Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПРОВОСЛАВНОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРАХ

Гадымова А.Р. 1 Максимова Е.В. 1
1 Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
1. Гагарин И. Любить, а не искать любви. Беседы о семье и браке / Протоиерей Игорь Гагарин. – М.: Христианская жизнь, 2013. – 64 с.
2. Балтанова, Г. Равенство мужчин и женщин в исламе [Электронный ресурс] / Г. Балтанова // Минарет. – № 2 (009). – 2006. – Режим доступа: http://www.idmedina.ru/books/history_culture/minaret/9/baltanova.htm.

В настоящее время гендер становится одним из важнейших показателей как на внешнем, глобальном уровне, так и на уровне определенной страны или даже коллектива. Это связано с тем, что человек не может себя оценивать независимо от отнесения к мужскому или женскому гендеру. Тем не менее, утверждать о том, что на мировосприятие оказывает свое влияние лишь физическая и психологическая характеристика, лежащие в основе гендера не приходится, так как огромное значение для этого играет еще и культура. В свете этого представляется необходимым рассмотреть гендерные взаимоотношения на основе двух мировых религий – православия и ислама.

Православие – религия достаточно древняя, возраст ее насчитывает свыше двух тысяч лет, и, соответственно, во многом она будет сохранять элементы архаики относительно гендерного подхода. В православии и мужчина и женщина сотворены по подобию Бога. Тем не менее, нельзя говорить о том, что они полностью равны – для женщины существует определенное назначение. Вообще образ женщины в православии двояк. С одной стороны, именно при посредстве женщины, вступивший в контакт с Дьяволом (при соприкосновении с древом познания) человечество впало в первородный грех. С другой стороны, через женщину в этот мир приходит спасение, которое искупило предыдущий смертный грех. Однако, несмотря на то, что женщина двояка, именно любовное начало становится преобладающим. Это связано с тем, что Бог есть любовь. А познание любви возможно только там, где есть семья и настоящие теплые семейные отношения. «Потому что, чем человек дальше от нас, тем легче проявлять к нему любовь. Нетрудно делать какое-то усилие и делать дела любви, говорить добрые слова, быть доброжелательным к тому человеку, с которым мы встречаемся время от времени. Чем человек становится ближе, тем уже сложнее. Перед нами высвечиваются все недостатки людей особо близких к нам. И нам гораздо труднее терпеть и прощать их». Семейная жизнь, взаимоотношения между мужчиной и женщиной – это нелегко, потому что, несмотря на свою схожесть мужчина и женщина разные. Но именно в прощении, поисках компромисса и искренней любви человек может найти то самое Царство Божие в своем сердце о котором говорили святые старцы. И стремится к этому должны оба. Современная церковь не ставит мужчину или женщину выше, они равны, а в отношениях каждый должен стремиться не только брать, но и отдавать, так как любовь сосредоточена в сердце каждого члена семьи. Женившись, человек должен помнить, что любовь может уйти, а церковь развода не приемлет и человек должен учитывать всю глубину ответственности, сможет ли он быть в семье, несмотря ни на что.

Отношение к женщинам в исламе неоднозначно, так как на протяжении определенного количества времени пережило ряд трансформаций. Ислам долгое время оценивал, а в ряде случаев, и продолжает оценивать женщину как существо несамостоятельное и более слабое. «В Коране утверждается принципиальное равенство мужчин и женщин и четко закрепляется идея функционального различия. Мужчины и женщины различаются анатомически, физиологически, психологически. Это различие приводит к их социальной дифференциации. В Коране говорится: «У мужчины те же права над женщинами, что и у женщин над мужчинами, но у мужчин на степень выше». Именно этот аят чаще всего цитируется теми, кто настаивает на необходимости подчинения женщины мужчине». Очевидно, что Ислам, как и православие, вовсе не отказывает мужчинам и женщинам в равенстве. Тем не менее, приходится отмечать, что мужчина и женщина все же не равны, ни по экономическим показателям, ни по тому, какую работу она может выполнять. Она априори слабее. Впрочем, если мы подойдем с этой же стороны и к православию, то увидим, что, если это не закреплено в религиозных догматах, то это бытует в стереотипах народа. Таким образом, можно говорить о том, что стереотипы, которые закреплены в религиях и которые бытуют под началом этих религий отличаются между собой и уравнивать их не приходится. И в христианстве и в исламе мужчина и женщина равны, но и там и там есть ряд чисто мужских и ряд чисто женских обязанностей, которые выделяют мужчин как «сильный» пол.


Библиографическая ссылка

Гадымова А.Р., Максимова Е.В. ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПРОВОСЛАВНОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРАХ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16526 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674