Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИИ СТРАНЫ В ПЕСНЯХ А.Н. ПАХМУТОВОЙ

Дворовая А.А. 1 Кобозева И.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»
1. Генина Л. Предисловие // Песни на стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова: сборник. – М.: изд-во «Советский композитор», 1972.
2. Добрынина Е. Вступительная статья // Песни тревожной молодости: Cборник. – М.: Воениздат, 1963.
3. Добрынина Е.А. Александра Пахмутова / Е.А. Добрынина. – М.: Советский композитор, 1973. – 141 с.
4. Квасникова Л. Вступительная статья // Нежность: cборник песен А. Пахмутовой. – М., Воениздат, 1968.
5. Лойтер Е. Рассказ о Пахмутовой // Чьи песни ты поёшь: сборник песен. – М.: изд-во «Музыка», 1965.
6. Мамолина О.Ю. Александра Пахмутова в ритмах двух эпох (к 85-летию со дня рождения) / О.Ю. Мамолина // Bulletin of Medikal Internet Conferences 2014.Volume 4.Issue 5. – p. 468
7. Григорьев Л., Платек Я. Предисловие // Нотный сборник песен Александры Пахмутовой, 1976.

Изучение творчества А.Н. Пахмутовой в системе музыкальной подготовки подрастающих поколений имеет особое значение, поскольку расширяет музыкальный кругозор обучающихся, содействует становлению музыкальной культуре личности, позволяет осознавать связи музыкальных творений в их целостности и взаимодействии с общекультурными процессами в России и понимать роль наследия композитора в современном музыкальном образовании.

Педагогическое осмысление творчества А.Н. Пахмутовой – весьма сложная задача. Анализ работ, посвященных А.Н. Пахмутовой, показал, что системного педагогического изучения творчества Александры Николаевны не проводилось. Представления о миссии композитора содержатся в статьях Л. Квасниковой, Л. Гениной, Л. Григорьева и Я. Платека и Е. Лойтер к нотным сборникам изданий, Е. Добрыниной в журнале «Музыкальная жизнь» в большинстве своем фрагментарны и в разной степени обоснованы [1; 2; 4; 5; 7]. Первые попытки научно-теоретического осмысления социокультурной роли композитора были предприняты в 1973 году Е.А. Добрыниной в монографии «Александра Пахмутова» [3].

Одной из основных причин аспектного, а не целостного изучения композитора как личности и профессионала объясняется недостаточной детерминацией в методологии педагогического познания таких категорий, которые позволяли бы осмысливать с одной стороны образовательные характеристики композитора как социокультурного феномена, а с другой – определяли динамику и закономерности творческого развития А.Н. Пахмутовой, важнейшей функцией которой является специфическая деятельность по воспитанию человеческого в Человеке, обеспечивающая трансляцию общечеловеческих и национальных ценностей в духовном мире культуры и образования и помогающая вскрывать сущность социокультурных, аксиологических и педгогических сторон ее труда.

С этой точки зрения педагогическое осмысление творчества А.Н. Пахмутовой является оправданным, так как его включение в контекст устоявшегося понятийного аппарата позволяет расширить и углубить поле поиска и осмысления феномена Александры Николаевны в музыкальном образовании.

Анализ источников позволяет сделать вывод об обосновании нравственно-этических начал творческой деятельности Пахмутовой А.Н., в которой зарождаются и развиваются представления о назначении человека, сущности его профессиональной деятельности, нравственно-этических требованиях к его личности. Эти идеи органично соединяются с музыкально-образовательными традициями Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной и многих – многих других, теоретические построения которых стали как основой модели необходимого российской системе музыкального образования учителя, обладающего идеальными личностными и профессиональными качествами, так и целевого, содержательного наполнения предметной области «Музыка» в общеобразовательной школе.

В связи с пониманием музыкального образования как необходимого условия сохранения культурного и исторического наследия отдельных регионов и страны в целом в современной педагогике появляется возможность рассматривать А. Н. Пахмутову как активного субъекта творческой деятельности и осознания собственно истории страны, поскольку эти процессы инициируются непосредственным окружением жизни страны. Под ее музыку и сегодня наши современники летают к звездам, строят города, ставят спортивные рекорды.

