В наше время проблема развития творческих способностей дошкольников с применением интермодальной терапии экспрессивными искусствами является актуальной, так как педагогические меры, которые применяются в дошкольной практике, не дают достаточно эффективных результатов.
Одной из ведущих проблем современности является творчество. В настоящее время оно исследуется на психологических и педагогических, на индивидуальных и социальных уровнях. Изучению данной проблеме посвящены многие работы отечественных и зарубежных исследователей, в ключе определения его методов и средств, творческих способностей дошкольников известны работы ученых Д.Б. Богоявленского, И.В. Сусанина, Дж. Гилфорда, И.Ю. Левченко, Н.В. Гнатко, Л.Н. Комиссаровой, Я.А. Пономарева, Л.С. Выготского, Е.О. Смирновой и др.
«Творчество» в широком понятии означает создание оригинальных и новых, более совершенных материальных и духовных ценностей, которые располагают объективной или субъективной значимостью.
Ф. Бэррен считает, что творческие способности представляют собой соединение многих качеств. К индивидуальным чертам творческой личности (и писателей, и поэтов, и ученых, архитекторов и других) Бэррен относит целый ряд факторов, как когнитивных, так и личностных. К когнитивным способностям относятся независимость в суждениях, хорошая память, высокая умственная способность, выплескивание множества идей, наблюдательность, стремление к новому и необычному, способность видеть вещи с новой, необычной стороны. В числе личностных черт, характеризующую творческую способность, можно выделить такие как артистичность, экспрессивные способности, обаяние, эмпатия, воля и целеустремленность, открытость, искренность.
Известно, что многие психологи и педагоги связывают творческую деятельность с особенностями мышления.
Д.П. Гилфорд, известный американский психолог, занимался проблемами интеллекта и установил, что творческим личностям свойственно дивергентное мышление. Люди, которые обладают таким типов мышления, не ищут единственного правильного решения, а начинают искать всевозможные направления в решении проблемы и рассматривают как можно больше вариантов.
Дивергентное мышление характеризуется следующими главными особенностями:
1. оригинальность – это способность воспроизводить новые, уникальные, нестандартные идеи;
2. гибкость – способность высказывать многообразие идей;
3. быстрота – способность высказывать максимальное количество идей за малое время (в данном случае важно количество идей, а не их качество);
4. законченность – способность придавать «продукту» законченный вид или совершенствовать его [1].
Интермодальная терапия, по-другому еще называют и полимодальной, тесно связана с творчеством использования не одной, а нескольких экспрессивных модальностей или средств творческого самовыражения. К ним относятся изобразительная деятельность, танец, музыка, ролевая игра, творческая повествовательная деятельность и они могут применяться в разной последовательности и комбинации.
Использование различных средств творческого самовыражения способствует:
– активизации невербальной коммуникации у участников арт-терапии;
– мобилизации творческого потенциала личности или группы;
– обеспечению дополнительных возможностей для выражения чувств, получения полисенсорного опыта, проработки чувств и представлений;
– достижению более согласованного взаимодействия между аспектами личностного функционирования (эмоциональных, поведенческих, когнитивных и физических).
Использование интермодальных средств в арт-терапии обеспечивает и эффективное децентрирование, т.е. переориентации участников занятий с привычных форм мышления на альтернативные, иные, связанные с творчеством. Эффект интермодального децентрирования достигается путем применения различных типов общинной практики, которая связана с групповыми действиями, совместной деятельностью и сближает участников, формирует новую структуру восприятия и обеспечивает фокусировку на сейчас, и то, что происходит здесь [2].
Организованный нами эксперимент проводился на базе АНО «Бала Сити» ДОУ г. Казани Вахитовского района, в исследовании приняли участие 25 старших дошкольников.
В рамках констатирующего эксперимента были определены исходные показатели уровня творческих способностей дошкольников по компонентам:
– гибкость;
– оригинальность;
– беглость;
– законченность;
– вербальный и невербальный компоненты.
Согласно выдвинутой в исследовании гипотезе и поставленным задачам, были получены результаты исследования на основе использования комплекса методик по указанным компонентам:
1. Методика «Солнце в комнате» (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев). Эта методика используется для определения уровня совершенствования своих мыслей, умения придавать им законченный вид.
