126.
6. Спортивная акробатика [Электронный ресурс: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0]
7. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сб. мат-лов (выпуск VI). Под ред. акад. РАН и РАМН А.А. Баранова, член-корр. РАМН В.Р. Кучмы. М.: Издательство «ПедиатрЪ». 2013. 192 с.

Спортивная акробатика - вид спорта, связанный с  выполнением акробатических упражнений, с сохранением равновесия и вращением тела с опорой и без опоры. В соревнования входят: акробатические прыжки женщин и мужчин, упражнения женских, смешанных и мужских пар, групповые упражнения женщин (втроём) и мужчин (вчетвером). [6]

Стремительный рост спортивных результатов в гимнастических видах спорта и «омоложение» высших спортивных достижений привели к тому, что занятия акробатикой начинают с 4-5 лет. Начало специализированных занятий акробатикой обычно приурочивается к 10-11 годам. Однако до этого возраста необходимо создать предпосылки для спортивной специализации. Двигательные способности у девочек достигают высокой степени совершенства к 12 годам. После 12 лет девочки с трудом овладевают технически сложными акробатическими упражнениями.[ 1,7]

Современная спортивная акробатика отличается не только высочайшей сложностью упражнений, но и большими объёмами тренировочных нагрузок. В настоящее время акробаты международного класса тренируются по 9-10 раз в неделю, а в отдельные дни проводят до трёх тренировок в день. Современные упражнения стали очень сложными, появилось много новых своеобразных соединений и элементов. В связи с этим интерпретация основных средств выразительности в композициях акробатических упражнений бесконечно разнообразна. Высокая степень владения искусством выразительного гимнастического движения проявляется в способности спортсмена точно передавать в процессе исполнения упражнений характер и эмоциональное содержание музыки, что в художественной гимнастике принято называть выразительностью.[ 6] Однако за успешностью спортивной карьеры юных акробаток решающим фактором продолжения спортивной специализации является сохранение здоровья. Одна из основных неудач современных тренеров и родителей юных спортсменов, недостаток знаний к изучению здоровья детского организма.

По данным статистики Всемирной организации здравоохранении и специальных исследований, за последние годы в состоянии здоровья и физического развития детей и подростков улучшения не отмечается.[2] В детской спортивной физиологии исследования физического развития и здоровья носят фрагментарный характер. В связи с этим, оценку физического развития юных спортсменок в возрасте 12 лет считаем актуальным.

Цель исследования – оценить физическое здоровье девочек, занимающихся спортивной акробатикой.

Задачи исследования:

1.      Оценить массо-ростовой индекс показатель Индекс Кетле 2 у юных спортсменок в возрасте 11-12 лет

2.      Определить методику для экспресс-оценки физического развития.

3.      Оценить уровень физического здоровья девочек, занимающихся спортивной акробатикой.

Организация исследования. В исследовании приняли участие юные спортсменки в возрасте 11-12 лет, занимающиеся спортивной акробатикой в количестве 22 человек. На момент исследования все занимающиеся были здоровы и имели 1и 2 юношеский спортивный разряд. При детальном знакомстве с группой определили, что возраст начала занятий составил 4-5 лет и в среднем стаж спортивной деятельности 5-6 лет. Все измерения проводились одномоментно в один день, для всех участников исследования.

Методы исследования. Для определения физического здоровья юных спортсменок была выбрана экспресс-оценка по Полякову С.Д. с соавторами по 5-балльной шкале. [4] В исследовании были использованы пять индексов, которые широко применяются при оценке физического развития школьников, которые включали:

1.      Индекс Кетле 2 – массо-ростовой индекс, который характеризует степень гармоничности физического развития и телослождения;

2.      Индекс Робинсона или Двойное произведение (ДП) – характеризующее состояние регуляции сердечно-сосудистой системы;

3.      Индекс Скибинкого – характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивость организма к гипокинезии.

4.      Индекс Шаповаловой – характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса;

5.      Индекс Руфье – характеризует выраженность сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку 30 приседаний. По оценочной таблице пробы Руфье характеризовалась сердечно-сосудистая система спортсменов:

- от 0,1 до 5,0 -  отлично;

- от 5,1 до 10,0 – хорошо;

- от 10,1 до 15,0 – удовлетворительно;

- от 15,1 до20,0 – неудовлетворительно.

 

После оценки каждого показателя рассчитывалась сумма баллов, и определялся уровень физического здоровья юных спортсменов по таблице 1.[4]


Таблица 1 - Оценка уровня физического здоровья, по Полякову С.Д.

Результат

 

Уровень

 

1

23-25

высокий

2

19-22

Выше среднего

3

14-18

средний

4

10-13

Ниже среднего

5

5-9

низкий

 

Результаты исследования.  Физическое развитие юных спортсменов оценивалось по комплексу показателей индексов, представленных ниже (рисунок 1)

 

Рисунок 1 - Уровни физического развития девочек 11-12 лет, по 5-балльной шкале

 

Для более детальной характеристики физического развития девочек в возрасте 11-12 лет, необходима оценка каждого индекса в отдельности.

При оценке индекса Кетле 2 было выявлено, что среднее значение для всей группы занимающихся составила 3,73 ±0,23 усл.ед., что соответствует гармоничному (+) уровню развития. Следует отметить, что юным спортсменам, которые участвовали в исследовании 11-12 лет , а  в возрасте 10—11 лет интенсивность ростовых процессов резко понижается [1,3,5].

Оценивая Индекс Робинсона или Двойное произведение (ДП) – характеризующее состояние регуляции сердечно-сосудистой системы девочек отмечается средний уровень – 3,09±0,11 усл.ед. Установлено, что у девочек-спортсменок функциональные резервы сердечно-сосудистой системы находятся на более высоком уровне, чем у девочек-неспортсменок. [3]

Индекс Скибинкого, который характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивость организма  юных спортсменок к гипокинезии показал результат 2,91±0,11 усл.ед., что соответствует уровню ниже среднего. Данный показатель указывает о недостаточных возможностях системы дыхания и склонности к гипоксии. Следовательно, надо обратить внимание на развитие дыхательной системы при занятиях физическими упражнениями у юных акробаток.

При исследовании Индекса Шаповаловой, который характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса следует обратить внимание, что почти все девочки показали уровень выше среднего, что составило 4,09±0,18 усл.ед.

Оценка Индекса Руфье характеризует выраженность сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку – 30 приседаний. По оценочной таблице пробы Руфье, которая характеризует сердечно-сосудистую систему юных акробаток, выявили уровень соответствующий среднему – 3,82±0,16 усл.ед.

Выводы. Таким образом,  сумма баллов, оценивающая уровень здоровья юных акробаток составила 17,64, что соответствует среднему уровню физического здоровья. Антропометрические показатели всех обследованных девочек находятся в пределах возрастной физиологической нормы. Функциональные возможности мышечной системы у девочек, занимающихся спортом, характеризуются средним уровнем развития.


Библиографическая ссылка

Труфанова А.В., Юшманова Е.В. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК В ВОЗРАСТЕ 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16737 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674