Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИНОСТРАННЫЙ С ДЕТСКОГО САДА – НАДО ЛИ?

Яковлева Л.А. 1 Барамия В.Р. 1
1 ФГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»
1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2005. – 512 с.
2. Коломенский, Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1998. – 190 с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Степанова, Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 3. – С. 66-67.
5. Яковлева, Л.А., Пустовойтова, О.В. Детский билингвизм в современном мире / Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 73-й международной научно-технической конференции / под ред. В.М. Колокольцева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – Т.3. – 162 с. – С. 120-123.
6. Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку [Электронный ресурс]. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/04/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-obucheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta.

Английский язык признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, в связи с этим значительно повышен интерес к изучению английского языка. Дети начинают знакомиться с иностранным языком уже в дошкольных образовательных организациях.

Вопрос о раннем обучении иностранным языкам возник в XIX веке. Именно тогда начала зарождаться методика раннего обучения иностранным языкам. По свидетельствам современников, в нашей стране в XIX веке можно было встретить ребенка, свободно говорящего на трех иностранных языках: французском, английском, немецком.

На сегодняшний день обучение английскому языку дошкольников преследует цели целостного и всестороннего развития личности ребенка, не ограничиваясь формированием у детей коммуникативной компетенции и не выделяя обучение иностранному языку в качестве ведущей цели или доминирующей задачи. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обучение детей английскому языку в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться либо в рамках основной образовательной программы – в ее части, формируемой участниками образовательных отношений, либо в рамках оказания дополнительных образовательных услуг [3].

Поэтому именно сейчас концепция раннего обучения иностранному языку рассматривается как компонент обучения не только в школе, но и дошкольном учреждении, так как изучение иноязычной речи в раннем возрасте особенно эффективно.

Известно, что дошкольный возраст – это тот период человеческой жизни, когда формируются базовые качества личности, закладываются основы физического, эмоционального, умственного развития.

Из опыта известных педагогов и психологов, таких как Е.И Негневицкая, Л.А. Выготский, А.А. Леонтьев, Ш.А. Амонашвили и др. известно, что обучение языку в этот период дает более высокие результаты, ибо осуществляется в сенситивный период развития ребенка: пластичность природного механизма усвоения языка, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового – способствуют развитию интеллектуальных, речевых и эмоциональных способностей детей.

Возможности дошкольного возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. Как говорил К.Д. Ушинский: «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет» [2, с. 67].

Процесс обучения иностранному языку должен строиться с учетом возрастных особенностей детей. Исследователи, занимающиеся вопросами обучения и воспитания (Е.А. Аркин, Я.Я. Коломенский, А.А. Леонтьев, Т.А. Чистякова, Е.И. Негневицкая и др.) выделяют пятилетний возраст, как наиболее подходящий (как в физиологическом, так и в психологическом плане) для начала любой учебной деятельности. В этом возрасте ребенок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.

Эффективное решение обозначенной проблемы предполагает применение разнообразных форм и методов, направленных на формирование мыслительных операций, речевой деятельности, на стремление к познанию окружающей действительности. Особое место занимает игра, которая является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них и учеба, и труд, и серьезная форма обучения. В игре проявляются и формируются умения координировать свои знания, отсутствие барьеров в общении, искренность в передаче чувств. Чем больше ребенок погружается в атмосферу игры, следуя четким правилам и импровизируя на ходу, тем успешнее происходит обучение. Игра в обучении английскому языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.

Поэтому игровая методика, а именно использование дидактических игр, определяет основной принцип обучения дошкольников иностранному языку, так как в процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение «сообразным природе ребенка». Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре на голову выше самого себя» [1, с. 154].

Игра как средство обучения иностранному языку рассматривается в исследовательских работах К.А. Родкина, М.Ф. Стронина, Е.И. Негневицкой, Д. Стренджа и других ученых и нашла широкое применение в практике обучения иностранному языку.

В дидактических играх у детей не только развивается речевая активность, происходит усвоение и закрепление лексико-грамматического материала, но и развитие психических процессов: мышление, память, произвольное внимание, а также важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинить свое поведение определенным правилам и, конечно же, такие социальные чувства, как сопереживание, умение прийти на помощь, коллективизм, дружба.

Игра освобождает детей от боязни говорить на иностранном языке, оставляет яркое впечатление о занятии. Разнообразие игр помогает создать благоприятные условия для усвоения новых знаний:

«Один и много»: игра на закрепление счета до 10 и образования множественного числа существительных;

«Овощное лото»: игра на активизацию лексики по теме «Овощи»;

«Веселые зверята»: игра, во время которой отрабатывается грамматическая конструкция «I аm а…»;

«Сложи игрушку»: игра на закрепление лексики;

«Время года»: игра, во время которой закрепляются представления о сезонных изменениях и явлениях природы и многие другие.

Дидактическая игра помогает поддерживать высокую активность каждого ребенка, учитывая при этом индивидуальные особенности детей.

Рекомендации по применению дидактических игр:

- слишком возбудимым, подвижным детям чаще предлагайте настольно-печатные игры: «Лото», «Мозаику», «Разрезные картинки», «Кубики» и др. Детей с замедленной реакцией вовлекайте в игры, которые требуют быстрого ответа, решения игровой задачи: «Кто быстрее назовет», «Добавь слово», «Отвечай быстро»;

- чаще играйте в настольно – печатные игры, в ходе которых дети незаметно для себя будут учиться не только говорить на английском языке, а также думать («Собери картинку», «Пообдери пару», «Веселое домино», «Волшебная стрелка» и др.);

- для снятия утомляемости применяйте игры с движениями. Такие игры, как «Веселая карусель», «Брось мяч и назови слово», «Съедобное – несъедобное» и др., – помогают повысить внимание и работоспособность дошкольников и в веселой непринужденной форме повторить изученный материал [5].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте допускается изучение иностранного языка, но при этом необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, его желание и соблюдать принцип: «Не навреди!».


Библиографическая ссылка

Яковлева Л.А., Барамия В.Р. ИНОСТРАННЫЙ С ДЕТСКОГО САДА – НАДО ЛИ? // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674