Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РОСТ ТОПОЛЯ ЧЕРНОГО (POPULUS NIGRA L.) В ОЗЕЛЕНЕНИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦ НА ПРИМЕРЕ Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Мишенина М.П. 1 Кирюшин Н.О. 1
1 ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»
1. Автомобильные дороги. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.stroyplan.ru (дата обращения 09.02.2016).
2. Анучин Н.П. Лесная таксация: Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. – М.: Лесная пром-сть, 1982. – 552 с.
3. Булыгин Н.Е. Дендрология. 2-е изд., стер./ Ярмишко В.Т. – М.: МГУЛ, 2003. – 528 с.
4. ВСН 33-87. Указания по производству изысканий и проектированию лесонасаждений вдоль автомобильных дорог. Минавтодор РСФСР. – М., 1988. – 95 с.
5. Ковылина О.П. Изучение роста тополя бальзамического (populus balsamifera l.) и тополя черного (populus nigra l.) в искусственных насаждениях степи / Н.В. Ковылин, Н.В. Сухенко, А.А. Жихарь – Красноярск: ФБГОУ ВПО СибГТУ.
6. Методика инвентаризации городских зеленых насаждений. – М.: Минстрой России, Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, 1997.
7. Трофименко Ю.В. Биологические методы снижения автотранспортного загрязнения придорожной полосы/ Лобиков, А.В. – М., 2001. – 96 с. – (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. / Информавтодор; Вып. 5).
8. Таран С.С. Отчет по результатам лесохозяйственных изысканий улично-дорожной сети ул. Дачная (участок: въезд с трассы М4 – пер.Громова) г. Шахты, Новочеркасск, 2013. – 11 с.

Насаждения вдоль автомобильных дорог создают для защиты полотна от снежных заносов (снегозащитное озеленение) и для архитектурно-художественного оформления (декоративное озеленение). Насаждения применяют также для защиты дорог от размывов (противоэрозионное озеленение), от песчаных заносов (пескозащитное озеленение), сильных ветров и пыльных бурь, а также выполнения шумозащитных функций. Озеленение дорог это комплексное мероприятие, для чего требуются знания экологии и биологии древесно-кустарниковых пород, опыта по организации питомников, уходу за насаждениями, их учету и охране. Озеленение дорог осуществляется на основании утвержденных проектов и размещается на специально отведенных участках. Разработка проектно-сметной документации на озеленение производится в соответствии с требованиями СНиП и действующими нормативно-техническими документами [1,4].

Выделяются следующие общие цели придорожного озеленения: эксплуатационные, направленные на повышение безопасности движения, на обеспечение лучшего включения дорог в ландшафт, сельскохозяйственные и санитарно-гигиенические. С точки зрения архитектурно-ландшафтной организации можно расширить этот список использования зеленых насаждений: использование озеленения в качестве ландшафтного материала и меры компенсационного воздействия при нарушениях природной среды; создание пространственных акцентов; разнообразие дорожных ландшафтов; зрительное ориентирование, направление взгляда; создание зеленого «занавеса» или фона; декоративное озеленение [7].

Озеленение автомобильных дорог проводится как однорядными, так и многорядными посадками, из древесных и кустарниковых пород, таких как: робиния лжеакация, гледичия трехколючковая, вяз мелколистный, дуб черешчатый, ясень ланцетный, пирамидальный тополь, клен Гиннала, татарская жимолость, дейция, обыкновенная черемуха и многими другими. Большое внимание уделяется деревьям рода Populus, в частности тополю черному (Populus nigra L.). Тополь черный в условиях юга России является одной из самых распространенных пород, как в озеленении населенных пунктов, так и в агропромышленном отношении, применяют для облесения берегов рек и водохранилищ [3].

Тополь черный, или осокорь (Populus nigra L.), наиболее долговечен из всех тополей: живет 300-400 лет, достигает 45 м по высоте 2-3 м по диаметру ствола. Крона широкораскидистая, с густым ветвлением и косо вверх направленными скелетными ветвями. Распространен осокорь по всей Средней и Южной Европе, в Западной Сибири, на Алтае, в Средней Азии. Растет в поймах рек, заходя на север по Северной Двине до 63° с. ш., а по Оби и Енисею – до 60-64° с. ш. Осокорь светолюбив и довольно влаголюбив, способен выдерживать длинное паводковое затопление, к плодородию почвы не требователен. Его северные популяции зимостойки, южные – не зимостойки и значительно более теплолюбивы. Растет быстро. Древесина осокоря мягкая и легкая, широко используется в различных отраслях хозяйства. Размножают его обычно зимними и корневыми черенками [3]. Систематическая принадлежность тополя черного представлена на рис. 1.

Целью работы являлось изучение роста деревьев тополя черного, произрастающего вдоль автомагистрали. Объектом исследований служили деревья тополя черного вдоль автомагистрали по ул. Дачной, г. Шахты Ростовской области.