По результатам диагностики были получены следующие результаты: 20 % дошкольников дали конструктивные ответы, сумели отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации. У оставшихся 80 % дошкольников на сегодняшний день результаты на низком уровне, в отличие от остальных ребят они отвечали на вопросы коротко, у них не совсем получается правильно сформулировать предложения.
2. Методика «Складная картинка» (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев). Эта методика позволяет выявить уровень беглости и быстроты (учитывается максимальное количество идей) у дошкольников. 56 % дошкольников дали ответ описательного типа (перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения), 44 % детей ответили комбинированно (сохраняется целостность изображения при сгибании рисунка, включая нарисованного персонажа в новую ситуацию).
3. Методика «Как спасти зайку» (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев). С помощью этой методики мы выяснили уровень оригинальности у дошкольников. Результаты следующие:
72 % детей использовали предметы в готовом виде, механически перенесли их свойства в новую ситуацию, и всего 28 % дошкольников сумели дать оригинальные ответы, преобразовать первичную функцию предмета, это говорит о ситуативном подходе ребенка к заданиям.
4. Методика «Дощечка» (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев). Используется для определения уровня гибкости творческих способностей дошкольников. Исследование показало что, 76 % детей смогли дать только неполные и повторяющиеся ответы, и 24 % детей дали больше вариантов ответов которые не похожи друг на друга.
5. «Тест для выявления творческих способностей» (Е. Торренс) Данный тест позволил нам определить уровень вербальных и невербальных компонентов творческих способностей. По результатам диагностики были получены следующие результаты:
Вербальный компонент: 56 % дошкольников – на низком уровне, 24 % детей – на среднем и всего 20 % детей на высоком уровне развития творческих способностей. Это свидетельствует о том, что большинство детей имеют трудности при общении, не умеют правильно формулировать предложения, отвечать на вопросы, предлагать свои идеи.
Невербальный компонент: 60 % дошкольников имеют низкий уровень, 28 % – средний уровень, 12 % – высокий уровень развития творческих способностей. Следовательно, у детей недостаточно развито творческое воображение, изобразительное творческое мышление.
На основе полученных результатов по всем компонентам для успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами интермодальной терапии экспрессивными искусствами составлялась формирующая программа «Маленькие затейники».
Цель формирующего этапа эксперимента: развитие творческих способностей дошкольников средствами интермодальной терапии экспрессивными искусствами.
Задачи:
1. Организация благоприятной среды и условий для развития творческих способностей дошкольников.
2. Развитие вербальных и невербальных творческих способностей.
3. Развитие отдельных компонентов творческих способностей: беглость, гибкость, оригинальность, законченность.
Условия проведения: формирующая программа реализуется с декабря 2015 года до марта 2016 года.
Занятия будут проводиться в форме развивающих занятий 1 – 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 24 занятий с дошкольниками.
Форма проведения:
На каждом занятии воспитатель объявляет тему и цели данной встречи и переходит к основному содержанию занятия.
Все упражнения, игры, ручные работы, средства артпедагогики, использование интермодального подхода направлены на развитие творческих способностей.
Пример:
Тема занятия |
Цель занятия |
Содержание занятий |
Коллаж, постановка «Новый год» |
Развитие творческого мышления, вербальных творческих способностей, гибкости и оригинальности. |
1. Обучение изготовлению коллажа с помощью ваты, клея, краскок и специальных фломастеров. 2. Придумать сказку на тему «Кто украл Новый год» 3. Постановка сказки в виде настольного театра с использованием коллажа |
Поделка – перфоманс с природными материалами «Разноцветные цветочки» |
Развитие невербальных творческих способностей, координация движения и гибкости. |
1. Обучение украшению шишек красками и бусинками. 2. Группа делится на подгруппы и придумывает танец – перфоманс на свои подделки. 3. Демонстрация своих работ и танцев всей группе |
В настоящее время предложенная программа «Маленькие затейники» проходит апробацию на базе АНО «Бала Сити» г. Казани Вахитовского района.
Таким образом, обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что уровень творческих способностей дошкольников на сегодняшний день достаточно низкий. Дети не могут правильно строить предложения, высказывать свои идеи, у них плохо развито творческое воображение, умеют, но не хотят фантазировать, больше повторяют друг друга.
Библиографическая ссылка
Мавлина Г.М., Дроздикова-Зарипова А.Р. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЭКСПРЕССИВНЫМИ ИСКУССТВАМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15581 (дата обращения: 22.11.2024).