Исследование творчества Александры Николаевны с точки зрения отражения в нем особенностей нашей страны XX столетия оказывается весьма сложной задачей. Например, в процессе такого исследования приходится учитывать не только композиторский опыт, приобретенный А. Н. Пахмутовой за годы жизни в России, но и естественное тяготение ее ко всем связанным с Россией событиям. Подобное тяготение, например, обнаруживается уже в песне «Бекетовка», неразрывно связанной с тем местом, где родилась Александра Николаевна и где Пахмутова настойчиво указывает на то, что произошло с этим местом после Сталинградской битвы. (19 ноября 1942 года советские войска начали наступление в рамках операции «Уран»). Великая битва внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и оказала определяющее влияние на дальнейший ход всей Второй мировой войны.

Большинство ее песен написаны под заказ на важнейшее мероприятие в стране. Например, песня «До свидания, Москва» была написана для «Олимпиады-80». И после Зимних Олимпийских игр в Сочи, где вновь зазвучала эта песня, миллионы людей разных национальностей сплотились, были одним целым.

Александра Николаевна Пахмутова создавала песни о строителях сибирских электростанций, о том, что трус не играет в хоккей, о тревожной молодости и нежности, об орлятах, которые учатся летать и о Юрии Гагарине, пишет о победах новой России. Все они стали своеобразной песенной летописью страны.

Песни композитора наполнены чувством гордости за страну, чувством патриотизма, высокими моральными и нравственными идеалами, которые понятны каждому человеку вне зависимости от его национальной принадлежности.

На музыкальных произведениях А.Н. Пахмутовой выросло не одно поколение людей. Они звучат на официальных народных празднествах, их исполняют самодеятельные артисты и включают в свои программы музыканты-профессионалы. Они любимы самыми разными категориями слушателей – от тех, кто впервые благодаря творчеству композитора приобщается к миру музыки в общеобразовательной школе, до меломанов-любителей и профессиональных специалистов: учителей, музыкантов-исполнителей.

Пахмутова А.Н. «тяготеет к большим гражданским темам, но воплощает их лирично в форме песни исповеди, песни-беседы, песни-размышления». Композитора «привлекают характеры людей, их уверенное выражение в героических делах и поступках» [6].

Педагогическое осмысление истории страны в песнях А.Н. Пахмутовой предопределяет возможные направления деятельности субъектов образования, ориентируя их не только на восприятие музыкальных произведений, но и на анализ сущего, как ценностного основания музыкальной деятельности учащихся и учителей. В этом смысле педагогическое осмысление истории страны в песнях А.Н. Пахмутовой представляет собой компонент стратегии духовно-нравсвенного, патриотического воспитания и музыкально-культурного развития личности обучающихся, ориентированной не только на наследие прошлого и современность, но и на будущее. Обращение к творчеству Александры Николаевны позволяет определить миссию композитора в контексте русской идеи служения народу и отечеству как общечеловеческой ценности, наиболее полно характеризовать отечественную музыкальную культуру.

Процесс приобщения к творчеству А.Н. Пахмутовой обучающихся различных возрастных групп станет более эффективным, если будет:

– строиться на принципах и содержании, отражающих ведущие гуманистические идеи и духовно-нравственные традиции времени, в котором разворачивается деятельность композитора;

– осуществляться с учетом социальных факторов, детерминирующих этот процесс и влияющих на выбор содержания музыкального творчества.

В современных условиях педагогическое осмысление истории страны в песнях А. Н. Пахмутовой представляется важным не только для совершенствования содержания музыкального образования, но и создания оптимальных педагогических условий освоения социальных, культурных, нравственных ценностей детьми, важных в нравственном отношении в аксиологии личностно-ориентированной педагогики.


Библиографическая ссылка

Дворовая А.А., Кобозева И.С. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИИ СТРАНЫ В ПЕСНЯХ А.Н. ПАХМУТОВОЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15634 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674