Исследуемая территория представляет собой прилегающие части ул. Дачная г. Шахты от въезда в город с трассы М4 до пер. Громова. Протяженность участка составляет 4,8 км, ширина, варьирует от 20 до 32 м. При этом, общая площадь составляет 14,4 га.

les23.wmf

Рис. 1. Таксонометрия тополя черного

les24.jpg

Рис. 2. Ситуационная схема месторасположения территории объекта исследований

Обследованию подлежали 384 дерева тополя черного, на объекте была проведена инвентаризация, то есть определение количества деревьев с характеристикой породы (тополя черного), возраста растений высоты, диаметра на высоте 1,3 м, декоративного и санитарного состояния. На основании материалов инвентаризации проведены расчеты по определению объемов работ по удалению древесных растений [6].

les25.jpg

Рис. 3. Тополь черный на объекте исследований

В одну из задач работы входило определение объемов вырубаемой древесины. Для определения объема ствола дерева, использовали основную формулу:

V=ghf,

где V – объем ствола дерева; g – площадь сечения ствола дерева на высоте 1,3 м; f – видовое число.

Видовые числа для древесных пород устанавливались по установленным формулам для каждой отдельной породы [2]. При расчете объемов учитывалось число стволов у дерева (раздвоение или тройной ствол).

Биологической особенностью тополя черного является частое раздвоение, а также тройной ствол. Как показали наши исследования из 384 деревьев тополя черного, 31 дерево имеет раздвоенный ствол и 8 деревьев имеют тройной ствол, что в процентном отношении соответственно составляет 8 % и 2 % из общего числа деревьев.

Таблица 1

Характеристика тополя черного в однорядной посадке, произрастающего около автомагистрали

Порода

Общее количество деревьев, шт

Высота, м

Диаметр, см

Класс декоративности, балл

Категория состояния, балл

Тополь черный

(Populus nigra)

384

17,1±0,1

53,95±0,64

1,79±0,03

2,37±0,03

Таблица 2

Средний прирост тополя черного в возрасте 48 лет

Показатель

В возрасте 48 лет

Средний прирост

Высота

17,1±0,1 м

0,36 м/год

Диаметр

53,95 см

1,12 см/год

Запас

1021,86 м3

2,66 м3/год

Проведенная инвентаризационная оценка показала, что на территории произрастает 384 дерева тополя черного возрастом 48 лет, со средними показателями по высоте 17,1±0,1 м, диаметру на высоте 1,3 м – 53,95±0,64 см.

Средний балл декоративности составляет 1,79±0,03, это значит, что растения с заметным угнетением в росте и развитии. Крона и ствол деформированы. Имеются сухие ветви и побеги. Показатель категории состояния составляет 2,37±0,03 – удовлетворительное состояние: растения здоровые, но с неправильно развитой кроной, со значительными, но не угрожающими их жизни ранениями или повреждениями, с дуплами и др. [6]. Из общего числа деревьев в неудовлетворительном состоянии находятся 250 деревьев (65 %), удовлетворительном – 124 дерева (32 %), хорошем – 10 деревьев (3 %). На момент исследований объем стволовой древесины среднего дерева составляет 0,67 м3.

На основании полученных результатов средние приросты тополя черного в возрасте 48 лет по основным показателям составят: высота 0,36 м/год; диаметр 1,12 см/год; запас 2,66 м3/год.

Исследования ФБГОУ ВПО СибГТУ г. Красноярска показали, что в возрасте 42 лет тополь черный имеет среднюю высоту 12,4 (11,5-13,5) м, средний диаметр ствола 17,6 (14,8-19,5) см. Во внутренних рядах насаждения имеется небольшое число сухостойных (около 3 %) и усыхающих (7,8 %) деревьев от общего числа первоначально высаженных саженцев [5]. Сравнивая наши показатели с показателями по г. Красноярску, можем сказать о том, что по высоте деревья практически равны, а по диаметру в г. Шахты на 36,35 см больше, скорее всего это связано с природными условиями произрастания.

Крайне отрицательно на жизнедеятельности растений сказываются автомобильные выхлопные газы, содержащие 60 % всех вредных веществ в городском воздухе и среди них такие токсичные, как оксиды углерода, альдегиды, неразложившиеся углеводороды топлива, соединения свинца. Например, под их воздействием у деревьев уменьшается размер хлоропластов, сокращается число и размер листьев, сокращается продолжительность их жизни, уменьшается размер и плотность устьиц, общее содержание хлорофилла уменьшается в полтора-два раза.

Тополь черный устойчив к антропогенным воздействиям, успешно потребляет влагу, которая аккумулируется в кювете и находится непосредственно под асфальтобетонным покрытием и может использоваться в озеленении магистралей и выполнять свои функции до возраста от 45 до 50 лет.


Библиографическая ссылка

Мишенина М.П., Кирюшин Н.О. РОСТ ТОПОЛЯ ЧЕРНОГО (POPULUS NIGRA L.) В ОЗЕЛЕНЕНИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦ НА ПРИМЕРЕ Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16297 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674