Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТA В БАНКЕ

Евдокимова А.Е. 1
1 Кемеровский государственный университет
1. Годовой отчет Сбербанка за 2014 год // Режим доступа http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/yrep/Annual_report_rus_y2014.pdf Дата обращения 20 января 2016.
2. Официальный сайт Сбербанка // Режим доступа http://www.sberbank.com/ru // Дата обращения 10 декабря 2015.
3. Официальный сайт Банка России // Режим доступа http://www.cbr.ru Дата обращения о 3 января 2015.

Финансовый менеджмент для коммерческого банка – это, прежде всего управление процессами формирования и использования денежных ресурсов банка. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом банка, т.е. управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, а также управление персоналом банка.

Рассмотрим основные направления финансового менеджмента в Сбербанке с помощью двух распространенных методов: оценки количественных объемных показателей и оценки качественных показателей, характеризующих надежность коммерческих банков.

Ключевыми направлениями кредитной политики банка за последние 4 года являлось увеличение доходов от размещения кредитных средств, а также получение максимальной прибыли от кредитных операций при умеренных показателях ликвидности и рисков.

Рассмотрим основные итоги 2014 года.

Основными факторами роста активов Банка в 2014 году были кредиты ЮЛ и ФЛ: прирост активов на 71,5 % был обеспечен чистой ссудной задолженностью. Рост балансовых статей произошел из-за положительной переоценки их валютной составляющей из-за ослабления курса рубля по отношению к основным иностранным валютам: курс доллара США увеличился за 2014 год на 71,9 % до 56,3 руб./долл. США, курс евро – на 52,0 % до 68,3 руб./евро.

Активы за 2014 год выросли на 33,6 % и превысили 21,7 трлн. руб. Рост активов связан прежде всего с увеличением кредитного портфеля клиентов в номинальном и реальном выражении, т.е. без эффекта переоценки за счет изменения курса рубля по отношению к мировым валютам. Произошло увеличение чистой ссудной задолженности клиентов за год. Увеличение произошло на 3,9 трлн. руб. и стала составлять 15,9 трлн. руб. За 2014 год частным клиентам выдано около 2,8 трлн. руб. За год Сбербанк увеличил выдачу жилищных кредитов. Это увеличение на 41 % больше чем в предыдущем году. В целом произошло увеличение средств в КО, и это связано с поддержанием объема высоколиквидных средств из-за волатильности остатков на счетах клиентов.

Для того, чтобы произвести фондирование активных операций использовались различные источники привлечения ресурсов. Ниже приведена динамика привлеченных средств клиентов.

Объем привлеченных средств корпоративных клиентов увеличился на 343087 млн. руб. Средства клиентов увеличились на 2898689 млн. руб., или на 21 % в относительном выражении. Увеличение объема средств физических лиц за год в объясняется за счет переоценки валютных остатков на счетах частных клиентов.

Одним из ключевых показателей количественной оценки финансового менеджмента банка является управление рисками ликвидности. Его целью является обеспечение способности Банка своевременно выполнять все свои обязательства перед клиентами и контрагентами. А также необходимо соблюдать регулятивные требования ЦБ в сфере управления риском ликвидности при разных условиях. Такими условиями могут быть нормальное ведение бизнеса, а также кризисные ситуации. Контроль и управление риском ликвидности осуществляется на основании документа «Политика ОАО «Сбербанк России» [2].

Таблица 1

Средства клиентов

Млн. руб.

1 января 2015

1 января 2014

Физические лица и ИП

7 999 052

7 655 695

Корпоративные клиенты

5 893 843

3 376 244

Средства в драгоценных металлах и прочие счета

133 829

96 097

Итого средств клиентов

14 026 724

11 128 035

Таблица 2

Выполнение нормативов ликвидности

Нормы ликвидности

Предельное значение, установленное ЦБ РФ

Критическое значение Сбербанка

Значение норматива на отчетную дату, %

1 января 2015

1 января 2014

Н2

Более 15 %

15 %

74,3

53,6

Н3

Более 50 %

55 %

66,4

58,5

Н4

Менее 120 %

115 %

111,2

102,5

Исходя из данных, представленных в таблице, Сбербанк соблюдает предельные значения обязательных нормативов ликвидности, которые установлены ЦБ. За год Банк улучшил значения таких показателей, как текущая и мгновенная ликвидность (увеличение на 7,9 % и 20,7 %). Норматив долгосрочной ликвидности также увеличился, его рост составил 9 % и это связано, прежде всего, с переоценкой портфеля долгосрочной ссудной задолженности клиентов, поскольку произошел курс основных валют. Во второй половине 2014 года происходил рост портфеля в реальном выражении. С 1 января 2015 года в силу вступили изменения методологии расчета обязательных нормативов ликвидности, поэтому произошло улучшение всех нормативов ликвидности Сбербанка [3].

Также одним из ключевых приоритетов качества обслуживания остается работа, связанная с обращениями клиентов. В результате проведенных работ по улучшению сервиса выявлено порядка сотни системных проблем. Кроме того были определены меры по устранению каждой проблемы. В настоящее время уже реализовано более 30 мер. В результате проведенной работы произошло снижение объема обращений клиентов почти на 30 % с начала 2014 года. Благодаря развитию дистанционных каналов обслуживания произошло сокращение нагрузки на отделения. Таким образом, в 2014 году ожидание очереди заняло у 93 % клиентов не более 10 минут почти в 94 % офисов, которые оборудованы системой управления очередью. Особое внимание уделялось качеству услуг, росту производительности труда и развития персонала Контактного центра Сбербанка в 2014 году. Среднее время ожидание ответа оператора Банка составило 35 секунд в 2014 году. Произошло увеличение индекса удовлетворенности обслуживанием в Контактном центре на 10 %, т.е. с 70 % до 80 %, несмотря на то, что увеличились объемы обращений на 16,1 млн. звонков (в 2014 году поступило 77,7 млн. звонков, годом ранее – 61,6 млн. звонков). Было проведено исследование независимой компанией ARMIMarketing, которое показало, что 72 % клиентов довольны качеством обслуживания в Сбербанке. Доля таких клиентов за 2014 год выросла на 7 п.п. Также Сбербанк признан самым дружелюбным банком России в социальных сетях. Компания EasyFinance опубликовала рейтинг самых дружелюбных банков России – Сбербанк занял первое место за третий квартал 2014 года [1].

Объектом исследования работы послужил ООО «Сбербанк России». На основании вышеприведенных показателей можно сделать вывод о том, что деятельность банка эффективна, поскольку у него имеются ресурсы для улучшения эффективности своей деятельности. Также выявилась положительная динамика основных показателей. Однако банк нерационально использует финансовые ресурсы, поскольку он осуществляет неприбыльные операции и ведет низкую инвестиционную деятельность. Поэтому для более точной оценки следует изучить такие направления, как управление маркетингом, управление собственным капиталом, управление прибыльностью.


Библиографическая ссылка

Евдокимова А.Е. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТA В БАНКЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-4.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16435 (дата обращения: 02.03.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074